Файл: Особенности семейного воспитания (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Семья – это своего рода общность, имеющий конкретные обязанности в воспитании долговременную, основную и важнейшую роль. Уверенность и робость, доверие и страх, сердечность и теплота, спокойствие и тревога в общении в противоположность отчуждению и холодности –эти качества приобретается в семье. У ребенка они проявляются и закрепляются до поступления в школу и оказывают длительное влияние на его развитие.

Семейное воспитание – обобщенное название для процессов воздействия родителей и других членов семьи на детей с целью достижения положительных результатов.

Семейное, школьное и социальное воспитание осуществляется неразрывно. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальном воспитании.

Роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней ребёнка. Семья для ребенка является одновременно средой обитания, а также воспитательной средой. Влияние семьи и близких особенно в начальный период жизни ребенка намного выше других воспитательных воздействий.

Гипотеза данной темы заключается в том, что семья отражает школу, трудовые коллективы и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость успешности формирования личности обусловливанной прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности.

За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Актуальность процесса заключается в ее направленности на решение проблемы взаимодействия семьи и школы по воспитанию учащихся. Успешный родитель, будь то отец или мать должны знать основные принципы педагогической науки, иметь понятие о воспитательном процессе. Родителям необходимо быть в курсе теоретических и практических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и развития его личности.

Ребенок именно в семье делает первые наблюдения, получает первый жизненный опыт и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он осознал, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Цель курсовой работы: рассмотреть сущность семейного воспитания, метода и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании ребёнка.


Предмет исследования – средства и методы семейного воспитания, методы взаимодействия семьи и школы.

Задачи:

– изучить теоретические основы данной проблемы;

– раскрыть методы, формы и основы семейного воспитания, а также содержания воспитания;

– исследовать психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и школы, изучить роль классного руководителя в воспитании, рассмотреть педагогическую поддержку в воспитании школьника.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1    Понятие семейного воспитания

Ребенок — это, наследник его родословной, крепкая семейная цепочка и смысл человеческой жизни. Умный, образованный, трудолюбивый, верующий ребенок - это величайшее достояние не только родителей, но и всего общества. Как правило, ребенок растет в семье духовно и физически. Единство семьи играет важную роль по мере роста ребёнка. Особенно их духовное воспитание - это служба обществу. Поэтому семья - это место воспитания гармонично развитого поколения. Поэтому нравственное и духовное воспитание детей в семье, особенно в смысле любви к Родине, приверженности независимости, формирования патриотизма и воспитания любви к Родине.

Одним словом, недостаточно описать роль семьи в формировании ребёнка, их место в жизни, их достоинство и навязывание высокой этики. Ответственность, добросовестность и самопожертвование проявляются в каждом действии по воспитанию молодежи в духе приверженности. Тесные и дружеские отношения между родителями и их детьми, лучшее понимание их будущих целей - это основа для их физического и духовного роста.

Когда у ребенка хорошие манеры и рассуждения, он поймет уроки жизни и сделает добрые дела. Напротив, он может оказаться в ловушке сегодняшней опасной глобализации, отчуждения инопланетян, введения в заблуждение и выхода на улицу с преступностью.

Воспитание в семье влияет на психическое, эмоциональное и эмоциональное благополучие ребенка. Известный педагог А.С. Макаренко отметил, что до 5 лет очень важен для формирования личности ребенка. Он писал: «... основная основа воспитания - это когда вам пять лет, поэтому то, что вы сделали до пяти лет, составляет 90% процесса воспитания. В это время внимание родителей и здоровье семейного окружения играют решающую роль в воспитании детей.


Воспитание играет важную роль в воспитании детей. Когда ребенок груб и жесток, он или она подвергаются насилию. Дети, рожденные в такой нездоровой среде, образуют «морально больных» людей. Они оказывают негативное влияние на моральное состояние общества и его будущее. Все, даже самые простые семейные отношения, влияют на ребенка. Важно помнить, что честность, искренность, лояльность и сладкая речь - один из самых важных инструментов зрелости в детстве. Потому что, опять же, дети воспитываются из окружающей среды, иными словами, дети подобны воде, и как вода принимает форму сосуда, так и окружающая среда тоже.

