Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Анализ жизненного цикла на примере ООО «КОКА-КОЛА ЭЙЧБИСИ ЕВРАЗИЯ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Каждый день образуется множество новых фирм. Далеко не все из них способны успешно развиваться, добиваться успехов и достигать поставленных целей. Очень немногие организации способны существовать бесконечно долго, и ни одна не живет без изменений. Не сумевшие адаптироваться к постоянно меняющейся внешней среде предприятия погибают.

В то же время компании, руководство которых отличается гибкостью, способностью предвидеть и адекватно реагировать на внешние изменения, процветают. Однако для эффективного управления организацией недостаточно уметь прогнозировать события.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что руководству любой организации необходимо знать, на какой стадии своего развития находится компания, чтобы сконцентрировать усилия на тех задачах, которые на этом этапе необходимо решить в первую очередь.

Объектом исследования данной работы является изучение жизненного цикла организаций. Предметов, в свою очередь, является ООО «КОКА-КОЛА ЭЙЧБИСИ ЕВРАЗИЯ».

Целью работы является анализ организации в условиях их жизненного цикла. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • Рассмотреть теоретический аспект жизненного цикла организации: определить сущность, выделить основные этапы и изучить модели жизненного цикла организации;
  • Рассмотреть стадии ООО «КОКА-КОЛА ЭЙЧБИСИ ЕВРАЗИЯ» и определить на каком этапе жизненного цикла находится компания;
  • Предложить стратегию дальнейшего развития ООО «КОКА-КОЛА ЭЙЧБИСИ ЕВРАЗИЯ»;
  • Определить актуальные риски для Компании на выявленной стадии и предложить мероприятия по их недопущению.

При написании данной работы использовались научные труды следующих авторов: ... Были также использованы различные интернет источники и материалы периодической печати: ...ОБОСНОВАТЬ ВЫБОР

Курсовая работа состоит из введения, в котором определяется актуальность темы исследования, цель работы и задачи для ее реализации; первой главы, в которой сформулированы теоретические аспекты объекта исследования; второй главы, в которой рассматривается практическое применение; третьей главы, в которой рассматривается организация риск-менеджмента на стадии «зрелось» жизненного цикла организации ООО «КОКА-КОЛА ЭЙЧБИСИ ЕВРАЗИЯ»; заключения, содержащего общие выводы в целом по работе.  


Глава 1 Теоретические аспекты жизненного цикла организации

1.1 Сущность жизненного цикла организации и его роль в управлении организацией

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу [3, C.46-47]. Именно поэтому широко распространено понятие о жизненном цикле организаций как о предсказуемых их изменениях с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть: существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными [4, C.289-290].

На современном этапе развития управления и экономики все больше организаций, как коммерческих, так и не коммерческих, начинают использовать элементы методик анализа жизненного цикла для повышения эффективности деятельности. Понимание того на какой стадии жизненного цикла находится компания, позволяет оценить возможности для дальнейшего ее развития.

Жизненный цикл организации – это комплекс последовательных и предсказуемых трансформаций субъекта экономической деятельности за время своего функционирования. Эта теория рассматривается в рамках менеджмента и подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития: возникновение, рост, стабильность, спад, ликвидация [9, C.41-42].

Организации зарождаются, преодолевают стадии бурного роста и зрелости, затем наступает фаза обратного развития, в процессе которой организации испытывают кризис стабильности, ослабление и в конечном итоге заканчивают свое существование.


Учитывая характер каждой стадии жизненного цикла организации, необходимо объективное соответствие причин перехода каждой конкретной организации от одного этапа развития к другому с тем, какой подход к управлению поведением организации выбран ее руководством. Если данные процессы были предопределены руководством, то важную роль играет срок, когда они произошли в действительности, и соответствовал ли он изменениям, которые имели место во внешней и внутренней среде конкретной организации [14, C.50-52].

Основной проблемой в исследуемой области выступает зависимость поведения организации от понимания руководством организации ее потребностей, определяемых спецификой этапа жизненного цикла, на котором она находится. Поэтому руководитель обязан всегда давать объективную оценку предпринимаемым мерам по обеспечению соответствия стиля управления конкретной стадии жизненного цикла предприятия, что подразумевает необходимость взаимного соответствия конкретных мер и стиля управления поведением организации в зависимости от этапа жизненного цикла.

Концепции жизненного цикла уделяется большое внимание в литературе по изучению рынков. Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла [6, C.49-50].

