Файл: Современные проблемы семейного воспитания (Семья как институт воспитания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 1074

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Задачи, принципы, cодержание и типы семейного воспитания

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Это сложная и многогранная система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.[8] Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Рисунок.1

Рисунок 1. Основы семейного воспитания

Задачи семейного воспитания состоят в том, чтобы:

- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

- воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.

В процессе семейного воспитания формируются основы социальности человека, становление его как личности.[9]

Задачи семейного воспитания можно объединить в три группы:

1. Воспитательные задачи:

- формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок и позиций;

- закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества.

2. Образовательно-воспитательные задачи:

- осуществление нравственно-эстетической подготовки ребенка к формированию в будущем собственных семейных отношений;

- формирование чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям;

- взращивание чистого чувства уважения и любви к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести;

- вооружение умениями и навыками организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства.


3. Личностно-развивающая задача - создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического и т.д. становления детей в процессе повседневной деятельности и общения.

В основе семейного воспитания лежат эмоциональные отношения и контакты между родителями и детьми.[10]

Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:

- гуманность и милосердие к растущему человеку;

- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;

- открытость и доверительность отношений в семье;

- оптимальность взаимоотношений в семье;

- оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы.

В Семейном Кодексе РФ подчеркивается, что семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов.[11]

Уважение должно стать ведущим принципом всей воспитательной работы в семье и проявляться в отношении к ребенку любого возраста. Особенно это важно при взаимоотношениях с подростками. Имея собственное мнение и пытаясь отстаивать его, они нередко оказываются в оппозиции по отношению к старшему поколению семьи. В результате утрачивается эмоциональный контакт родителей с детьми, возникает нетерпимость к другим позициям.

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.

Основными компонентами содержания семейного воспитания являются:физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений. 

Характеристика основных составляющих семейного воспитания представлена в таблице 1.

Воспитательная работа родителей в семье — это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми.

Изучение воспитательных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значение для предупреждения отклонений в нравственном развитии школьников.

Составные компоненты семейного воспитания Таблица 1


Содержание

N п/п

Компоненты

1

Физическое

Основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д. Приоритет здоровья незаменим.

2

Нравственное

Стержень отношений, формирующих личность. Воспитание извечных моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. Формирование других нравственных качеств: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость

3

Интеллектуальное

Заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков

4

Эстетическое

Призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Важность возрастает в условиях возникновения ложных ценностей и подверганию под сомнение прежних эстетических ориентиров

5

Трудовое

Приобщение детей к доступной трудовой деятельности и формирование у них положительного отношения к труду взрослых. Для активного включения ребенка в трудовую деятельность важно привить ему трудовые навыки и умения, желание и стремление трудиться самостоятельно.

По мнению В.М. Миниярова под стилем (типом) семейного воспитания следует понимать наиболее характерные типы и способы отношений родителей кребенку, применяющих определенные средства и методы педагогическоговоздействия.[12]

В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и либеральное (попустительское) отношение родителей к своим детям.[13]

1. Авторитарный стиль -характеризуется навязыванием родителями своего мнения, безапелляционностью. В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А.С. Макаренко[14] выделял такие разновидности, которые он называл «авторитетом подавления», «авторитетом расстояния», «авторитетом чванства».  «Авторитет подавления» он считал самым страшным и диким сортом авторитета, хотя и не самым вредным. Жестокость, грубость, наказания — вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе — таков главный принцип подобных отношений. Они по сути ничего не воспитывают, а способствуют проявлениям трусости, лжи. Из безвольных и забитых детей вырастают либо « никчемные и слякотные» люди, либо самодуры, озлобленные и мстительные за свое «подавленное детство». «Авторитет расстояния и чванства» проявляется в том, что родители стараются быть подальше от детей, меньше разговаривать, общаться, выступать в роли начальства — «чтобы дети слушались». Контакты с детьми у таких родителей cводятся к минимуму. Родители всячески поддерживают свою значимость, преподносят свои достоинства, проявляют высокомерие, не желая уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, его стремление к хвастовству , а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость. Также выделяются такие виды авторитета как резонерство и педантизм. Им свойственно постоянные поучительные назидания, распоряжения, «бюрократическое начальствование в семье»


2. Либеральный (попустительский)  стиль предполагает всепрощенчество, потакание в отношениях с детьми. Дети в итоге растут недисциплинированными и безответственными.

В таком типе отношений А.С. Макаренко выделяет «очень опасный» «авторитет любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают важных деталей воспитания, в результате воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подстраиваться» к людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми.

3. Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства.

Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания сделать их такими, какими являются сами. По словам А.С.Макаренко, главным основанием родительского авторитета является «жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение».[15]

1.3 Методы и формы семейного воспитания

Методы воспитания детей в семье — это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они не отличаются от рассмотренных выше общих методов воспитания, но имеют свою специфику:[16]

• влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к личности,

• выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и.т. д. Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей — мягкое внушение, у других - угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод — поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание, и поэтому их методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых. Другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и, естественно, находят для этого соответствующие методы.


Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива); наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации.

Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди этих средств: слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, режим дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т. д.

Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий.[17]

1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и т. д.

2. Личный опыт родителейих авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы, сравнительно чаще использует приучение.

3. Если родители отдают предпочтение совместной деятельностито обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности, нет и повода, и возможности для общения.

4. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны.  «Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка... В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от... элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека», — писал В.Л. Сухомлинский. [18]