Файл: Современные проблемы семейного воспитания (Семья как институт воспитания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 1068

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.4 Типы патогенного семейного воспитания

Проблемы семейного воспитания обусловлены определенными типами патогенного семейного воспитания. В.И. Гарбузов рассматривает три типа патогенного воспитания.[19]

1 Тип А. Непринятие (эмоциональное отвержение).

При данном типе ребенок не принимается таким, какой он есть, его стремятся переделать. Суть методов и средств воздействия состоит в требовательности, жестком контроле либо полной бесконтрольности и попустительстве.

2 Тип Б. Гиперсоциализирующее воспитание – это чрезмерно выраженное воспитание в соответствии с социальными нормами, идеалами.

Такой тип воспитания возникает, как правило, из-за повышенной тревожности и мнительности родителей в отношении социального статуса ребенка, его здоровья и т.п. Родители приписывают ребенку, что он должен хотеть, уметь, чего должен достичь. В результате у ребенка появляются различные страхи социального плана.

Гиперсоциализирующее воспитание оказывает влияние даже на проявление природных свойств темперамента.

Н.Н.Посысоев приводит следующие результаты исследований: при таком типе воспитания холерики становятся педантичными; дети сангвиники и флегматики становятся тревожными; дети меланхолики – нечувствительными.[20]

3 Тип В. Эгоцентрическое воспитание.

Этот тип наблюдается в семьях, в которых у ребенка роль кумира. Ребенку навязывается мнение о том, что он представляет сверхценность для других. В результате у ребенка появляется много претензий к членам семьи и к окружающему миру. Такое воспитание может спровоцировать у ребенка истероидный тип акцентуации характера.

Как указывает В.Н. Дружинин, особенно чувствителен к аномалиям в стиле воспитания подростковый возраст.[21] А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделяют шесть типов семейного воспитания подростков. По мнению исследователей, выделенные типы воспитания провоцируют или усиливают у подростковопределенные акцентуации характера.[22]

1. Гипопротекция (гипоопека).

Данный тип характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке инедостатком контроля. Ребенок предоставлен самому себе, переживая свою заброшенность.

Неудовлетворенность потребности в родительской любви,невключенность в жизнь семьи могут приводить к асоциальному поведению. При данном типе воспитания усиливаются или развиваются конформный и неустойчивый типы акцентуаций характера.


2. Доминирующая гиперпротекция (гиперопека).

Данный тип воспитания проявляется в навязчивой заботе, чрезмерной опеке,мелочном контроле, запретах. У ребенка подавляется чувство ответственности,развивается безынициативность, неумение постоять за себя; либо появляется выраженное стремление к эмансипации.

3. Потворствующая гиперпротекция.

Проявляется в стремлении удовлетворить все желания и потребности ребенка,в чрезмерном восхищении его минимальными успехами. Ребенку отводится ролькумира семьи, культивируется его эгоизм. В результате у ребенка формируется неадекватный, завышенный уровень притязаний, не соответствующий еговозможностям.

4. Эмоциональное отвержение.

Проявляется в непринятии ребенка во всех его проявлениях, потребности его полностью игнорируются. Выделяют следующие формы отвержения:

1) явное эмоциональное отвержение. Например, звучат фразы: ты мне надоел;не лезь ко мне; уйди;

2) скрытое эмоциональное отвержение проявляется по-разному: в видеиронии, высмеивания; в виде стремления завуалировать реальное отношениеповышенной заботой.

Как считают исследователи, данный стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.

5. Тип патогенного воспитания: «жестокие взаимоотношения».

Жестокие взаимоотношения с детьми могут проявляться по-разному: открыто, явно в виде насилия, побоев; скрыто в виде эмоциональной враждебности и холодности.

6. Повышенная моральная ответственность.

При таком стиле воспитания от ребенка требуют проявления высоких моральных качеств: порядочности, чувства долга не в соответствии с возрастом ребенка. На ребенка, независимо от возраста, возлагают ответственность за благополучие родных людей и заботу о них. При таком стиле воспитания гипертимные и эпилептоидные черты развиваются в лидерство и стремление доминировать.

