ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.02.2019

Просмотров: 2123

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чистые общественные блага имеют две основные особенности.

1) Чистые общественные блага обладают свойством неизбирательности в потреблении, означающим, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других.

2) Потребление чистых общественных благ не обладают исключительностью в потреблении, т. е. не является исключительным правом. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Чистое общественное благо невозможно выпускать "мелкими порциями", которые можно было бы распродать через кассовый автомат.

Заметим, что кроме общественных благ существуют еще и общественные "антиблага" - общественные блага, равномерно налагающие издержки на группу людей. Это нежелательные побочные продукты пр-ва или потребления: тепличный эффект, при котором сгорание полезных ископаемых угрожает глобальной переменой климата; загрязнение воздуха, воды и почвы отходами химической пром-ти, пр-вом энергии или использованием автомобилей; кислотные дожди; радиоактивные выбросы из-за испытаний ядерного оружия; истончение озонового слоя.

Целый ряд благ не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, услуги полиции, с одной стороны, представляют собой общественное благо, а с другой - раскрывая кражи со взломом, они оказывает частную услугу конкретному лицу.

19) Эластичность предложения:

Эластичность – мера реагирования одной переменной на изменение другой.

Эластичность предложения показывает чувствительность предложения к изменению цены данного товара, при условии постоянства всех других факторов, воздействующих на предложение.

Поскольку объем предложения и цена находятся в прямо пропорциональной зависимости, кривая предложения имеет позитивный наклон. Предложение считается эластичным, если Е >1, неэластичным, если Е <1, и с единичной эластичностью, если Е=1.


Предложение абсолютно эластично по цене Е = ∞

Эластичность предложения по цене в данном случае равна бесконечности. Величина предложения реагирует очень сильно на малейшие изменения цены. Это означает, что при заданной цене (и цене выше) производители готовы предложить сколько угодно много товара, но откажутся предлагать товар вообще при малейшем снижении цены. Как правило, такая ситуация характерна для высококонкурентных рынков со множеством покупателей. Например, если рассматривать рынки биржевых товаров (commodities), то с точки зрения отдельного покупателя картина рынка выглядит так: продавцы готовы продать бесконечно много товара по данной рыночной равновесной цене, однако покупатель не сможет купить ничего по цене даже чуть ниже равновесной. 

Предложение абсолютно неэластично по цене Е = 0

Эластичность предложения по цене в данном случае равна нулю. Величина предложения реагирует очень слабо даже на большое изменение цены. Продавцы готовы предложить определённый объем товара по какой-угодно высокой или низкой цене. 
Такая ситуация может быть характерна для товаров, которые необходимо продать достаточно срочно. Возьмем, например, рыбные ярмарки в некоторых южноевропейских странах. В начале дня продавцы предлагают рыбу по нормальным рыночным ценам. Однако к вечеру, к моменту завершения торгового дня, те продавцы, у которых остался непроданный излишек рыбы, готовы продать его по ценам в разы ниже стандартных, а иногда даже вообще отдать рыбу бесплатно.


Предложение эластично Е>1

Примером эластичного предложения могут стать любые товары народного потребления. Например, производители автомобилей, мебели или техники существенно реагируют на колебания цены на эти товары. В случае ее понижения, они сворачивают объемы производства, поскольку продажа продукции по более низкой цене может быть невыгодной с точки зрения производственных затрат и прибыли. Тем самым они уменьшают объем предложения. А в случае повышения цены готовы нарастить выпуск, увеличив предложение.

Предложение неэластично Е<1

Примером неэластичности предложения можно назвать редкие предметы роскоши, цена на которые не может увеличить объем предложения, поскольку они представлены в единичных экземплярах.

Предложение с единичной эластичностью Е=1

При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товара вызывает 1% увеличения их предложения для продажи на рынке.

Факторы, от которых зависит эластичность предложения:

1) наличие товаров-заменителей. Товарами-заменителями являются те, на изготовление которых можно сравнительно легко перевести имеющиеся производственные ресурсы (перейти от производства ключей к домашним замкам к изготовлению гаечных ключей). Чем легче производственный ресурс переводится от изготовления одного товара к другому, тем выше будет эластичность предложения.

