Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Методические подходы к анализу и оценке влияния внешней и внутренней среды на результаты деятельности организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 257

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические подходы к изучению внутренней и внешней среды организации

1.2 Влияние внутренней и внешней среды организации на результаты его хозяйственной деятельности

1.3 Методические подходы к анализу и оценке влияния внешней и внутренней среды на результаты деятельности организации

Глава 2. Анализ и оценка влияния внутренней и внешней среды СПК «Солонцы»

2.1. Характеристика объекта исследования

2.2. Видение, миссия и стратегические цели предприятия

2.3. Стратегический анализ внешней среды предприятия

2.3.1. Анализ макроокружения предприятия

2.3.2. Анализ микроокружения предприятия

2.4. Анализ внутренней среды предприятия

2.5. SWOT-анализ

Глава 3. Предложения, рекомендации и мероприятия, направленные на повышение эффективности влияния внутренней и внешней среды на деятельность СПК «Солонцы»

3.1 Формирование стратегических альтернатив предприятия

3.2 Мероприятия по реализации стратегии концентрированного роста

3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Окончание таблицы 2.6

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Социальная сфера

Снижение уровня жизни населения

2

3

3

2,67

3

3

4

3,33

4

3

4

3,67

3,22

Технологическая сфера

Новые производственные технологии

4

3

4

3,67

4

4

3

3,67

3

2

4

3

3,45

Уровень передачи технологий

2

3

3

2,67

3

3

4

3,33

4

3

4

3,67

3,22

Итого по сфере

4

3

4

3,67

4

4

3

3,67

3

2

4

3

3,45

Максимальные абсолютные значения важности фактора указывают на ключевые факторы.

Количество ключевых факторов по каждой сфере внешнего окружения предприятия не должно превышать трех. Для ключевых факторов проведем детальный количественный и качественный анализ.

Таблица 2.7 – Оценка факторов внешней среды (PEST-анализ)

Сфера

Событие/Фактор

Характер содержания воздействия фактора

(фактор как возможность +1

фактор как угроза -1)

Вероятность проявления (0-1)

Важность (1-10)

Влияние (с.3*с4*с5)

Программа действий

Политико-правовая

Стабильные налоговые ставки

1

0,5

7

3,5

Усиление аналитической службы

Способность государства проводить в жизнь свою политику

1

0,5

7

3,5

Правительственная нестабильность

-1

0,6

8

-4,8

Программы поддержки предприятий АПК

1

0,7

7

4,9

Экономическая

Повышение процентной ставки по кредитам

-1

0,7

8

-5,6

Усиление аналитической службы

Нестабильность курса национальной валюты

-1

0,9

9

-8,1

Высокий уровень инфляции

-1

0,6

7

-4,2

Высокий уровень конкуренции

-1

0,4

6

-2,4

Разработка программы по увеличению конкурентоспособности

Социально-культурная

Снижение доходов населения

-1

0,5

5

-2,5

Расширение ассортимента

Сокращениеприобретения товаров

-1

0,1

7

-0,7

Мероприятия по стимулированию сбыта


Окончание таблицы 2.7

Технологическая

Износ оборудования

-1

0,8

8

-6,4

Замена оборудования

Сложности в приобретении нового оборудования (высокая цена)

-1

0,8

9

-7,2

Государственные субсидии

Новые технологии уборки урожая

1

0,9

9

8,1

Наибольшее влияние на деятельность предприятия оказывают группа экономических и технологических факторов.

2.3.2. Анализ микроокружения предприятия

После анализ косвенной среды функционирования организации необходимо провести анализ непосредственного окружения. В качестве ближайшего окружения предприятия рассматриваются потребители, поставщики и конкуренты.

Анализ факторов непосредственного окружения (микросреда) связан с изучением тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном воздействии.

Организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, а значит формировать для себя дополнительные возможности и предотвращать появление угроз ее деятельности.

Каждый из факторов, характеризующих конкуренцию на рынке, оценивается экспертами по балльной шкале:

- 1 балл – фактор не проявляется;

- 2 балла – фактор проявляется слабо;

- 3 балла – фактор четко проявляется.

На основании полученного средневзвешенного балла делаются следующие выводы по уровню силы конкуренции:

- очень высокий, если средневзвешенный балл попадает в интервал 2,5–3;

- высокий, если 2,0–2,5;

- умеренный, если 1,5–2,0;

- пониженный, если 1,0–1,5[10].

Анализ непосредственного окружения выполним по схеме, представленной в таблицах 2.8. и 2.9.

Таблица 2.8. - Выявление ключевых факторов внешней среды

Сфера

Событие/Фактор

Эксперт 1

Эксперт 2

Эксперт 3

Средняя оценка

Ключевой фактор

А

1

2

3

4

5

6

Потребители

Снижение потребителей

3

3

2

2,7

Снижение потребителей

Поставщики

Сбой в поставке сырья

3

3

3

3,0

Сбой в поставке сырья

Конкуренты

Увеличение доли рынка

2

2

2

2,0

Увеличение доли рынка


Таблица 2.9. - Анализ влияния движущих сил

Факторы конкуренции

Оценка фактора (1-3)

Прогноз развития (-1,0,+1)

Коэф-т важности

Анализ конкурентов

1. Число компаний, действующих на рынке и мощность исследуемого предприятия

3

1

0,07

2. Условия спроса в отрасли

2

1

0,05

3. Изменение платежеспособного спроса

3

1

0,03

4. Барьеры ухода с рынка

1

0

0,02

5. Барьеры проникновения на рынок

1

0

0,03

6. Стратегии конкурирующих предприятий

3

1

0,04

7. Привлекательность рынка

2

1

0,05

Итого

2,14

0,71

0,29

Анализ потребителей

1. Статус покупателя

1

1

0,02

2. Значимость товара у покупателя

3

1

0,06

3. Стандартизация товара

1

0

0,04

Итого

1,67

0,67

0,12

Анализ поставщиков

1. Уникальность канала поставок

3

1

0,06

2. Доля отдельного поставщика

1

-1

0,01

3. Значимость покупателя

2

0

0,08

Итого

2

0

0,15

Анализ потенциальных конкурентов

1. Барьеры для входа на рынок

1

0

0,01

2. Доступ к каналам распределения

1

0

0,03

3. Отраслевые преимущества

2

1

0,06

Итого

1,33

0,33

0,1


Рассчитаем средневзвешенную оценку факторов.

