Файл: Современные проблемы семейного воспитания (Семья как институт воспитания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 1073

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важное место в работе уделено вопросам исследования сущности семейного воспитания, его целей и задач, видов, основных составляющих элементов семейного воспитания. В работе исследованы принципы и методы семейного воспитания, а также факторы, влияющих на выбор конкретных методов семейного воспитания.

В работе исследованы современные тенденции и проблемы семейного воспитания, роль семьи и родительского авторитета в воспитании ребенка, вопросы взаимодействия семьи, ДОУ и школы.

Среди основных проблем, с которыми сталкиваются современные родители можно выдедить:

-Отсутствие чёткой стратегии воспитания детей в семье.

-Сложные условия жизни, изменение ценностей и жизненных приоритетов.

Вседозволенность. В таком случае дети могут стать непокорными и с ними трудно будет справиться. Такие дети, как правило, растут общительными и напористыми. Это не плохо в целом, но, может привести к психическому стрессу у родителей.

Постоянная усталость родителей от работы. Невозможность уделить своему чаду достаточно внимания. Ребенок начинает чувствовать себя обделенным и обиженным. Такое воспитание может привести к тому, что ребенок станет враждебным по отношению к другим.

Желание родителей сделать ребенка лучше, чем они сами. В следствии это бывают чрезмерно строгими и наказывают за малейшие ошибки. В этом случае дети боятся своих родителей и слушаются их. Дети становятся чрезмерно зависимыми от своих родителей и отказываются принимать какие-либо решения в собственной жизни.

Финансовые затруднения в семье. Не только эмоционально дети зависят от родителей.  Также дети могут чувствовать себя обделенными, если существуют финансовые проблемы.

Невозможность родителей справится со своими стрессовыми ситуациями. Это также может негативно повлиять на детей. Они могут приобрести различные страхи, не чувствуя поддержки.

-Существенное ограничение влияния социального окружения на родителей, отсутствие передачи опыта от старшего поколения.

- Влияние техносферы (телевидение, интернет, социальные сети) на воспитательный процесс.

Отдельной проблемой является воспитание детей в непоных семьях и семьях группы риска.

Важной проблемой является проблема взаимодействия семьи, дошкольных образовательных учреждений и конечно школы.

Работа с семьёй - одна из главных задач школы, оказание психолого- педагогической помощи и поддержки в образовании и воспитании детей. Для решения проблем вданной области необхолимо уходить от авторитарных, неэффективных методов взаимодействия и предвзятого отношения. Основное условие сотрудничества семьи и школы - взаимная заинтересованность сторон в реализации конкретных педагогических целей, открытость и взаимное доверие; взаимопомощь; совместные усилия в решении воспитательных проблем


Основой педагогической деятельности родителей должна стать педагогическая культура как составная часть общей культуры человека.

В работе рассмотрены вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи, диагностики и коррекции семейного воспитания для предупреждения развития негативных явлений и социальных проблем.

Cовременное воспитание детей - это целая наука. От того, насколько успешно будут решены проблемы современного семейного воспитания зависит судьба подрастающего поколения, его вхождение в жизнь общества,  обеспечение преемственности поколений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ// "Российская газета" от 27 января 1996 г. N 17
  2. Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества (Размышления врача о развитии и воспитании ребенка) / В.И. Гарбузов. – М.:Педагогика, 1989.276 с.
  3. Галушкина Г.А. Особенности работы учителя с родителями младших школьников. [Электронный ресурс]//Cайт Инфоурок URL:.https://infourok.ru/osobennosti-raboti-uchitelya-s-roditelyami-mladshih-shkolnikov-1202110.html (дата обращения 01.10.2019)

Дружинин В. Н. Психология семьи. СПб.: Питер, 2012. 176 с.

  1. Дунаева К.В. Актуальные проблемы семейного воспитания в современных условиях. [Электронный ресурс]. URL.: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/05/01/aktualnye-problemy-semeynogo-vospitaniya-v-sovremennyh (дата обращения 11.10.2019)
  2. Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. –Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.63 с.
  3. Изучение детско-родительских отношений: методические рекомендации /Cоставители О.Е.Мухордова, Т.В.Шрейбер. – УдГУ. Ижевск, 2007.124с.
  4. Лесгафт П. Ф.Семейное воспитание ребенка и его значение. С.42[Электронный ресурс]// ЛитМир. Электронная библиотека.URL.: https://www.litmir.me/br/?b=116747&p=42 (дата обращения 12.10.2019)
  5. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей.[Электронный ресурс]// О родительском авторитете. С.6-8.URL.: http://www.makarenko.edu.ru/biblio.htm (дата обращения 05.10.2019)
  6. Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности. ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия //Вестник Челябинского государственного университета.- 2014. № 13 (342). Образование и здравоохранение. Вып. 4. С. 173-178.
  7. Мухатаева Ж. А. Психолого-педагогические основы семейного воспитания [Электронный ресурс] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 180-182. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2325/ (дата обращения: 10.10.2019).
  8. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под ред. Н.Н.Посысоева.– М.: Владос-Пресс, 2004. 328 с.
  9. Панфилова А. Статья "Проблемы семейного воспитания в современной семье"[Электронный ресурс] //Портал работников образования.URL.: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/09/05/statya-problemy-semeynogo-vospitaniya-v-sovremennoy (дата обращения 12.10.2019)
  10. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый.- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.365 с.
  11. Психология семьи : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [Н. В. Гребенникова, Е. В. Гурова, Е. И. Захарова и др.] ; под ред. Е. Г. Сурковой. — М. : Издательскийцентр «Академия», 2014 — 240 с. — (Сер. Бакалавриат).
  12. Слезкова Т. И., Домащенко О. И., Щукина Е. И. Извечная проблема: семья и школа [Электронный ресурс] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 210-212. — URL.: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2858/ (дата обращения: 12.10.2019
  13. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров /Под ред. докт. пед. наук И. А. Липского, докт. пед. наук. Л. Е. Сикорской. — М.: Издательско торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. 280с.
  14. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие /Сост.О.В.Сухомлинская.-М.:Педагогика.1990.288с.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям . –– Киев: Радянська школа, 1974 г. 288 с.

