Файл: Современные проблемы семейного воспитания (Семья как институт воспитания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 1076

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несмотря на то, что мы привели пример семей с наиболее явным и выраженным неблагополучием, трудности воспитания не минуют и полные, малодетные семьи. Многие обстоятельства – к примеру, временная отсутствие рабочего места одного и обоих родителей, задержки заработной платы, болезнь одного из членов семьи – все это может привести к тому, что еще вчера благополучная семья сегодня будет нуждаться в помощи. Дальнейшая судьба этой семьи во многом будет зависеть от того, насколько своевременной и качественной будет адресованная им помощь. Таким образом, она может либо справиться с трудностями, либо перейти в разряд неблагополучных.

Кроме того, специалистами выделяется отдельная категория семей со скрытым неблагополучием: Семьи с высоким уровнем дохода. Семьи, один или несколько членов которой являются известными, медийными лицами. Семьи с излишне жесткими, либо напротив, размытыми семейными границами. Семьи с созависимыми членами. Недоверчивые семьи. Семьи, ориентированные на безусловный успех ребенка. Неблагополучные семьи должны быть под постоянным контролем Отличительной чертой семей со скрытым неблагополучием является то, что хотя их трудности не настолько бросаются в глаза и не так очевидны, они оказывают не менее негативное воздействие на развитие ребёнка, который в ней воспитывается.

К основным путям коррекции социальных проблем семейного воспитания можно отнести: развитие сферы профилактики и ранней диагностики жестокого обращения с детьми и других форм семейного неблагополучия, расширение сети Телефонов доверия, повышение психологической культуры населения. Расширение сетей социально-реабилитационных центров, а также центров помощи и поддержки неблагополучным семьям и семьям группы риска. Организация курсов приемных и патронатных семей, где кандидаты на усыновление или опекунство могли бы приобрести необходимые навыки для взаимодействия с приемным ребенком.

2.3 Взаимодействие детских дошкольных учреждений, школы и семьи

Сегодня формирование педагогической культуры всего населения, особенно родителей, является одной из главных задач в воспитании молодого поколения. Остро назрела необходимость повышения педагогической культуры родителей. Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство родителей занято зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой лишь о материальном благополучии. Воспитание детей родители переложили на детский сад, школу, телевидение, компьютер и т.д. Вот и вырастают эти дети сытыми, хорошо одетыми, обеспеченными, но черствыми, злыми, завистливыми и жестокими. Родители не являются педагогами, не видят себя со стороны.


Из практики видно, что, чаще всего, они не задумываются о последствиях воспитания своих детей. Дошкольное образование в современных условиях является той важной ступенькой в развитии ребенка, где смогут направить родителя по нужному пути. Для решения проблем воспитания ребенка в семье необходимо создавать благоприятные условия в группе, атмосферу тепла и доброжелательности, чтобы каждый родитель хотел обратиться к воспитателю за консультацией. Необходимо проводить проектную деятельность, которая сплочает взаимодействие детей с родителями и детским садом. С помощью проектов можно решать разнообразные вопросы, направленные на семейное воспитание, причем родители даже об этом не догадываются. Они выражают радость от удовольствия, которое получают на презентации проекта. Позитивный и довольный родитель – это залог хорошей, спокойной атмосферы в семье. Что и является важным условием для воспитания гармонически развитой личности.

Извечная проблема: семья и школа, родитель и учитель. Она возникает с приходом ребёнка в первый класс, разрешается с окончанием им школы и возникает вновь и вновь. Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но к сожалению не всегда в школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Работа с семьёй - одна из главных задач школы, оказание психолого- педагогической помощи и поддержки в образовании и воспитании детей.

Деятельность педагогических коллективов с семьей включает три основные составляющие педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую, которые неразрывно связаны между собой.[28]

Основное условие сотрудничества семьи и школы - взаимная заинтересованность сторон в реализации конкретных педагогических целей, открытость и взаимное доверие; взаимопомощь; совместные усилия в решении воспитательных проблем. Педагогическое взаимодействие школы и семьи позволяет реально влиять на качество семейного воспитания и в значительной степени нейтрализовать его недостатки.

Однако до сих пор проблема тесного сотрудничества семьи и школы остаётся нерешённой. Причин здесь много. Они кроются как в действиях педагогов, так и в позиции родителей. Факторами, тормозящими развитие сотрудничество со стороны педагогов являются: [29]

  • авторитарный характер действий;
  • неумение трансформировать современные социальные требования и установки, направленные на решение педагогических задач;
  • низкая педагогическая культура учителя;
  • неспособность объективно оценивать воспитательный потенциал семьи;
  • нежелание работать с родителями, предвзятое отношение к ним.

Со стороны родителей тормозящим фактором сотрудничества являются:

  • низкая общая и педагогическая культура;
  • недооценка роли сотрудничества в воспитательном процессе;
  • отсутствие должного внимания к воспитанию детей;
  • субъективный подход к оценке поведения и черт характера ребенка;
  • переоценка своих воспитательных возможностей.

Дело тут не только в смене поколений, а в том, что каждый из родителей и учителей - индивидуален, со своим опытом, со своими представлениями о взаимоотношениях семьи и школы, педагогической грамотностью, характером, культурой поведения.

В современном мире происходит изменение отношения учителей и детей, детей и родителей. Новое качество образования требует и нового отношения к детям, и, как показывает опыт, многие родители оказались не готовы к новым формам общения. Методы воспитания детей зачастую остаются авторитарными и не дают положительных результатов.

