Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Методические подходы к анализу и оценке влияния внешней и внутренней среды на результаты деятельности организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 240

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические подходы к изучению внутренней и внешней среды организации

1.2 Влияние внутренней и внешней среды организации на результаты его хозяйственной деятельности

1.3 Методические подходы к анализу и оценке влияния внешней и внутренней среды на результаты деятельности организации

Глава 2. Анализ и оценка влияния внутренней и внешней среды СПК «Солонцы»

2.1. Характеристика объекта исследования

2.2. Видение, миссия и стратегические цели предприятия

2.3. Стратегический анализ внешней среды предприятия

2.3.1. Анализ макроокружения предприятия

2.3.2. Анализ микроокружения предприятия

2.4. Анализ внутренней среды предприятия

2.5. SWOT-анализ

Глава 3. Предложения, рекомендации и мероприятия, направленные на повышение эффективности влияния внутренней и внешней среды на деятельность СПК «Солонцы»

3.1 Формирование стратегических альтернатив предприятия

3.2 Мероприятия по реализации стратегии концентрированного роста

3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

3) необходимо направить усилия на формирование корпоративной культуры.

4) при формировании цены необходимо по возможности придерживаться стратегии неокруглённых цен. В каждой ассортиментной группе фирме необходимо определить базовый товар, который удовлетворяет основные запросы потребителей.

5) активизировать рекламу и иные методы продвижения товара и стимулирования сбыта.

6) самым слабым местом предприятия является сокращение эффективности деятельности, наблюдается ежегодное сокращение показателя прибыли.

Экспертным путем сравним исследуемое предприятие со стратегической группой конкурентов.

Таблица 2.12 - Оценка конкурентоспособности предприятия

Факторы

конкурентоспособности

Удельный вес

СПК «Солонцы»

ООО

«Любенская»

Птицефабрика Бархатовская

ЗАО «Светлолобовское»

ООО

«Шушенская»

рейтинг

Оценка

рейтинг

оценка

рейтинг

Оценка

Рейтинг

оценка

рейтинг

оценка

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Организация и управление

Квалификация и способности высшего менеджмента

0,11

5

0,4

4

0,4

4

0,4

3

0,3

4

0,4

Система стратегического

Планирования

0,07

1

0,15

2

0,1

1

0,05

3

0,15

4

0,2

Маркетинг

Доля рынка

0,11

2

0,23

2

0,14

3

0,21

4

0,28

3

0,21

Организация сбыта

0,1

3

0,30

3

0,21

4

0,28

4

0,28

4

0,28

Репутация

0,07

4

0,11

3

0,09

5

0,15

3

0,09

4

0,12

Финансы

Рентабельность

0,11

4

0,3

3

0,3

3

0,3

4

0,4

4

0,4

Соотношение заемных

и собственных средств

0,08

4

0,19

3

0,15

4

0,2

4

0,2

3

0,15

Производство

Наличие и использование производственных мощностей

0,08

4

0,2

4

0,2

3

0,15

5

0,25

5

0,25

Система контроля качества продукции

0,11

4

0,3

4

0,28

5

0,35

4

0,28

5

0,35

Объем производства

0,11

4

0,2

2

0,16

3

0,24

4

0,32

4

0,32

ИТОГО

1

2,38

2,03

2,44

2,55

2,68


Результаты оценки конкурентоспособности СПК «Солонцы» по сравнению со стратегической группой конкурентов позволяют их проранжировать в соответствии с таблицей 2.13.

Таблица 2.13 – Ранжирование конкурентов стратегической группы

Организация

Итоговая сумма

Ранг

СПК «Солонцы»

2,38

4

ООО

«Любенская»

2,03

5

Птицефабрика Бархатовская

2,44

3

ЗАО «Светлолобовское»

2,55

2

ООО

«Шушенская»

2,68

1

Исходя из полученных при экспертной оценке данных, можно установить, что лидером рынка является исследуемое предприятие – ООО

«Шушенская», второе место занимает ЗАО «Светлолобовское», на третьем месте Птицефабрика Бархатовская.

Сформулированный профиль конкурентных преимуществ исследуемого предприятия по отношению к ближайшему конкуренту – Птицефабрика Бархатовская обозначил области деятельности компании, нуждающиеся в усовершенствовании, а также показал в каких сферах исследуемая компания лидирует. Эта информация должна лечь в основу построения стратегической программы развития объекта моего исследования.

Таблица 2.14. – Профиль конкурентных преимуществ: СПК «Солонцы» и Птицефабрика Бархатовская

Факторы конкурентоспособности

Уд. вес

Оценка

Итоговая оценка

Приоритетность

Хуже, чем у конкурента

=

Лучше, чем у конкурента

-2

-1

0

1

2

Организация и управление

Квалификация и способности высшего менеджмента

5,00

-10

5

Система стратегического планирования

5,00

-10

Квалификация персонала

15,00

15

Оформление офиса компании (по модели Битнера)

1,00

1

5

Используемая технология

5,00

5

Маркетинг

Доля рынка

20,00

0

1

Сила бренда

15,00

0

5

Реклама и мероприятия по стимулированию сбыта

3,00

-6

5

Цены

5,00

5

3

Членство в профильных организациях

1,00

0

5

Репутация

10,00

-10

Участие в тендерах

2,00

0

4

Качество услуг

10,00

10

2

Наличие собственных интернет-ресурсов

3,00

0

Итого

100

-2,00


Наибольшей проблемой для предприятия является сокращение финансовых ресурсов, что снижает возможности предприятия. В то же время на рынке очень высокая конкуренция и сохранение конкурентных позиций требует постоянного обновления, как ассортимента, так и технологий производства.