2) фактор времени. Эластичность предложения будет выше при более длительных временных интервалах. В более продолжительные периоды времени легче переводить производственные факторы от одного производства товара к другому, реагируя на изменение соотношения их цен. В коротком периоде предложение малоэластично по цене.

3) Характер технологии. Товары со сложной технологией менее эластичны.

4) Характер товара. Скоропортящиеся товары менее эластичны, чем товары длительного хранения.

20) Полезность: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности:

Общая полезность – это мера общего удовлетворения, полученного от потребления товара или набора товара и услуг за данный период времени (обозначается TU).

Предельная полезность – это изменение общей полезности, вызванное изменением в потреблении данного товара или услуги на одну единицу при условии, что потребление других товаров остается неизменным (MU).



Несложно установить, что совокупная полезность есть сумма предельных полезностей всех благ данного вида, используемых потребителями. Каждая новая единица потребляемого товара привносит величину полезности, равную своей предельной полезности. Согласно закону убывающей предельной полезности каждая последующая единица потребляемого блага имеет предельную полезность ниже, чем предыдущая, т.е. дополнительный потребительский эффект, получаемый от увеличения благ на одну единицу – ниже, чем эффект, полученный от предыдущей единицы.


Закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого блага его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению (первый закон Госсена).

Проиллюстрируем этот закон на примере:

Пусть полезность костюма измеряется количеством ютилей, равных количеству дней в году, в течение которых человек носит костюм. Будем исходить из предположения о том, что потребитель костюмов надевает каждый из них одинаковое число дней, т.е., если у него 1 костюм, он носит его 365 дней, если 2 – 182, если 3 – 122. Таким образом, приращение полезности равно 365/возрастающее число костюмов. В этом случае, зависимость между полезностью, приносимой каждым дополнительным костюмом и числом костюмов, выражается так:

Число костюмов (шт.)

1

2

3

4

5

6

Приращение полезности MU

365

182

122

91

73

61

Совокупная полезность равна сумме всех костюмов TU

365

547

669

760

833

894

21) Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений. Кривая безразличия и бюджетная линия:


22) Эластичность спроса:

Эластичность спроса по цене означает степень реагирования объема спроса при изменении цены.




Эластичный спрос Е>1

Предметы роскоши: драгоценности, деликатесы

Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета: мебель, бытовая техника

Легкозаменяемые товары: мясо, фрукты

Неэластичный спрос Е<1

Предметы первой необходимости: лекарства, обувь, электричество и другие источники энергии

Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета: карандаши, зубные щётки

Труднозаменяемые товары: хлеб, электрические лампочки, бензин

Совершенно эластичный спрос Е=

Потребители платят одну и ту же цену за товар, независимо от величины спроса.

Совершенно неэластичный спрос Е=0

В случае абсолютно неэластичного спроса они покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цен. 

Спрос единичной эластичности Е=1

При повышении цены на 10% объем спроса уменьшается так же на 10%.

Наклон кривой спроса под 45◦.

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

1) наличие достаточного количества товаров-субститутов (заменителей), удовлетворяющих сходную потребность человека. Чем больше по количеству и качеству товаров-заменителей, тем выше эластичность спроса на них.

2) продолжительность временного периода, позволяющего потребителям адаптироваться к изменению цен. Эластичность увеличивается в течение более длительных временных интервалов, поскольку она позволяют покупателям найти больше товаров-заменителей.

3) доля потребительского бюджета, отведенного на покупку того или иного товара. Спрос на товары, на которые затрачивается большая часть дохода, ощутимо влияет на эластичность спроса (повышение цены на 10% на зубную пасту мало скажется на бюджете потребителя, и, следовательно, на эластичность спроса на подобные товары).


23) Кругооборот капитала: основной и оборотный капитал. Амортизация:

Кругооборот капитала – движение промышленного капитала, охватывающее последовательно его авансирование в денежной форме, использование в производстве, реализацию созданного товара и возвращение капитала в первоначальной (денежной) форме.

В ходе кругооборота капитал принимает три функциональные формы (денежную, производительную и товарную) и проходит три стадии.

На первой стадии, которая относится к сфере обращения, капитал находится в денежной форме. На этой стадии совершается обмен потенциального капитала на факторы будущего производства.

Деньги на этой стадии не затрачиваются, а авансируются, что означает их возврат к владельцу. Вторая стадия кругооборота капитала совершается в сфере производства.