В семье возникают конфликты, родители и дети остаются один на один со своими проблемами, не знают, как поступить в той или иной конфликтной ситуации и где искать помощь. Одно из направлений работы по повышению педагогической культуры родителей, являются различные формы их обучения: лекции, беседы, тренинги; которые посвящены обсуждению разнообразных, острых вопросов воспитания и развития детей. От комплексного, системного подхода к организации работы с родителями зависит успешность сотрудничества семьи и школы.

В школе должна быть разработана система взаимодействия семьи и школы, которая включает в себя: повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управлении школой.

Система должна включать проведение родительских собраний; родительское обучение; презентации начальной школы; консультирование специалистов (психологов, социальных педагогов, учителей высшей категории) и т.д.

Данная система взаимодействия семьи и школы даёт возможность осуществлять неформальные связи родителей и учителей, даёт объективную информацию о работе школы, интересах и потребностях семьи. Формы участия родителей в жизни школы, очень разнообразны и эффективны.[30]

Родители должны свободно взаимодействать с директором, завучем школы, со специалистами всех профилей. В настоящее время чаще предметом общения педагогов с родителями, становится только неуспеваемость и недисциплинированность их ребёнка.


В результате одностороннего общения родители начинают усматривать в требованиях учителя предвзятое отношение к ребёнку, а вследствие, стараются избегать контактов с педагогами, желание общаться; что-то менять в себе, своём отношении к ребёнку и школе напрочь исчезает.

Основы отношения учителя и семьи, по мнению В.А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детей, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасности «...» - и как можно больше духовного общения с детьми и родителями. Именно оно приносит радость матерям и отцам.

Недопустимо, чтобы ребёнок приносил родителям одни огорчения - это уродливое воспитание. Очень важно, чтобы не появились плохие дети, чтобы у матерей не ожесточилось сердце, а у их ребёнка не угасло желание быть хорошим.»[31]

Основа воспитательной работы - единство учителя, родителя и ребёнка. Учитель должен донести до родителей, что благополучие ребёнка в семье, является любовь к нему родителей, что создаёт чувство защищённости у ребёнка, и в дальнейшем поможет ему решить многие сложные проблемы. Однако, не стоит забывать, учителя должны постараться, чтобы детям в школе было комфортно, чтобы в ней присутствовала тёплая, доброжелательная обстановка, в которой интересно учиться.

Педагог должен строить отношения с родителями, ориентируясь на взаимное доверие, подчёркивая заинтересованность школы во взаимодействии с семьёй, показывая желание оказать педагогическую поддержку родителям. Учитель должен сформировать у родителей положительный настрой на проблему обучения, воспитания и развития их детей, правильно установить причину неблагополучия и выбрать наиболее эффективные формы и методы работы с родителями, направленные на повышение педагогической культуры.

Дети, родители, воспитатели — члены одного коллектива. В практику взаимодействия должны входить организация клубов по интересам, семейных праздников, летнего отдыха. Формирование педагогических умений и знаний по воспитанию детей посредством практикумов родителей Практикумы для родителей дают возможность всестороннего обмена опытом по различным вопросам семейного воспитания. Для привлечения внимания родителей нужно проводить конференции для родителей, посвященные обмену опытом по воспитанию детей в семье. Темы конференции должны быть конкретными и актуальными для родителей. Также важны и ценны консультации для родителей, особенно индивидуальные тем, что беседуя с глазу на глаз, можно сказать о самом больном, сокровенном, поделиться с проблемами в воспитании детей и т.д.


В работе по психолого-педагогической поддержке семьи главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи классного руководителя  и воспитателя группы. Взаимодействие может быть организовано  через классный родительский комитет, родительские собрания, а также через учителей, воспитателей, работающих в данном классе или группе. При этом целесообразно использовать комплекс приемов и методов. Это наблюдение за поведением и учебой детей, воспитательной общественной деятельностью родителей, посещение семей, индивидуальные беседы с родителями в школе, учет сведений, полученных от родительской общественности, анкетирование. В практику могут быть внедрены совместные посещения психолога с классными руководителями семей своих воспитанников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания. Опытному наставнику многое могут рассказать сама атмосфера дома, отношения между членами семьи. В практике диагностики и коррекции семейного воспитания целесообразно использование различных методик, рассмотренных в Главе 1. Среди наиболее доступных и эффективных можно рекомендовать тест «Стратегии семейного воспитания», методику идентификации детей с родителями, «Родительское сочинение».

К сожалению, именно непрофессиональная работа с родителями чаще всего подрывает авторитет педагога и школы. Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, только видя заинтересованность педагога судьбой их детей.

В данной главе нами рассмотрены современные тенденции и проблемы семейного воспитания, которые связаны с изменением жизненных ценностей и ориентиров, снижением педагогической культуры родителей, сложными социально-экономическими условиями, влиянием техносферы и пр. В данных условиях важное место занимает психолого-педагогическая поддержка семьи, грамотное построение процесса взаимодействия семьи и детских дошкольных учреждений, cемьи и школы, использование эффективных методик диагностики и коррекции детско-родительских отношений для достижения конкретных педагогических целей и решения воспитательных проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семейное воспитание представляет собой сложную и динамичную систему. Это не праздник, а огромная и постоянная работа.

На данный процесс влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, отношение к ребенку. Нужны единство и согласованность педагогических воздействий всех взрослых членов семьи. В работе расммотрены определение семьи, ее функции и роль как главного института воспитания. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества. Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека.