Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Методические подходы к анализу и оценке влияния внешней и внутренней среды на результаты деятельности организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические подходы к изучению внутренней и внешней среды организации

1.2 Влияние внутренней и внешней среды организации на результаты его хозяйственной деятельности

1.3 Методические подходы к анализу и оценке влияния внешней и внутренней среды на результаты деятельности организации

Глава 2. Анализ и оценка влияния внутренней и внешней среды СПК «Солонцы»

2.1. Характеристика объекта исследования

2.2. Видение, миссия и стратегические цели предприятия

2.3. Стратегический анализ внешней среды предприятия

2.3.1. Анализ макроокружения предприятия

2.3.2. Анализ микроокружения предприятия

2.4. Анализ внутренней среды предприятия

2.5. SWOT-анализ

Глава 3. Предложения, рекомендации и мероприятия, направленные на повышение эффективности влияния внутренней и внешней среды на деятельность СПК «Солонцы»

3.1 Формирование стратегических альтернатив предприятия

3.2 Мероприятия по реализации стратегии концентрированного роста

3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Каждая организация осуществляет свою деятельность в определенной среде. Любое действие возможно лишь тогда, когда окружение допускает его осуществление.

Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружении, оказывающие воздействие на её функционирование. Набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны. Причём, прежде всего, выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды организации.

Задача стратегического управления заключается в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ему поддерживать свой потенциал на уровне, необходимом для его целей. Это давало бы ему возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что для того чтобы определить стратегию поведения организации и реализовать эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о его внутренней среде, так и о внешней, а также месте, которое организация в ней занимает. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы найти те угрозы и возможности, которые предприятие должно принимать во внимание при определении своих целей и при их достижении.

Исследуемая проблематика на данный момент активно изучается экономистами и в зарубежной практики нашли отражения в работах И.Ансоффа, М.Портера, К.Боумена. Изучение этой проблематики необходимо как в фундаментально-экономических, так и в прикладных целях, совершенствованию механизмов системы производственной стратегии организации.

Цель работы заключается в проведении комплексного анализа внешней и внутренней среды организации, определении и выборе стратегии её развития.

Исходя из установленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. изучение отечественных и зарубежных теорий теоретических аспектов влияния внешней среды на деятельность организации;
  2. оценка влияния внешней и внутренней среды организации на результаты его хозяйственной деятельности;
  3. рассмотрение методических подходов к анализу и оценке влияния внешней и внутренней среды на результаты организации;
  4. изучение организационно-экономической характеристики организации СПК «Солонцы»;
  5. проведение оценки влияния внешней и внутренней среды на результаты деятельности СПК «Солонцы»;
  6. разработка предложений и рекомендации, направленные на повышение эффективности влияния внешней и внутренней среды на деятельность.

Объектом исследования является стратегическая деятельность СПК «Солонцы».

Предметом исследования выступает внешняя и внутренняя среда СПК «Солонцы».

В работе использовались такие методы как анализ, сравнение, структурный и трендовый анализ, а также прогнозный анализ.

Методологические и теоретические основы: в процессе выполнения работы были использованы методы системного анализа (при изучении внешней среды организации); системно-структурного анализа (при изучении внутренней среды); сравнительный анализ (при оценке конкурентоспособности организации); экономико-математические и экономико-статистические методы (при разработке стратегии организации).

Информационно-статистической базой работы послужили материалы СПК «Солонцы», российская и зарубежная литература, публикации в периодической печати. В работе использовались данные Красноярской краевой службы государственной статистики, данные информационных и рейтинговых агентств, Интернет-ресурсы.

Теоретическая и практическая значимость полученных результатов определяется выбором приоритетных направлений разработки стратегии организации на основе применения SWOT-анализа, позволяющих учесть нефинансовые показатели предприятия, обеспечить практическую реализацию разработанных предложений и улучшить финансовое состояние предприятия. Разработанные предложения являются методической базой сельскохозяйственного предприятия в управления стратегической деятельностью по предложенным направлениям.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы из 22 источников. Общий объем работы 61 стр.

Глава 1. Теоретические подходы к изучению внутренней и внешней среды организации

    1. Внутренняя среда и внешняя среда предприятия: обзор отечественных и зарубежных теорий


Внешние факторы −  это в основном неконтролируемые силы, которые производят воздействие на процессы в предприятии.

Существуют разные представления о структуре внешней  среды предприятия. Так, М. Портер в книге «Международная конкуренция» в качестве элементов внешней среды выделяет «конкурентные силы», в состав которых он определяет конкурентов, фирм, покупателей, поставщиков, предлагающих товары-заменители, а также фирм, которые потенциально способны проникнуть в отрасль [18].

Другие специалисты, такие как Дж. Томпсон, У. Диллом, А. Негоди, рассматривают внешнюю среду как двухуровневую структуру факторов[1] Так, А. Негоди выделяет внутреннюю среду предприятия, а во внешнюю делит на  среду задачи (непосредственное окружение предприятия) и среду социоэтальную (общая среда, элементы всего общества − культура, политика, идеология, образование и пр.).

Также существует такое понятие,  как  «предпринимательская среда», под которой понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование предприятия и требуют принятия или приспособления к ним. Среду любого предприятия принято рассматривать, как состоящую из двух сфер: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя среда − это совокупность активных хозяйствующих, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, которые действуют в окружении предприятия и оказывают влияние на  сферы его[3]. Внешняя среда обусловлена внешними факторами влияния.