На этой стадии происходит производство нового товара с большей стоимостью, содержащей в себе прибавочную стоимость.

Третья стадия – превращение товарного капитала в денежный происходит в сфере обращения.

Функция товарного капитала – превращение произведенной стоимости и прибавочной стоимости из товарной формы капитала в денежную. Таким образом, кругооборот капитала завершается превращением товарного капитала в денежную форму, и капитал начинает новый кругооборот.

Из трех стадий кругооборота капитала первая и третья образуют процесс обращения, вторая – процесс производства. Капитал, который одновременно находится в трех функциональных формах и последовательно проходит в своем кругообороте три стадии, называется промышленным.

Промышленный капитал на различных стадиях своего кругооборота выступает в различных формах: денежной, производительной, товарной, и принимает конкретные функциональные формы. Капитал может нормально совершать свой кругооборот только до тех пор, пока его различные фазы без задержек переходят одна в другую. Поскольку денежный, производительный и товарный капиталы выполняют различные функции в движении промышленного капитала, то они могут обособляться в самостоятельные виды. Так, денежный капитал обособился в ссудный капитал, товарный капитал – в торговый капитал.

Капитал не может ограничиваться одним кругооборотом. А кругооборот капитала, рассматриваемый не как единичный акт, а как периодически возобновляющийся процесс, называется оборотом капитала.

Время, в течение которого авансированный капитал проходит стадии производства и обращения и возвращается в денежной форме, называется временем оборота капитала. Время оборота капитала распадается на время производства и время обращения.

Время производства состоит из:

• рабочего периода, т. е. времени процесса труда;

• перерывов в процессе труда, обусловленных различными причинами (технологическими, организационными, административными);


• времени нахождения в производственных запасах (сырья, топлива). Это время входит во время производства, но не входит в рабочий период, поскольку капитал еще не поступил непосредственно в процесс труда.

Время обращения капитала включает в себя:

• время покупки средств производства и рабочей силы; время продажи товарной продукции.

В течение времени обращения не создаются материальные блага, стоимость и прибавочная стоимость, а происходит только смена форм капитала. Поэтому предприниматели заинтересованы в сокращении времени обращения и в увеличении скорости оборота всего капитала, что, в свою очередь, максимизирует прибыль и норму прибыли. Скорость оборота капитала зависит от того, в каких соотношениях он делится на основной и оборотный. Чем больше доля основного капитала, тем больше при прочих равных условиях время оборота капитала. Скорость оборота капитала определяется по формуле

n = О/о,

где n – число оборотов капитала: О – год (12 месяцев), о – время оборота капитала. Так, если время оборота капитала равно 4 месяцам, то скорость оборота составляет 3 оборота в год (12/4 = 3).

По способу оборота капитала его подразделяют на основной и оборотный. Они различаются способом перенесения стоимости на изготовляемый товар и возмещением перенесенной стоимости. Эти различия вытекают из специфики их участия в процессе производства товара.

Понятие «промышленный капитал» относится к капиталу, вложенному не только в промышленность, но и в любую отрасль производства.

Основной капитал – часть производительного капитала, которая целиком участвует в процессе производства, но переносит свою стоимость на производимую продукцию частями по мере износа, вследствие чего полный оборот совершается за несколько производственных циклов. Основной капитал воплощен в средствах труда (машины, инструменты, производственные здания, сооружения и т.д.).

Оборотный капитал – та часть производительного капитала, стоимость которого в процессе его потребления полностью переносится на продукт и целиком возвращается к предпринимателю в денежной форме в итоге каждого кругооборота капитала после реализации произведенных товаров. Оборотный капитал воплощен в предметах труда (сырье, материалах, энергии и т. п). К оборотному капиталу относится и рабочая сила.

Амортизация – постепенный перенос стоимости средств труда по мере их износа (материального и морального) на производимую продукцию. В каждой единице нового продукта воплощается часть стоимости средств труда пропорционально их износу.

Амортизационные отчисления – это часть стоимости средств труда, перенесенная на производимую продукцию, они входят в издержки производств (себестоимость). Предприятия используют их по собственному усмотрению, не аккумулируя на специальном счете в банке. Годовая сумма амортизационных отчислений определяется умножением нормы амортизации на среднегодовую балансовую стоимость средств труда по каждому их виду или группе.