1.5 Методы диагностики и коррекции семейного воспитания

В практике диагностики и коррекции семейного воспитания и детско-родительских отношений представлены различные методки, с помощью которых возможно оценить ситуацию «с двух сторон»: со стороны родителя и со стороны ребенка. Все представленные методики могут быть разделены на два класса: опросниковые и проективные. Следует отметить, что только их совместное использование позволяетделать более объективные заключения о специфике внутрисемейных детско-родительскихотношений. Результаты опросников основаны на представлениях человека о самом себе,своих переживаниях, своём понимании ситуации и их точность напрямую связана суровнем когнитивного развития, замотивированности и рефлексивности опрашиваемых. Проективные техники в свою очередь позволяют раскрыть индивидуальность человека, предоставляют возможность изучить скрытые мотивы и переживания человека, несоздавая ситуации напряжения, связанного с оценкой результатов. [23]


Представим краткую характеристику основных методик, которые могут быть использованы в процессе диагностики и коррекции семейного воспитания и детскородительских отношений. Методики могут использоваться в деятельности практических психологов, педагогов, социальных работников, и в исследовательских целях.

  1. Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) А.Г.Эйдемиллер. Опросник для родителей в двух вариантах – детском и подростковом, предназначен для анализа семейного воспитания и причин его нарушения. Опросник можно использовать в исследовании тех проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении.
  2. Методика идентификации детей с родителями,  опросник, сотавитель А.И.Захаров (Особенности детско-родительского эмоционального взаимодействия ОДРЭВ). Посредством методики диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, и особенности эмоциональных отношений с родителями.
  3. Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли, к ребенку: оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, излишняя концентрация на ребенке). Авторы — американские психологи Е.С. Шафер и Р.К. Белл.
  4. Опросник родительского отношения (ОРО).Разработчики А.Я. Варга и В.В.Столин. Тест-опросник представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.
  5. "Поведение родителей и отношение подростков к ним" Е.Шафер (АDOR, Подростки о родителях). Назначение теста - изучение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.
  6. Стратегии семейного воспитния. С помощью этого теста можно оценить свою стратегию семейного воспитания (стиль): авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.
  7. Опросник Моя семья. М.Егорова. Опросник предназначен для выявления оценки ребёнком межличностных отношений в семье, а также степени выраженности в семейном воспитании строгости (гибкости)воспитательных установок, доминантности родителей, жёсткости методов воспитания,взаимопомощи в семье и т.п.
  8. Семейный тест отношений СТО. Это проективная методика исследования детей, опубликованная Д.Антони и Е.Бене. Позволяет ребенку выразить свои негативные и позитивные чувства, родителю получить обратную связь.
  9. Проективная методика «Рисунок семьи» Никольской И.М. Тест предназначен для выявления особенностей восприятия ребенком своей семьи. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.
  10. Родительское сочинение. Одна из информативных диагностических техник в выявлении родительской позиции.

11.Тест Рене Жиля Визуально-вербальная методика для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с членами семьи и окружающими.

Опросные методики (АСВ Э.Г Эйдемиллера, ОРО А.Я.Варга, В.В.Столина и др.) направлены на выявление хорошо осознаваемой и родителями и детьми составляющей детско-родительских отношений и взаимодействия. Проективные техники (методика «Незаконченные предложения», родительское сочинение, рисунок семьи, семейный тест отношений) дают возможность увидеть скрытые, глубинные, малоосознаваемые переживания в сфере отношений родителей с детьми.

По результам исследования, представленного в данной главе, можно сделать вывод, что важность семьи как института воспитания обусловлена длительностью своего воздействия на личность по сравнению с другими институтами воспитания. В процессе семейного воспитания закладываются основы личности ребёнка, его физического, интеллектуального и трудового развития, происходит формирование основ нравственных и эстетических ориентиров. Семейное воспитание в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Взаимоотношения родителей с детьми всегда имеют воспитательный характер и строятся на основе использования различных стилей, форм и методов воспитания. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Использование разноплановых диагностических методик позволяет получить более полную и объективную картину детско-родительских отношений с целью их коррекции.