Руководству СПК «Солонцы» следует направить все усилия на устранение отмеченных слабых сторон предприятия и использование возможностей и внутренних сильных сторон для повышения конкурентоспособности, и завоевания лидирующих позиций на российском рынке.

2.5. SWOT-анализ

Для успешного осуществления SWOT-анализа необходимо построить матрицу, учитывающую возможности и угрозы, содержащиеся в макро- и микроокружении организации, в совокупности со слабыми и сильными сторонами рассматриваемого предприятия.

Из рассмотренных возможностей и угроз изученной внешней среды и сильных и слабых сторон внутренней среды, необходимо выбрать наиболее значимые и занести в матрицу SWOT (таблица 2.14.).

Таблица 2.15. - SWOT-матрица СПК «Солонцы»

S (сильные стороны)

W (слабые стороны)

1. продуктивное хозяйство, финансово устойчивое предприятие

0,3

1. изношенность основных производственных фондов

0,3

2. достаточная обеспеченность средствами производства

0,1

2.недостаточная квалификация персонала

0,3

3. хорошая репутация у покупателей

0,2

3. узкий ассортимент продукции

0,3

4. договоры с крупными поставщиками

0,4

4. сокращение финансовых ресурсов

0,1

1

1

O (возможности)

SO

WO

1. поддержка предприятий АПК со стороны властей

0,2

1. исследования рынка с целью выявления новых потребностей населения

0,08

1. расширение ассортимента продукции

0,03

2. увеличение спроса

0,3

2. обновление ОПФ

0,03

2. увеличение финансовых ресурсов

0,01

3. выход на новые рынки

0,3

3. организация производства нового вида продукции

0,03

3. организация обучения персонала

0,09

4. расширение ассортимента продукции

0,1

4. усиление маркетинговой деятельности

0,02

4. модернизация производства

0,06

1

T (угрозы)

ST

WT

1. замедление роста благосостояния клиентов

0,2

1.участие в выставках, ярмарках

0,04

1. обучение работников

0,06

2. снижение платежеспособности покупателей

0,3

2. участие в тендерах

0,08

2. стимулирование продаж

0,09

3. ухудшающаяся экономическая ситуации в стране

0,3

3. стимулирование сбыта

0,12

4. торможение развития налоговым законодательством

0,2

4. заключение договоров с предприятиями

0,03

1


На основании исследования внешней и внутренней среды деятельности организации, сравнительного анализа конкурентов и проведенного SWOT-анализа, для СПК «Солонцы» в качестве стратегии развития на данном этапе предлагается стратегия роста, а именно стратегия глубокого проникновения, которая будет способствовать увеличению объемов продаж, развитию деятельности и поддержке имиджа организации, а также стабильности в условиях кризиса.

Глава 3. Предложения, рекомендации и мероприятия, направленные на повышение эффективности влияния внутренней и внешней среды на деятельность СПК «Солонцы»

3.1 Формирование стратегических альтернатив предприятия

С помощью диагностики внешней и внутренней среды функционирования предприятия были выявлены основные достоинства и недостатки системы управления предприятия, определены пути их преодоления, для чего потребуется составить комплексную целевую программу совершенствования системы управления предприятием.

На основе четырехпольного SWOT-анализа была разработана программа развития конкурентных преимуществ, направленная на повышение конкурентоспособности предприятия и завоевание большей доли на рынке. Обратимся к таблице 3.1.

Таблица 3.1– Выбор стратегий, разработанных в ходе проведения SWOT-анализа

Стратегические мероприятия

Достигаемые результаты при реализации мероприятий

Сложности и риски реализации мероприятия

Отнесение мероприятия в перечень

Мероприятия для реализации

Потенциально возможные мероприятия

1

2

3

4

5

Силы и возможности

1. исследования рынка с целью выявления новых потребностей населения;

Увеличение масштаба обслуживания, новые клиенты

Сильная конкуренция

0,08

2. обновление ОПФ;

Рост качества производимой продукции

Большие затраты на приобретение

0,03

3. организация производства нового вида продукции.

Рост числа потребителей

Большие затраты на рекламу

0,03


Продолжение таблицы 3.1

4.усиление маркетинговой деятельности

Привлечение новых клиентов, расширение клиентской базы

Сильная конкуренция

0,02

Силы и угрозы

1. расширение ассортимента продукции;

Рост числа потребителей

Большие затраты на рекламу

0,03

2.организация Интернет-сайта;

Привлечение новых клиентов, расширение клиентской базы

Затраты на создание сайта

0,01

3. организация обучения персонала;

Увеличение числа заказов, рост удовлетворенности клиентов

Риск ухода сотрудников сразу после прохождения обучения

0,09

4. модернизация производства

Рост качества производимой продукции

Большие затраты на приобретение

0,06

Слабости и возможности

1. участие в выставках, ярмарках

Привлечение новых клиентов, расширение клиентской базы

Затраты на рекламу, рассылку коммерческих предложений

0,04

2. участие в тендерах

Привлечение новых клиентов, расширение клиентской базы

Затраты на рекламу, рассылку коммерческих предложений

0,08

3. стимулирование сбыта

Привлечение новых клиентов, расширение клиентской базы

Затраты на рекламу, рассылку коммерческих предложений

0,12

Окончание таблицы 3.1

4. заключение договоров с предприятиями

Привлечение новых клиентов, расширение клиентской базы

Затраты на рекламу, рассылку коммерческих предложений

0,03

Слабости и угрозы

1. обучение работников

Увеличение числа заказов, рост удовлетворенности клиентов

Риск ухода сотрудников сразу после прохождения обучения

0,06

2. стимулирование продаж

Привлечение новых клиентов, расширение клиентской базы

Затраты на рекламу, рассылку коммерческих предложений

0,09