Конечно, воспитание чрезвычайно сложно и ответственно. Это требует от каждого родителя работать самостоятельно, чтобы не отставать от всей воспитательной информации. Воспитание - это не просто практика, простое руководство или набор знаний, но это также сложный процесс, включающий религиозные и нравственные знания, медицину, этику, психологию и педагогику. Сегодня семейное воспитание стало немного сложным. Причина в том, что по мере развития общества требования для формирования полностью развитого человека будут расти. Это требует большей родительской ответственности в семье, повышения качества и возможностей эстетического, религиозного, нравственного и сексуального воспитания ребенка.

В заключение следует отметить, что в условиях быстро развивающейся глобализации мира возрастает угроза обретению человеческого сердца и разума, особенно духовного мира молодого поколения, религиозного экстремизма и идеологических и информационных нападок на нашу страну. Родительская и семейная среда для воспитания молодого поколения с сильным чувством неприкосновенности, ясного мышления, страстного и глубоко преданного своей родине с чувством любви и преданности своей родине будет очень важно. Давайте обучать наших детей, чтобы они могли расти, чтобы быть верными своим предкам, своей родине, своей семье, своему родному языку, национальности, религии и традициям!

1.2 Роль ребенка в семье

С каждым из близких нас связывает негласный договор. Если понять, какой именно, нам будет проще освободиться от навязанной роли, которую мы, возможно, исполняем уже много лет.

Семья – это большая сцена, и каждый из нас исполняет на ней свою роль. «Именно здесь, в сложной системе семейных взаимоотношений, мы выстраиваем связи и формируем себя в зависимости от других, их желаний и потребностей, – уточняет детский психолог Татьяна Бедник. К примеру, роли детей, распределены в зависимости от последовательности их появления на свет, семейных историй и бессознательных сигналов, идущих к ним от взрослых. Если роль для ребенка органична, она работает на его благополучие и развитие всех членов семьи: так бывает в хорошо функционирующих семьях. В дисфункциональных, дисгармоничных семьях роли навязываются, и дети вырастают в их рамках, теряя себя. Некоторые роли сковывают ребёнка больше, чем другие, накладывают отпечаток на всю дальнейшую взрослую жизнь, порождают беспомощность и пассивность, мешая проявить самостоятельность и заявить о себе. «Повзрослев и осознав, что нам в тягость предложенная кем-то модель поведения, мы обретаем шанс избавиться от нее, не застрять в ней навсегда», – говорит Татьяна Бедник.


Представлены четыре детские роли, которые часто встречаются в семейных сценариях. Дали им яркое описание, усилив некоторые детали. Попробуем определить, на кого из этих персонажей вы больше похожи, и спросите себя, как роль, усвоенная в детстве, влияет на вашу жизнь сегодня. Сказывается ли она на ваших отношениях в паре, на вашем выборе, ваших решениях? Какую выгоду она вам приносит и не мешает ли проявить себя?

ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЕ АМПЛУА

Примерный ребенок

Портрет. В любом возрасте он выглядит как взрослый в миниатюре – волевой, добросовестный, разумный в речах и поступках. «Такие дети хорошо понимают, что заслужат внимание и одобрение взрослых, только если будут соблюдать чужие правила, – рассказывает Татьяна Бедник. –Для этого ребенку приходится подавить в себе все живое: импульсивность, спонтанность, эмоциональность. Под запретом оказываются и негативные проявления, к примеру агрессивность.

Роль в семье. Идеальный ребенок не делает того, что может расстроить родителей, и его задача – максимально соответствовать их ожиданиям. Он служит «визитной карточкой», безупречным послом своих родных в обществе. Как правило, его братья и сестры пользуются большей свободой, потому что все внимание обращено на него.