Внешние факторы влияния – это условия, которые предприятие не может изменить, но должно постоянно учитывать в своей работе, а именно потребители, правительство, экономические условия и т.д.[3].

Характеристики внешней среды:

  • взаимосвязанность факторов внешней среды;
  • подвижность среды;
  • неопределенность среды.
  • сложность внешней среды;

Эта идея получила дальнейшее развитие в книге В.Н. Садовского, которая называлась «Основания общей теории систем». Β ней сформулированы понятия целостности системы и внешняя среда рассматривается как часть пространства, которая находится за границами внутренней среды [13].

В работе Дж. Ван Гига «Прикладная общая теория систем» внешняя среда рассматривается как все системы, которые не контролируются лицом, принимающим решения. Это понятие внешней среды уже связывается с управлением, и внешняя среда рассматривается как фактор управления.


Действительно, для  и в процессах происходит непосредственное обособление системы и, следовательно, и возникает условное разделение ее на внешнюю и внутреннюю среду.

Но если это так, то управление можно рассматривать в двух видах − управление внешними процессами (интраменеджментом) и управление внутренними процессами (инфраменеджментом) [10].

В обоих случаях случае имеется определенная степень управляемости. Однако в инфраменеджменте управляемость ниже. В этом одна из его особенностей. Большое значение в инфраменеджменте имеет сложность внешней среды. Она может быть различной, она определяет границы предприятия, ее поведение и внутренние процессы.

Состояние внешней среды имеет ключевое значение для бизнеса, потому что внешняя среда по отношению к предприятию является объективной средой, т. е. она существует независимо, что приводит к необходимости учета ее в своей. В связи с этим от юности учета  аспектов внешнего окружения зависит результативность и эффективность предприятия.

Под внешней средой понимают все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений [17].

Однако набор этих факторов и оценка их  на хозяйственную деятельность различны у каждого предприятия. Обычно оно в процессе управления само определяет, какие факторы могут воздействовать на результаты его  в настоящий период и в будущем. 

Одним из способов определения окружения и облегчения учета его влияния на предприятие является разделение внешних факторов на две основные группы: макросреду (среду косвенного) и микросреду (среду прямого).

Микросреду еще называют непосредственным деловым окружением предприятия. Это окружение формируют такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность определенного предприятия. К ним относят такие субъекты, как потребители, конкуренты, поставщики, законы и государственные органы.

Макросреда обычно сложнее, чем микросреда. Поэтому менеджеру необходимо постоянно вести учет факторов макросреды, так как макроокружение создает общие условия существования предприятия во внешней среде. Κ основным факторам макросреды относятся: экономические, технологические, политико-правовые  и социокультурные, а также международные изменения [5].

Потребители воздействуют требованиями снижения цен, повышения качества продукции или услуг, улучшения предприятия обслуживания и т.д. Но предприятие также может воздействовать на эти требования путем их учета и разъяснения своего отношения к ним, путем рекламы или каких-либо встречных предложений.


Поставщики также могут оказывать давление на предприятие, выдвигая дополнительные требования, поднимая цены на поставляемую продукцию, снижая ее качество, нарушая условия поставки. Предприятие может воздействовать и на поставщиков посредством замены их, выставляя встречные требования, договариваясь о ценах и контролируя качество.

Посредники помогают в продвижение и реализации продукции, закупке ресурсов, оказании каких-либо дополнительных услуг. Они также могут диктовать свои условия в отношении цен, тарифов, условий оплаты и поставки. Предприятие в свою очередь может осуществлять выбор посредников, установление встречных требований, создание определенных условий их[11].

«Контактные аудитории» − это  внешние предприятия, проявляющие интерес к данному предприятию и способные каким-либо образом влиять на ее деятельность. К ним относятся государственные учреждения (местная администрация, налоговые органы и пр.),  круги (страховые компании, банки, инвестиционные фонды), информационные и рекламные фирмы, а массовой информации, общественные и религиозные организации и пр.[9].

Среди факторов макросреды самое большое значение имеют экономические факторы, потому что ни отражают состояние экономики, покупательную способность населения, уровень занятости, инфляционные процессы и др. От экономической обстановки зависят объемы производства, стоимость и доступность ресурсов,  наличие рабочих мест и производственных мощностей.

Правовые факторы отражают законодательную систему, которая определенные «а игры» на рынке.

Политические факторы характеризуют стабильность политической обстановки, процессы государственного экономики, отношение органов власти к бизнесу [7].

Научно-технические и технологические факторы характеризуют научно-технический прогресс, возможности обновления техники и технологии производства.

Природно-географические включают климатические условия, состояние окружающей среды, наличие дорог и путей сообщения, доступность сырья.

Социокультурные факторы − это факторы образования, культурных традиций, демографии, социологии, психологии общественного поведения[8].

К международным факторам относятся те тенденции и события в международной жизни, которые могут влиять на макросреду предприятия.

Четкой границы между внешней и внутренней средой не существует. В чистом виде их выделить невозможно. Но при этом в практике управления учитывать нужно. И этот учет проявляется в методологии управления (подходы, приоритеты, миссия, системность и др.).