Файл: Особенности семейного воспитания (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Компромисс чаще встречается в семьях, где наблюдается рассогласование в понимании воспитательных установок между детьми и родителями. Так, родители не согласны с тем, что “если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы счастливее и лучше”, в то время как подростки имеют обратную установку, а также считают важным соблюдение правил поведения в семье и стремятся к равенству позиций с взрослыми.

Для изучения ситуации общения с родителями нами определялась частота общения в семье, а также мотивация и инициатор разговора. Анализ частоты общения родителей с ребенком показал, что большинство родителей (59%) беседуют со своими детьми практически каждый день, 23% ответивших – один-два раза в неделю, 18 % родителей отмечают дефицит общения с подростком, так как общение происходит достаточно редко (несколько раз в месяц и реже). Важно отметить, что подростки указали, что общаются с родителями реже (чем по данным родителей). 26 % подростков отмечают дефицит общения в семье, когда разговоры с родителями бывают редко. Объяснить результаты можно следующим образом:

Подростки испытывают дефицит общения в семье больше, чем родители, так как имеют более высокую потребность в общении (общение – ведущий тип деятельности в подростковом возрасте), что отражается в рассогласовании полученных ответов.

Общение в семье может проходить “в одностороннем порядке”, когда родители по своей инициативе говорят о чем-то с ребенком (возможно, с воспитательной целью), но подросток такую ситуацию не воспринимает как доверительное общение.

Возможны “социально одобряемые” ответы родителей, когда ответы на вопрос анкеты формулировался родителем исходя не из реальной ситуации, а в соответствии с ожиданиями окружающих (как нужно ответить, а не как есть на самом деле).

Результаты исследования показали, что родители и подростки мотивацию общения воспринимают по-разному. Так, родители считают себя более инициативными в общении. При этом 38 % ответивших замечают, что общение в семье с подростком происходит по необходимости при возникновении проблем (конфликтное поведение подростка может выступать способом привлечения внимания родителей к себе). Подростки отмечают более низкую активность родителей, а также 30% детей указывает, что общение в семье происходит только при возникновении проблем. Важно, что дети воспринимают себя практически в два раза более инициативными в общении по сравнению с родителями, что также указывает на дефицит теплых эмоциональных отношений в семье подростков


Данные исследования свидетельствуют, что этот аспект является важным для респондентов: 68% выбирают здоровье и физическое развитие как наиболее актуальную проблему воспитания. Причем для родителей младших школьников эта проблема воспитания также выходит на первый план. Кроме того, для родителей значимым является нравственное развитие детей (63 %). (В то время как для родителей младших школьников более важным является интеллектуальное развитие ребенка). Важно, что у родителей подростков отмечается согласованность общей воспитательной системы. С одной стороны, они стремятся развивать в своих детях морально-этические качества личности, с другой – приоритетным является нравственное развитие подростка.

Родители отмечают и другие проблемы воспитания: интеллектуальное развитие (54%), успеваемость в школе (49%), воспитание трудолюбия (48%). Лишь небольшое число родителей (3% ответов) считают, что необходимо воспитывать у ребенка умение организовывать свой досуг, однако основными причинами возникновения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с детьми являются компьютерные игры, длительный просмотр телевизора, несоблюдение режимных моментов

Подростковый возраст является периодом физического и полового созревания ребенка, когда в его организме происходят важные изменения, вызванные процессом роста. С вступлением в пубертатный период у подростков резко возрастает интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере, степень соответствия общепринятым стандартам мужественности и женственности. При этом только 7% родителей считают актуальной проблему сексуального и полового воспитания. Можно отметить противоречие между потребностями подросткового возраста и традиционным запретом разговоров на “сексуальные” темы в семье. Это противоречие может привести к тому, что сексуальное, половое просвещение подростков будет проходить стихийным образом, под воздействием взглядов сверстников и СМИ.

По данным исследований распространенности ПАВ среди подростков, 18% регулярно употребляют алкоголь, 52% – от случая к случаю; 14% подростков курят регулярно, 30% подростков бывают в местах досуга, где принято употребление наркотических веществ, а 83% информированы о местах распространения наркотических веществ. Но только каждый 9-ый родитель подростка осознает важность проблемы употребления психоактивных веществ (14% ответов) в воспитании ребенка.