  1. Минияров В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. – М.:Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО«МОДЭК», 2000. 256 с.
  2. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования.М.:Мысль, 1964.375 с.
  3. Целуйко В. М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. – М.:Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2004. 288 с.
  4. Щербакова С. А. Семейное воспитание: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 114-117. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12986/ (дата обращения: 10.10.2019)
  5. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М.Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов.Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Речь, 2006. 352 с.
  6. Образовательный портал Инфоурок. URL.: https://infourok.ru/sem-metodik-kotorie-pomogut-diagnostirovat-detskoroditelskie-otnosheniya-3070393.html (дата обращения 10.10.2019)
  1. Психология семьи : учебник для студ. учреждений высш.п863 проф. образования / [Н. В. Гребенникова, Е. В., Гурова, Е. И. , Захарова и др.] ; под ред. Е. Г. Сурковой. — М. : Издательский центр «Академия», 2014(Сер. Бакалавриат). С.11

  2. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования.М.:Мысль,1964.С.75

  3. Целуйко В. М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. – М.:Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2004. С. 8

  4. Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. –Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.– 63 с. С.7

  5. Психология семьи : учебник для студ. учреждений высш.п863 проф. образования / [Н. В. Гребенникова, Е. В., Гурова, Е. И. , Захарова и др.] ; под ред. Е. Г. Сурковой. — М. : Издательский центр «Академия», 2014 (Сер. Бакалавриат). С.13

  6. Щербакова С. А. Семейное воспитание: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 114-117. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12986/ (дата обращения: 10.10.2019).

  7. Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. –Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. С.11

  8. Мухатаева Ж. А. Психолого-педагогические основы семейного воспитания [Электронный ресурс] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 180-182. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2325/ (дата обращения: 10.10.2019).

  9. Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности. ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия //Вестник Челябинского государственного университета.- 2014. № 13 (342). Образование и здравоохранение. Вып. 4. С. 173-178.

  10. Щербакова С. А. Семейное воспитание: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 114-117. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12986/ (дата обращения: 10.10.2019).

  11. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ// "Российская газета" от 27 января 1996 г. N 17

  12. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) / В.М. Минияров. – М.:Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000 С.18.

  13. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый.- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. С.353

  14. ? Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей.[Электронный ресурс]// О родительском авторитете. С.6-8.URL.: http://www.makarenko.edu.ru/biblio.htm (дата обращения 05.10.2019)

  15. Макаренко А.Лекции о воспитании детей.[Электронный ресурс]//О родительском авторитете.С.9

  16. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый.- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. С.354

  17. Галушкина Г.А. Особенности работы учителя с родителями младших школьников. [Электронный ресурс]//Cайт Инфоурок URL:.https://infourok.ru/osobennosti-raboti-uchitelya-s-roditelyami-mladshih-shkolnikov-1202110.html (дата обращения 01.10.2019)

  18. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.. –– Киев: Радянська школа, 1974.С.46

  19. Гарбузов, В.И. От младенчества до отрочества (Размышления врача о развитии и воспитании ребенка) / В.И. Гарбузов. – М.:Педагогика, 1989.С.15

  20. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под ред. Н.Н.Посысоева.– М.: Владос-Пресс, 2004 С.158

  21. Дружинин В. Н. Психология семьи. СПб.: Питер, 2012. С. 31.

  22. Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. –Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. С.48

  23. Изучение детско-родительских отношений: методические рекомендации /Cоставители О.Е.Мухордова, Т.В.Шрейбер. – УдГУ. Ижевск, 2007.С. 11.

  24. Дунаева К.В. Актуальные проблемы семейного воспитания в современных условиях https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/05/01/aktualnye-problemy-semeynogo-vospitaniya-v-sovremennyh (дата обращения 11.10.2019)

  25. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. С.42[Электронный ресурс]// ЛитМир. Электронная библиотека.URL.: https://www.litmir.me/br/?b=116747&p=42 (дата обращения 12.10.2019)

  26. Дунаева К.В. Актуальные проблемы семейного воспитания в современных условиях https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/05/01/aktualnye-problemy-semeynogo-vospitaniya-v-sovremennyh (дата обращения 11.10.2019)

  27. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров /Под ред. докт. пед. наук И. А. Липского, докт. пед. наук. Л. Е. Сикорской. — М.: Издательско торговая корпора ция «Дашков и Ко», 2013. С.117-188

  28. Мухатаева Ж. А. Психолого-педагогические основы семейного воспитания [Электронный ресурс] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. С. 180-182. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2325/ (дата обращения: 10.10.2019).

  29. Слезкова Т. И., Домащенко О. И., Щукина Е. И. Извечная проблема: семья и школа [Электронный ресурс] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 210-212. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2858/ (дата обращения: 12.10.2019)

  30. Слезкова Т. И., Домащенко О. И., Щукина Е. И. Извечная проблема: семья и школа [Электронный ресурс] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 210-212. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2858/(датаобращения12.10.2019)

  31. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская. — М.: Педагогика 1990. С. 79