1 1,25 2 3

Пониженный уровень конкуренции

Умеренный уровень конкуренции

Высокий уровень конкуренции

Очень высокий уровень конкуренции

b равно 1,25, следовательно, уровень конкуренции в отрасли можно определить, как пониженный уровень конкуренции.

Рассчитаем теперь прогноз развития в среднем по отрасли:

+1

0

-1

Понизится

Останется стабильной

Повысится

-0,25

0,25

0,5

С равно 0,32, следовательно, можно сделать вывод о том, что конкуренция в будущем будет повышаться.

Программа развития СПК «Солонцы» по повышению конкурентоспособности должна учитывать рассмотренные факторы и стремиться свести их влияние к минимуму.

2.4. Анализ внутренней среды предприятия

Для проведения стратегического анализа внутренней среды были выделены наиболее важные факторы и дадим им краткую характеристику.

Результаты представлены в таблице 2.10.

Таблица 2.10 - Анализ внутренней среды

Компоненты внутренней среды

Факторы

Влияние факторов внутренней среды на деятельность предприятия

А

1

2

Кадровый срез

1. степень мотивации труда персонала

Формальная система мотивации, моральные стимулы практически не применяются, материальное стимулирование носит эпизодический характер

2. квалификация работников

Высокая квалификация сотрудников (руководители, специалисты)

3. наличие соц. Пакета

Полный социальный пакет (больничные, отпускные, мат. помощь, доп. медицинское страхование)

4. текучесть кадров

Достаточно высокие показатели текучести персонала, связанные в первую очередь с неудовлетворенностью персонала оплатой труда

5. перспектива роста у работников

Имеется перспектива карьерного роста

6. компетентность руководства

Высокая компетентность руководства - топ-менеджмент имеет богатый опыт работы в области, специальное образование и подготовку

7. осуществление переподготовки кадров

Переподготовка кадров не проводится

Организационный срез

1. иерархия подчинения

Строгая иерархия подчинения (четкая регламентация подчинения, регламентация деятельности, закрепленная в соответствующих внутренних документах)

2. система управления организацией

Бюрократизм - отличительная черта управления организацией (длительные процессы согласования принятия УР)

3. ориентация на будущее

Грандиозные планы на будущее в части увеличения постоянных клиентов, нацеленности на занятие лидирующих позиций в отрасли

4. использование инновационных методов у высшего руководства

Не используется

5. планирование целей

Несогласованная система целей в организации

Маркетинговый срез

1. ориентация на значительную долю рынка

Недостаточно финансовых возможностей для занятия большей доли рынка

2. уровень обслуживания

Контролируется систематически

3. реклама предприятия

Используется однотипная реклама

4. ассортимент предлагаемых услуг

Широкий и глубокий ассортимент

5. поддержание имиджа предприятия

Большое внимание уделяется поддержанию имиджа предприятия

6. уровень маркетингового обеспечения

Низкий, недостаточный анализ рынка


Анализ сильных и слабых сторон представлен в таблице 2.11.

Таблица 2.11 - Анализ сильных и слабых сторон

Составляющая потенциала предприятия

Сильная сторона

Слабая сторона

Маркетинг

Сеть фирменных магазинов

Высокое качество услуг

Соответствие качества продукции государственным стандартам и запросам потребителей

Отсутствие четкой маркетинговой политики

Неэффективная однотипная реклама

Производство

Широкий ассортимент предлагаемых товаров

Высокое качество предлагаемой продукции

Соответствие качества продукции государственным стандартам и запросам потребителей

Большая доля ручного труда в производстве и упаковки продукции

Высокий процент износа производственных фондов

Невыполнение заявок производством вследствие отсутствия сырья, вынужденных остановок оборудования

Кадры

Высококвалифицированный персонал

Не проводится адаптация работников

Высокая текучесть персонала

Финансы

Чистые активы превышают уставный капитал

Нормальная финансовая устойчивость по величине собственных оборотных средств

Высокий уровень цен

Снижение эффективности деятельности предприятия, убыток от реализации продукции

Управление и организационные системы

Принятие эффективных решений

Эффективные отношения топ-менеджеров и собственников

Отсутствие возможности быстрого реагирования на изменения внешней среды

Анализ сильных и слабых сторон предприятия показал необходимость проведения целого комплекса мероприятий:

1) при организации сбыта продукции необходимо провести исследования в области маркетинга – систематизировать данные о том, что предпочитают покупать потребители. Одним из наиболее подходящих способов для проведения такого рода исследований, является опрос и анкетирование. С помощью таких методов можно без существенных затрат выявить желания потребителей покупать товары того или иного производителя;

2) особое внимание уделять качеству и внешнему виду продукции. С учетом того, что товары, попадаемые на прилавок магазина, проделывают длинный путь от производителя до продавца. Он подлежит перегрузке и в связи с этим целостность упаковки приобретает дефекты, что отрицательно сказывается на ее внешнем виде и в последующем вызывает у потребителей неблагоприятное отношение о фирме в целом.