Плюсы и минусы. «Такие люди ответственны, дисциплинированы, обладают упорством, – комментирует Татьяна Бедник. – Но с ними часто бывает очень скучно». Как не странно, владея такими качествами постоянно ищут одобрения и высокой оценки со стороны взрослых (позже – преподавателей и начальников), но это редко приносит им популярность. А еще идеальным в прошлом детям сложно выстраивать близкие отношения, поскольку они не в состоянии совладать со своими чувствами, подавляют в себе все негативные эмоции, которые все равно прорываются наружу – к примеру, в виде приступов сарказма.

Непослушный ребенок

Портрет. Энергичный и беспокойный ребёнок, он бесконечно задает вопросы, нарушает правила, устраивает провокации. Не ведая усталости, он восстает против семейных ограничений и требований, из-за чего бывает наказан.

Роль в семье. С такими детьми сложно ладить. ««Легче наказать, попытаться подавить, ограничить, усмирить», – объясняет Татьяна Бедник. – Непослушный ребенок часто является отражением невнимания родителей, их усталости, неготовности взаимодействовать с ним». Но ребёнку необходимо участие родителей, и они будут любыми способами стараться привлечь к себе внимание.


Плюсы и минусы. «Непослушный ребенок способен сопротивляться, он умеет говорить «нет», может постоять за себя. С другой стороны, умеет ли он говорить «да»? В этом нет никакой уверенности», – размышляет психолог. Чрезмерная жизненная энергия может сделать из него лидера, а желание бунтовать – законсервировать в нудной роли возражающего, того, кто всегда против. Такие дети часто поступают безответственно. Нередко бывают двуличными – с сильными ведут себя затравленно и униженно, со слабыми – жестоко.

Больной ребенок

Портрет. Вечный насморк, аллергия… Ребенок нуждается в сосредоточенном внимании родителей. Слабый здоровьем, он вызывает у окружающих сочувствие и беспокойство. «И учится манипулировать, если понимает, что только в болезни может получить то, что в обычной жизни ему не дают: внимание, заботу и любовь», – комментирует Татьяна Бедник. Повзрослев, он, скорее всего, превратится в вечно больного человека, который будет находить в себе симптомы всех недугов.

Роль в семье. Ребенок выбирает для себя эту функцию, чтобы сказать матери: «Я не могу без тебя», тем самым отвести ей прекрасную роль – преданной, забывающей обо всем ради него вечную няню. Возможно, он связующее звено двух родителей, которые с трудом ладят друг с другом, но объединяются ради ребенка.

Плюсы и минусы. «Постоянно оберегая ребенка, родители ограничивают круг его общения, полностью лишают сына или дочь собственной жизни, – рассказывает Татьяна Бедник. – В результате такие дети растут зависимыми, безынициативными, несамостоятельными». Им сложно научиться выстраивать отношения с людьми: часто они складываются по модели «больной–сиделка».

Вечный ребенок

Портрет. Ему все прощается – он растет капризным, не думает о последствиях, легко меняет принятые решения… Слабовольный и импульсивный, он не обременяет себя заботами ни о завтрашнем дне, ни о других людях. У него есть идеи, желания, но нет ни терпения, ни средств, чтобы их осуществить: он ждет, пока за него все сделают другие. «Вечный ребенок, ничего не знающий о своих возможностях и не готовый ни за что отвечать, склонен искать виноватых: или обстоятельства не так сложились, или окружение было не то», – добавляет Татьяна Бедник.

Роль в семье. Обычно это самый младший ребенок в семье, который одновременно является связующим звеном между родителями. «Третий лишний» – он препятствует их близости, но обеспечивает сохранение пары. Такие дети – гарантия вечной молодости родителей. «Можно не бояться почувствовать себя ненужными в тот момент, когда ребенок вырастет и уйдет из семьи, – ведь этого просто не произойдет», – говорит психолог.