Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Методические подходы к анализу и оценке влияния внешней и внутренней среды на результаты деятельности организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 251

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические подходы к изучению внутренней и внешней среды организации

1.2 Влияние внутренней и внешней среды организации на результаты его хозяйственной деятельности

1.3 Методические подходы к анализу и оценке влияния внешней и внутренней среды на результаты деятельности организации

Глава 2. Анализ и оценка влияния внутренней и внешней среды СПК «Солонцы»

2.1. Характеристика объекта исследования

2.2. Видение, миссия и стратегические цели предприятия

2.3. Стратегический анализ внешней среды предприятия

2.3.1. Анализ макроокружения предприятия

2.3.2. Анализ микроокружения предприятия

2.4. Анализ внутренней среды предприятия

2.5. SWOT-анализ

Глава 3. Предложения, рекомендации и мероприятия, направленные на повышение эффективности влияния внутренней и внешней среды на деятельность СПК «Солонцы»

3.1 Формирование стратегических альтернатив предприятия

3.2 Мероприятия по реализации стратегии концентрированного роста

3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

2.2. Видение, миссия и стратегические цели предприятия

Видение организации - это образное представление смысла деятельности и перспектив (будущего) организации. Оно объясняет и демонстрирует всем сотрудникам и общественности, что представляет собой организация, какой она должна стать и к чему она стремится.

Формирование видения - это одна из задач высшего руководства. Горизонт видения, т.е. период отдаленности во времени формируемого образа предприятия, может быть различным, от нескольких месяцев до нескольких лет. Видение будущего крупной компании - это представление о политической, экономической, социальной ситуации в стране, в отрасли, а также о желаемом состоянии предприятия в этой ситуации[14].

Видение относится лишь к будущему: оно теряет свою актуальность при достижении желаемого состояния предприятия и должно быть сформулировано вновь. Формулировка видения должна быть лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия (часто это бывает лозунг), и отвечать следующим требованиям: вдохновлять, быть простой, как воспоминание или образ, заслуживать доверие и содержать ориентиры, которые могут служить основой для разработки стратегии.

Миссия - это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную цель. В отличие от видения миссия характеризует только "настоящее" организации: вид, масштабы деятельности, отличия от конкурентов, оставляя без внимания перспективы развития бизнеса. Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает ориентиры для выработки целей и стратегий на различных организационных уровнях.

Сформулированные миссия, стратегическое видение и пути осуществления целей приведены в таблице 2.5.

Таблица 2.5 - Стратегическое видение предприятия

Миссия

Обеспечение населения Красноярского края качественной сельскохозяйственной продукцией растениеводства и животноводства по адекватной цене с соблюдением интересов собственников и персонала предприятия.

Стратегическое видение

Стать признанным лидером на рынке сельскохозяйственной продукции, поставляя продукцию растениеводства и животноводства в достаточном объеме на рынки Красноярского края и соседних регионов.

Стратегические цели

- рост валового производства зерна на 30% к 2020 г.;

- модернизация оборудования к 2020 г.;

- использование новых способов уборки урожая, которые позволяют снизить потери зерна и увеличить его сборы.


2.3. Стратегический анализ внешней среды предприятия

2.3.1. Анализ макроокружения предприятия

Проанализируем влияние PEST факторов на данное предприятие.

1. Политико-правовые факторы.

Рассмотрим подробнее эти факторы:

- изменения в законодательстве возможны в результате принятия новых законов и норм;

- стабильность правительства. В настоящее время правительство стало более стабильным, что, в свою очередь, сказывается на экономической ситуации в стране в целом.

Знание законов позволяет организации правильно построить свою деятельность, изыскать пути повышения её эффективности в рамках существующего законодательства. Контроль за выполнением законов развивает необходимость их соблюдать.

Основными законами, правилами, несомненно влияющими на деятельность СПК «Солонцы», являются:

- Налоговый Кодекс РФ;

- Трудовой кодекс;

- Гражданский кодекс[13].

2. Экономические факторы.

Экономическая составляющая макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. При анализе данного вопроса необходимо рассмотреть ряд характеристик, таких как темпы роста промышленного производства, темпы роста экономики в целом.

После десяти лет быстрого роста российская экономика испытывает существенное замедление темпов экономического роста в связи с глобальным финансовым кризисом.

Уровень инфляции в российской экономике оказался невысоким.

Агропромышленный комплекс края представляет собой совокупность взаимосвязанных отраслей, непосредственно обеспечивающих производство сельскохозяйственного сырья и конечного продукта потребления и является ключевым звеном в обеспечении его продовольственной безопасности.

Несмотря на то, что Красноярский край относится к зоне рискованного земледелия, он занимает одно из ведущих мест по производству сельскохозяйственной продукции в Сибирском федеральном округе.

Производителями продукции сельского хозяйства являются сельскохозяйственные организации (более 500), крестьянские (фермерские)хозяйства (около 700) и личные подсобные хозяйства (более 300,0 тыс.).

Переработку сельскохозяйственной продукции и производство продуктов питания осуществляют около тысячи предприятий.


В целях снижения производственных затрат, повышения производительности труда и эффективного ведения растениеводства на территории края широкомасштабно внедряются технологии возделывания сельскохозяйственных культур по ресурсосберегающим технологиям.

Сохранили и увеличили стадо коров сельхозпредприятия Ачинского, Балахтинского, Березовского, Боготольского, Каратузского, Курагинского, Минусинского, Манского, Рыбинского, Сухобузимского, Канского, Тасеевского, Уярского, Шарыповского, Шушенского районов.