Учитывая зависимость любой организации от многих внешних и внутренних факторов, можно предполагать, что компании развиваются индивидуально, по-особому, отличному от других, пути. Отчасти это утверждение верно. Однако еще в 60-х годах XX века было предложено провести аналогию между развитием организации и человека. Впоследствии был сделан следующий вывод: все компании эволюционируют по определенной закономерности, согласно своим внутренним законам, и, так или иначе, проходят несколько этапов в своем развитии. Под этапами понимаются периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства.

Выявленная закономерность нашла свое отражение в теории жизненного цикла организации. Периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации. То есть жизненный цикл организации («онтогенез») отражает ее эволюцию («филогенез») от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности. Причем время прохождения этапов цикла у различных организаций значительно отличается. На средний срок жизни организации влияет множество факторов. В их числе размер фирмы, отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента (структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издержек) и многие другие [4, C.291-294].


Еще в 1965 году Дж. Гарднер писал: «Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости. Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками». Можно утверждать, что психологический возраст организации нередко отличается от физического, в чем и проявляется индивидуальность развития организаций [18].

Жизненный цикл организации имеет 4 этапа: создание, рост, зрелость и упадок (спад). У разных организаций они могут отличаться продолжительностью, однако, преимущественно, самой длительной является стадия зрелости. Следует отметить, что длительные периоды функционирования проходят далеко не все организации, что обусловлено спецификой организаций, их различиями в структурных возможностях к приспособлению в условиях динамически изменяющейся внешней и внутренней среды, в которых развивается организация [19, C.211-212].

Все эти изменения в рамках жизненного цикла организации (ЖЦО) соответствуют общему подходу к формированию жизненного цикла организации. Внутри ЖЦО все стадии имеют определенную закономерную периодичность и подчиняются строгой последовательности в развитии организации, которое меняется в зависимости от поведения организации на каждой из стадий.

1.2 Этапы жизненного цикла организации

Графически основные этапы жизненного цикла организации представлены на рис. 1. На рисунке показано по восходящей линии создание, рост и зрелость организации, а также ее упадок (спад), обозначенный ниспадающей кривой.

Рис. 1. Жизненный цикл организации

  1. Создание

Этап предпринимательства.

Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели еще нечеткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения. В эту стадию входят следующие явления: зарождение, поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор операционного персонала и выпуск первой партии продукта [14, C.58-60].

Происходит создание организации. Основателем выступает предприниматель, в одиночку или с несколькими соратниками выполняющий все работы. Коммуникации между сотрудниками легки и неформальны.


Контроль основан на личном участии руководителя во всех рабочих процессах. Организация не формализована и не бюрократизирована, для нее характерна простая структура управления. Основное внимание уделяется созданию нового продукта или услуги и завоеванию места на рынке.

На этапе возникновения компании очень важно определить стратегию конкурентной борьбы [12, C.199-201]:

  • Первая стратегия — силовая, действующая в сфере крупного производства товаров и услуг;
  • Вторая стратегия – приспособительная. Задачи таких фирм: удовлетворять индивидуальные потребности конкретного человека;
  • Третья стратегия - нишевая глубокая специализация производства, то есть то, что организация может делать лучше других.

На стадии создания организации руководитель должен [16, C.73-75]:

  • Тщательно изучить потребительский спрос на данную продукцию или услуги на конкретных рынках;
  • Собрать и оценить информацию о деятельности и намерениях конкурентов, сопоставить ее с возможностями, наличными ресурсами и стратегией компании;
  • Взвесить необходимость и целесообразность увеличения потенциала компании и внесения соответствующих коррективов в ее стратегию;
  • Принять необходимые меры по привлечению дополнительных ресурсов за счет внутренних и внешних источников;
  • Рационально организовать управленческий процесс, включая расстановку кадров, создание системы ответственности, надежный механизм принятия решений, систему мотиваций и стимулов.
  1. Рост

Стадия развития. Этап коллегиальности.

Этап коллегиальности — период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства). Происходит рост компании: идет активное освоение рынка, рост интеграции особенно интенсивны [14, C.61-62].

Успешность развития организации на этом этапе зависит:

  • От того, насколько полно понимают члены организации идеи лидера;
  • От того, насколько члены организации обогащают лидера идеями;
  • От готовности членов организации реализовывать решения лидера;
  • От того, насколько эффективно построена коллективная работа.

На данном этапе нередки случаи приглашения профессиональных менеджеров со стороны и передачи им отдельных функций управления, а также обращения к консультантам для налаживания учета и контроля.

В целом стадия роста характеризуется: увеличением числа сотрудников, разделением труда и ростом специализации, более формальными и обезличенными коммуникациями, внедрением систем стимулирования, бюджетирования, стандартизации работ и др.