2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ

2.1 Современные тенденции и проблемы семейного воспитания

Психология семейного воспитания выдвигает требование об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании детей является оптимальной, если они принимают ребенка таким, какой он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание; если они способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменением обстоятельств жизни ребенка; если их воспитательные усилия направлены в будущее и соотносятся с требованиями, которые ставит перед ребенком его дальнейшая жизнь. Оптимальная родительская позиция направлена на благо ребенка. Она предполагает критическое отношение родителей к своим ошибкам. Все воспитание в семье держится на любви к детям. Любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей.


Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля.

Рассмотрим основные проблемы современного семейного воспитания.

- Отсутствие чёткой стратегии воспитания детей в семье: каким образом родители выбирают стратегию воспитания (на примере своих родителей, противоположно системе воспитания своих родителей, выбор системы по педагогической литературе).

Очень часто можно наблюдать и неумение родителей договориться о системе воспитания своих детей. Актуальным есть и отсутствие информации о воспитании (литература, видеоматериалы), поэтому некоторые родители просто не знают, как воспитывать детей.

- Сложные условия жизни, изменение ценностей и жизненных приоритетов. Основная задача, которую ставят родители перед собой – накормить и прилично одеть ребёнка. Не каждая семья сейчас может себе позволить покупать книги, развивающие игры, обучающие компьютерные программы. Отсутствует система духовного воспитания – в погоне за «копейками» не всегда хватает сил и времени на мысли о духовности и морали.

- Существенное ограничение влияния социального окружения на родителей (отсутствие передачи опыта старшим поколением младшему, отсутствие передачи опыта через театр, выставки, музеи и т. п.)

- Незрелое создание брака, отсутствие мотивации в создании семьи, психологическая неготовность иметь детей. Молодые мамы и папы, не имеющие ни образования, ни опыта, ни работы, мало представляющие, для чего они родили ребёнка и как за ним ухаживать. Ребёнок – умение отказывать себе для удовлетворения потребностей другого.

Исходя из этих проблем, дети становятся «заложниками» своих родителей. Для детей отводится в семье определенная роль, которая формирует характер ребенка.

Для ребенка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Одна из главных функций семьи - воспитательная: воспитание детей, самореализация в детях. Самореализация в детях – отражение своего Я в детях. Современные дети показывают, что изменились ценности взрослых. Основные изменения произошли в замене таких ценностей, как трудолюбие, послушание, аккуратность, уважение на стремление отдохнуть, ставить в центр материальные блага, думать много о себе. Современное общество изменилось так, что утратило силу главенство отца в семье, роль матери в воспитании детей, подчинение детей родителям. Наблюдается равенство в общении с детьми. Например, я наблюдала следующее: мама задерживалась и не пришла, как обычно, после сна забрать ребенка, мальчик 4,5 года ее ждал и произносил такую фразу - “Ну где же моя мама? Ну придет, получит она у меня!” Дети руководствуются своими принципами, что приводит к спорам с родителями, к неуважению старших. Идет ориентация на воспитание таких качеств, как самостоятельность, активность и независимость. Вот реальный пример поведения современного ребенка (девочка 4,5 года и девочка 8 лет) в семье: ”Дочка (4,5 года) очень разборчивая во всем, она поступает так, как считает нужным, сама в нужное ей время берет еду в холодильнике, ест, что ей хочется (не всегда полезное), понятия завтрак, обед и ужин в семье не существует.” Мама идет на поводу у ребенка, понимая это, она не может ничего изменить. А когда повышает голос и ругается за неправильные поступки детей, то слышит такие фразы от дочки (8 лет): ”Папа, когда ты найдешь нам другую некрикливую маму?! ”. Разве могли мы во время XX века о таком подумать и так сказать?! На данном примере прослеживается проблема затруднения родителя в воспитании своего ребенка. Родители не имеют педагогического образования, им тяжело справляться с современными детьми.