Снижение поголовья коров к уровню прошлого года отмечено в сельскохозяйственных предприятиях Дзержинского, Емельяновского, Енисейского, Саянского, Краснотуранского, Новоселовского, Ужурского, Назаровского, Иланского районов.

Увеличение поголовья свиней связано с проведением реконструкции свиноводческих помещений и модернизации технологического оборудования в СЗАО «Ададымское», ЗАО «Назаровское» Назаровского района, ОАО «Племзавод «Шуваевский»», ООО АПК «Сибирь», ООО «Марин Э», ООО «Сибирская ферма» Емельяновского района.

Поголовье птицы увеличилось в ОАО «Птицефабрика Бархатовская» Березовского района, ОАО «Шушенская птицефабрика» Шушенского района, СХП ЗАО «Владимировское» Назаровского района, ОАО «Птицефабрика «Заря» Емельяновского района, ООО «Канская птицефабрика» Канского района, ЗАО «Боготольская птицефабрика» Боготольского района.

Экономическая составляющая может оказать негативное воздействие на предприятие по следующим показателям:

- падение спроса на услуги отрасли, что ведет к таким потерям как спад производства, а, как следствие, потеря прибыли;

- рост тарифов на энергоносители, цен на сырье и материалы, что также ведет к снижению прибыли;

- низкая платежеспособность покупателей за счет негативных изменений в экономике, что несет в себе риск отвлечения денежных средств в дебиторскую задолженность.

3. Социально-демографические факторы.

Социально-демографический аспект имеет важное значение при анализе макросреды организации.

Стабильный рост зарплат, высокие доходы населения и в целом рост благосостояния населения положительно сказываются на развитии СПК «Солонцы».

В целях повышения конкурентоспособности, качества и безопасности выпускаемой продукции, в соответствии с требованиями, которые предъявляет ВТО на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности края проводится работа по техперевооружению производства и внедрению новых технологий, осуществляется модернизация действующих производств, расширяется ассортимент выпускаемой продукции.


Население является главным источником рабочей силы для организаций города. Наибольшая доля работников списочного состава (без внешних совместителей) по видам экономической деятельности приходилась

на организации обрабатывающих производств (15,6% от среднесписочной численности работников в целом по г. Красноярску); образования (13,6), здравоохранения и предоставления социальных услуг (11,7); государственного управления и обеспечения военной безопасности; социального страхования (11,0), транспорта (7,8), связи (2,1), оптовой и розничной торговли (9,1%).

4. Технологические факторы.

Научно-техническим прогрессом (НТП) называется развитие науки и техники с целью выработки новых образцов более производительного оборудования, других видов основных средств, а также новых производственных и управленческих технологий. Основная цель научно-технического прогресса - повышение эффективности общественного производства и улучшение социальных показателей развития общества. Это обстоятельство обуславливает прочную обоюдную связь между наукой и практической деятельностью предпринимателей и иных участников хозяйственных отношений[12].

Технологический фактор прежде всего проявляется в том, что все компании заменяют и модернизируют свое оборудование. На сегодняшний день основными направлениями в разработке новых технологий кондитерской и хлебопекарной промышленностей выступает попытка экологизации производства.

Технологические факторы требуют особой внимательности, поскольку техническое состояние оборудования во многих цехах оставляет желать лучшего, часть оборудования требует модернизации.

Влияние факторов внешней среды может быть, как положительным, так и отрицательным. Предприятие должно своевременно реагировать на изменения макросреды функционирования. Программа развития предприятия по повышению конкурентоспособности должна учитывать рассмотренные факторы и стремиться свести их влияние к минимуму.

Среди факторов макросреды, оказывающих положительное влияние на деятельность предприятия, необходимо выделить следующие:

1. Поддержка предприятий АПК со стороны властей города Красноярска и Красноярского края, что особо важно для организации;

2. Увеличение спроса, поэтому следует уделить внимание расширению ассортимента и рекламе;

3. Широкая известность в регионе и расширение клиентской базы, за счет рекламы и стимулирования продаж;

4. Выход на новые рынки, чему может способствовать участие в выставках, ярмарках и размещение информации на web-сайте;


5. Расширение ассортимента продукции.

К отрицательным факторам макросреды относятся:

1. Замедление роста благосостояния клиентов;

2. Снижение платежеспособности покупателей;

3. Ухудшающаяся экономическая ситуации в стране, влияющая на замедление роста благосостояния населения, и на снижение платежеспособности розничных покупателей организации, вследствие чего следует уделить внимание стимулированию сбыта;

4. Торможение развития предприятия налоговым законодательством[11].

Анализ факторов воздействия макросреды на функционирование СПК «Солонцы» проведен мною. Результаты представлены в таблицах 2.6. и 2.7.

Таблица 2.6 - Оценка нестабильности среды организации

Факторы

Эксперт 1

Эксперт 2

Эксперт 3

Итого

Привыч-ность

Темп изменений

Предсказуемость

Средняя оценка 1

Привыч-ность

Темп из-менений

Предска- зуемость

Средняя оценка 2

Привыч-ность

Темп из-менений

Предсказуемость

Средняя оценка 3

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Экономическая сфера

Доходы населения

3

2

2

2,33

4

4

3

3,67

3

4

3

3,33

3,11

Понижение процентной ставки по кредитным продуктам

2

2

3

2,33

2

3

3

2,67

3

3

3

3

2,67

Уровень инфляции

3

4

4

3,67

2

4

3

3

3

2

4

3

3,22

Производственная сфера

Увеличение производства мясо кур и яиц

2

3

3

2,67

4

2

3

3

4

4

3

3,67

3,11