ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.02.2019
Просмотров: 2152
Скачиваний: 1
КРИВАЯ ПРЕДЕЛЬНОГО ПРОДУКТА ПО ПЕРЕМЕННЫМ РЕСУРСАМ
29) Понятие и основные черты совершенной конкуренции:
Совершенная конкуренция имеет следующие основные признаки:
1. Многочисленность субъектов рынка. На рынке действует большое число мелких продавцов и покупателем. В силу этого совершаемые продавцом продажи (или потребителем покупки) ничтожно малы по сравнению с совокупным объемом рынка (менее 1% продаж или покупок за любой период).
2. Однородность продукции. Это означает, что продукция конкурирующих фирм гомогенна и неразличима, т.е. данные продукты разных предприятий рассматриваются покупателем как точные аналоги. Поскольку товары одинаковы, потребителю безразлично, у какого продавца их приобретать. Вследствие однородности продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, т.е. конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.
3. Отсутствие контроля над ценой. Многочисленность производителей и потребителей однородной продукции фактически предопределяет, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены. Когда какой-то продавец устанавливает более высокую цену на товар, покупатели свободно переходят к его многочисленным конкурентам. Если же отдельный продавец установит цену ниже обычного уровня, то товары, реализованные по такой цене, не смогут удовлетворить существенным образом спрос покупателей и нарушить среди них свободную конкуренцию. На совершенно конкурентном рынке и покупатели и продавцы являются ценополучателями, они "соглашаются" с ценой, принимают ее как данность.
4. Отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе из него. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы - покидать чисто конкурентные рынки (отрасли). Не существует никаких серьезных препятствий - законодательных, финансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках. Отсутствие барьеров означает, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой.
5. Полная информированность участников рынка о его текущем состоянии. Исчерпывающая информация о ценах, технологии, спросе и предложении товаров, норме прибыли доступна для всех. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. Решения принимаются покупателями и продавцами в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации.
Названным условиям едва ли может соответствовать хоть один из реально функционирующих рынков. Даже наиболее похожие на совершенную конкуренцию рынки (рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют) лишь частично удовлетворяют им. В реальной жизни всегда действуют какие-либо бюрократические или экономические ограничения на вхождение в отрасль и открытие бизнеса. Существует множество торговых марок, дифференцирующих товары. Даже при наличии в отрасли множества продавцов зачастую есть доминирующая фирма, обладающая рыночной властью и диктующая цены.
Таким образом, перечисленные условия являются в значительной степени допущениями, которые полностью никогда не исполняются в реальном мире.
Поэтому о рынке совершенной конкуренции можно говорить лишь как о научной абстракции, позволяющей более четко раскрыть ничем не ограниченное действие законов рынка. Тем не менее при всей своей абстрактности концепция совершенной конкуренции играет в экономической науке важную роль.
Во-первых, существуют отрасли, которые действуют в условиях, приближенных к совершенной конкуренции. Например, сельское хозяйство наиболее соответствует данному типу рынка, чем любой другой рыночной структуре. Поэтому модель совершенно конкурентного рынка позволяет судить о принципах функционирования очень многих малых фирм, продающих однородную продукцию.
Во-вторых, являясь простейшей рыночной ситуацией, совершенная конкуренция дает исходный образец, или стандарт, для сравнения с другими типами рынков и оценки эффективности реальных экономических процессов.
30) Равновесие совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде:
31) Рынки несовершенной конкуренции: чистая монополия, монополистическая конкуренция:
См. вопрос №34.
32) Равновесие совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде:
Рассмотри, как изменится равновесие фирмы при изменении числа фирм в отрасли. Для совершенно конкурентной фирмы возможны 3 варианта, характеризующие ее положение: 1) равновесная фирма
2) фирма, получающая сверхприбыль (квазирента)
3) убыточная
Сравнение средних издержек фирмы с уровнем цены дает возможность оценить положение этой фирмы на рынке. В условиях совершенной конкуренции при любом сложившемся уровне цены существует своего рода внешний предел, при котором производители вступают в данную отрасль или же выталкиваются из нее.
Повышение цены обуславливает появление новых фирм и сохранение старых. Снижение цены приводит к тому, что предприятия с высокими издержками становятся убыточными и должны данную отрасль покинуть.