Для изучения особенностей представлений об идеальной семье использовался метод незаконченных предложений:


  • Идеальная семья – это, когда:
  • Идеальные родители – это те, которые:
  • Идеальные дети – это те, которые:

Результаты исследования показали, что представления об идеальной семье у респондентов схожи внутри выборки. Основные категории, используемые для описания идеальной семьи, относятся к области межличностных отношений. И родители, и дети подчеркивают важность понимания между родственниками (“понимают друг друга”) и целостности семьи (“все вместе”). Существуют незначительные отличия при описании эмоционального фона. Так, родители отмечают, что в идеальной семье – мир, а подростки пишут, что это семья, где не ругаются.

Таким образом, по мнению респондентов, идеальная семья – это взаимопонимание между членами семьи, целостность, спокойствие, любовь, уважение и взаимопомощь. Важно, что материальные и социальные категории для описания идеальной семьи не использовались, т.е. респонденты не связывают удовлетворенность отношениями в семье с уровнем доходов и социальным статусом.

В первую очередь, идеальные родители – это те родители, которые понимают и любят детей, заботятся о них. При этом с точки зрения родителей, приоритетно понимание в семье, а с точки зрения подростков – любовь и забота.

Представления подростков об идеальных родителях противоречивы. С одной стороны – это строгие родители (подросткам необходимы границы), с другой стороны – это родители, которые “не наказывают” (дети нуждаются в автономии и свободе). Эти противоречия вызваны психологическими особенностями возраста.

Больше всего рассогласования в группах родителей и подростков в представлениях об идеальных детях. В представлениях подростков от идеальных детей ожидается послушание и помощь родителям. В представлениях родителей, идеальные дети уважают, понимают взрослых. То есть, в представлениях об идеальных родителях и детях проявляется двойной стандарт, характерный для подросткового возраста. С одной стороны, подростки ожидают эмоционального тепла от родителей, с другой стороны, сами ориентированы на выполнение ролевых ожиданий, а не на доверительные отношения.

Таким образом, дальнейшее развитие семейных отношений респондентами видится прежде всего в укреплении семейных связей, развитии теплых доверительных отношений. Семья выступает как мощный ресурс, дающий эмоциональную поддержку и опору каждому своему члену.

В заключении можно отметить, что в исследовании были рассмотрены: стили семейного воспитания, причины конфликтов, стратегии поведения в конфликтах, воспитательные установки, трудности семьи, цели, где воспитывается подросток. Также предпринята попытка сравнительного анализа семьи подростка с семьей младшего школьника. Специфика проведенного исследования заключается в стереоскопичности представленных материалов, так как обозначена позиция как родителей, так и подростков. Надеемся, что полученные данные могут быть использованы при организации воспитательной работы с подростками, а также для просветительско-профилактической работы с родителями.


ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Если родители и близкие не будут счастливы, их страдания будут разрушительными не только для них самих, но и для их детей. Восточная мудрость гласит «Птенец делает то, что видит в птичьем гнезде». Воспитание, манеры и поведение ребенка зависят от его родителей. Хорошее отношение друг-другу, характер родителей, обстановка в семье во многом благоприятно действуют на воспитание детей. В таких семьях вырастают прилежные, образованные уважающие родителей дети.

Поэтому, когда родители воспитывают своих детей в духе любви к семье и хорошего поведения, могут сделать своих детей счастливыми на всю жизнь, если такие качества унаследованы детьми от их родителей. Семейное окружение очень важно в воспитании детей. Поэтому родители должны учитывать все аспекты семейного обучения.

Изучая, анализируя литературу о воспитании ребёнка и наблюдая за семейными отношениями, я пришла к следующим выводам:

1. Уникальность каждой нации заключается в ее отражении национального духа. Установлено, что эффективное использование этнопсихологических особенностей узбекского народа играет важную роль в формировании полноценной личности.

2. Великие предки, которые внесли большой вклад в мировую науку и культуру в бесценных шедеврах, которые он создал своими обширными идеями, сегодня могут быть примером в воспитании морально здоровых и счастливых семьей.

3. Было установлено, что семейное окружение играет особую роль в последовательном и упорядоченном осуществлении этического воспитания, и родители должны иметь более глубокое понимание целей, задач, средств и методов воспитания.

4. Теплота в отношениях, доброта, терпение, застенчивость, честность, взаимоуважение, ответственность, черты хорошо воспитанной личности.

5. В глазах своих детей родители самые лучшие. Таким образом, сплоченность слов и действий родителей является важным качеством и имеет большой воспитательный эффект.

6. Проблема этики речи среди членов семьи также является важной проблемой, и родители должны говорить на чистом языке и учить своих детей этому.

Таким образом, роль семьи в воспитании детей как зрелых, хорошо воспитанных, высокообразованных людей неоценима.

СПИСОК ИСПОЛЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРЫ

Описание книг одного-трех авторов