33) Признаки чистой монополии. Максимизация прибыли:
У чистой монополии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на рынке, поэтому фирма-монополист имеет возможность очень сильно влиять на цену. Чистая монополия и совершенная конкуренция – две крайние и противоположные формы рыночной структуры. Чистая монополия – это теоретическая абстракция, т.к. во-первых, найдется немного продуктов, у которых нет заменителей, а во-вторых, даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом.
Однако анализ чистой монополии необходим в силу двух причин. Первая состоит в том, что значительный объем эк-кой деятельности осуществляется в условиях, близких к чистой монополии. Чистая монополия чаще характерна для местных рынков, чем для общенациональных. Мы сталкиваемся с местными монополиями в небольших городах и поселках на каждом шагу: единственная телефонная компания, единственный терапевт или зубной врач и т.п.
Вторая причина заключается в том, что изучение чистой монополии дает возможность лучше понять другие реальные рыночные структуры, в которых существует несовершенная конкуренция, когда рыночная власть отдельных фирм позволяет влиять на цену и ограничивать объем производства и сбыта с целью повышения экономической прибыли. К таким структурам относятся монополистическая конкуренция и олигополия.
Монополия ("один продавец"). Признаки чистой монополии:
1. Фирма – единственный производитель и продавец данного товара, охватывает 100% рынка.
2. Продукт является уникальным, у покупателя нет альтернатив.
3. Монополия диктует цены. Фирма контролирует весь объём предложения. Монополия устанавливает уровень цены, обеспечивающий специальный доход.
4. Барьеры для вступления в отрасль новых фирм. Чистый монополист не имеет прямых конкурентов, т.к. реально существуют эк-кие, юридические барьеры. Эти барьеры высоки и практически блокируют доступ на рынок. Вступление в отрасль может быть ограничено государством путём выдачи лицензии.
Монополист, используя свой монопольное положение, может манипулировать ценой и общим объёмом пр-ва. Поэтому на первый взгляд кажется, что монополия будет устанавливать наивысшую цену, которую она может получить. Монопольная цена – цена, которая устанавливается в целях получения монопольного дохода. Механизм установления монопольной цены в том, что монополии создают зону дефицита, сокращая объём пр-ва, искусственно создают повышенный покупательский спрос и устанавливается наивысшая цена. На практике монополист стремится к максимальной совокупной прибыли – это разница между совокупным доходом и совокупными издержками. Монополист должен также учитывать динамику предельного дохода и предельных издержек.
Ценовая дискриминация – фирма для получения дополнительной прибыли продаёт один и тот же товар по разным ценам на разных рынках. Условия, необходимые для ценовой дискриминации: 1. Покупатель не должен иметь возможности перепродавать купленную продукцию. 2. Продавец должен иметь возможность разделить покупателей на группы, исхода из расчёта эластичности спроса на товар. Для неэластичного спроса – высокая цена, и наоборот. 3. Покупатели имеют разные доходы и готовы платить за один и тот же товар разную цену. За счёт дифференциации цен фирма увеличивает продажи и получает развитие пр-ва и больший доход.
В целом последствия монополизации носят отрицательный характер.
1. Ресурсы общества используются не в полном объёме, часть продукции, необходимой для общества, не производится.
2. Монополия подрывает конкуренцию, исключает возможность сопоставления эффективности пр-ва на разных предприятиях.
3. Монополия не стремится к снижению издержек пр-ва, у неё нет стимула к использованию новейших технических средств.
4. Монополя, завышая цены, усиливает неравенство доходов, снижает жизненный уровень людей.
Кривая спроса монополистапредставляет собой нисходящую кривую отраслевого спроса, т.к. отрасль представлена 1 предприятием. На рисунке видно, что монополия может увеличить продажи, только снижая цены, причем каждый уровень цены соответствует определенному уровню пр-ва. Монополист стремящийся максимизировать прибыль, будет стремится производить такое количество продукта и реализовывать его по такой цене, которые соответствуют эластичному участку кривой спроса D (спрос будет эластичным по цене, если при ее снижении происходит рост величины спроса и валового дохода TR, а точка максимума TR соответствует нулевому значению предельного дохода фирмы MR).
Монополист, стремясь увеличить прибыль, будет подчинятся правилу максимизации прибыли: MC = MR.
Qm – количество продукции, которое будет стремится производить монополист.
Pm – монопольная цена.
См. графики в вопросе №31
Анализ поведения монополии при определении объемов и цен позволяет сделать выводы об особенностях ценообразования в условиях монополий:
монопольная цена не максимальная цена;
за счет снижения цен монополия обеспечивает увеличение прибыли не на отдельную единицу продукции, а на весь объем;
монополия не гарантирована от убытков: если спрос на рынке падает она вынуждена снижать цены до минимума;
широко используется ценовая дискриминация.
Ценовая дискриминация – это продажа по более чем одной цене, когда ценовые различия не оправдываются различиями в издержках. Это наиболее благоприятная для потребителя форма несовершенной конкуренции.
Ценовая дискриминация возможна при определенных условиях:
1) продавец обладает монопольной властью, позволяющей ему контролировать производство и цены;
2) рынок может быть сегментирован, т.е. покупателей можно разбить на группы, спрос каждой из которых будет отличаться по степени эластичности;
3) потребитель, приобретающий товар дешевле, не может продать его дороже.
Ценовая дискриминация имеет три формы: 1) по доходам покупателя. 2) по объему потребления. 3) по качеству товаров и услуг. 4) по времени покупки.
Последствия дискриминации: с одной стороны, она позволяет монополии получить большую прибыль, с другой – позволяет населению полнее удовлетворить потребности: производитель поднимает цены для высокодоходных групп населения и поэтому сохраняет относительно низкие цены для низкодоходных групп.
34) Монополистическая конкуренция и ее признаки:
35) Олигополия и ее место в рыночной экономике:
36) Сущность фирмы и ее виды:
Фирма – это обособленный технико-экономический и социальный комплекс, предназначенный для пр-ва полезных для общества благ с целью получения прибыли. Фирма – это наименование, под которым предприятия (или их объединения) выступают в хозяйственной деятельности в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта. В экономике имя играет не последнюю роль. Оно создает особый образ хозяйствующего субъекта, способствует укреплению позиций в борьбе за качество, приносит немалые прибыли.
Завоевание фирмой прочных позиций на рынке того или иного товара нередко приносит ей дополнительную прибыль за счет продажи права пользоваться ее фирменным наименованием. На этом построена система «франчайзинга». Франчайс – лицензия, дающая право частной компании функционировать как части большой торговой сети. Использование имени компании выгодно покупателю франчайза, за которым стоит реклама, репутация.
Хотя большинство фирм имеет только одно предприятие (в этом смысле эти понятия совпадают), многие фирмы владеют и управляют несколькими предприятиями, а следовательно, выступают в виде различных объединений горизонтального (сеть магазинов в сфере розничной торговли) и вертикального (предприятия различных стадий производственного процесса) типа.
Целью и побудительным мотивом фирмы является получение максимальной величины прибыли. Получение прибыли в условиях рыночной эк-ки возможно только при условии пр-ва нужной для потребителя продукции. Фирма, производящая нужные для общества товары и услуги, формирует материальные и социальные условия жизни и развития общества. Фирма как эк-кая система является основным звеном, где происходит непосредственное решение основной эк-ской проблемы. Она предоставляет рабочие места, выплачивает зарплату, участвует в осуществлении социальных программ.
Классификация фирм
- Выделяют фирмы, действующие в сфере материального и нематериального пр-ва. Субъекты хозяйствования сферы материально пр-ва – это строительство, транспорт и т.д. Отличительной особенностью субъектов хозяйствования сферы нематериального пр-ва является то, что они создают особые продукты и услуги (бытовые, культурные, социальные).
- По характеру воздействия на предметы труда субъекты хозяйствования делятся на добывающие и перерабатывающие.
- По типу пр-ва выделяют субъекты хозяйствования единичного, серийного и массового пр-ва. Единичное пр-во характеризуется широким ассортиментом продукции и малым объемом выпуска. Серийное пр-во характеризуется изготовлением ограниченного ассортимента продукции. Массовое пр-во характеризуется изготовлением отдельных видов продукции в больших количествах.
- По количеству видов производимой продукции различают специализированные, т.е. выпускающие ограниченное число товаров, и многопрофильные – производящие разные товары.
- По эк-кому назначению фирмы подразделяются на производящие средства пр-ва и производящие предметы потребления.
- Фирмы различаются по форме собственности - частные, государственные и общественные.
- В зависимости от размеров фирмы подразделяются на крупные, мелкие и средние.
Малый бизнес. 1. Малые предприятия – динамично развивающийся сектор эк-ки, т.к. во многих отраслях минимум издержек достигается при небольших объёмах пр-ва. 2. Низки внутрифирменные издержки, т.е. затраты на подготовку, заключение и реализацию сделок. 3. Динамичны, гибки, способны на быстрое обновление номенклатурыпроизводимых товаров, быстро перевооружаются технически.