Файл: Корпоративная культура в организации (Понятие и теоретические основы корпоративной культуры в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3 Формирование и развитие корпоративной культуры в организациях на примере ПАО «Роснефть»

3.1 Общая характеристика предприятия

Публичное Акционерное общество «Нефтяная Компания Роснефть» — российская нефтегазовая компания, которая является крупнейшей в мире публичной компанией по объему добычи нефти.

ПАО «НК «Роснефть» создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1995 г. № 327 «О первоочередных мерах по совершенствованию деятельности нефтяных компаний» и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1995 г. № 971 «О преобразовании государственного предприятия «Роснефть» в открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть». [20]

Компания является лидер российской нефтяной отрасли и крупнейшая публичная нефтегазовая корпорация мира. В состав Компании входят:

  • 10 крупных нефтеперерабатывающих заводов;
  • несколько мини-НПЗ на территории Российской Федерации;
  • в Германии ПАО «НК «Роснефть» владеет долями в четырех НПЗ мощностью 11,5 млн.;
  • сбытовая сеть Компании охватывает 59 регионов России, а также страны ближнего зарубежья.

ПАО «НК Роснефть» - это вертикально интегрированная компания. Основными видами деятельности являются поиск и разведка месторождений углеводородов, добыча нефти, газа, газового конденсата, реализация проектов по освоению морских месторождений, переработка добытого сырья, реализация нефти, газа и продуктов их переработки на территории России и за ее пределами.

В компании применяется линейно функциональная структура управления. Высшим органом управления является общее собрание акционеров. Стратегическое управление осуществляется советом директоров в интересах всех акционеров. Президент общества осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа, действует на основании устава и утверждается общим собранием акционеров. [20]

Основным конкурентным преимуществом компании «Роснефть» является размер и качество ее ресурсной базы. Компания строго придерживается международных стандартов корпоративного управления, раскрытия информации, а также финансовой отчетности.


Компания «Роснефть» постоянно стремится укрепить свое положение среди мировых энергетических корпораций и быть лидером по всем показателям как по операционным, так и финансовым.

Для достижения поставленных целей компания выполняет следующие задачи:

  • постоянное повышение эффективности по всем направлениям деятельности;
  • применение инновационного подхода к развитию;
  • повышение информационной прозрачности и открытости;
  • соблюдение высоких стандартов корпоративного управления;
  • высокую социальную ответственность;
  • строгое соблюдение российских и международных стандартов экологической и промышленной безопасности.

Динамичное развитие «НК «Роснефть» в последние годы позволило создать мощный потенциал для устойчивого роста и планомерной реализации стратегических задач. Ключевыми составляющими этого потенциала являются уникальная ресурсная база, высококвалифицированные кадры, а также эффективная система инновационного развития.

Не смотря на сложные рыночные условия финансовые позиции компании остаются стабильными. [20]

Основными стратегическими приоритетами компании являются:

  • Развитие сектора переработки и сбыта
  • Устойчивый рост добычи нефти
  • Монетизация запасов газа

Миссией компании является эффективная реализация энергетического потенциала в рамках проектов в России и за рубежом, обеспечение энергобезопасности и бережное отношение к природным ресурсам.

Долгосрочная программа развития, опубликованная организацией «Роснефть», предусматривает:

  • разработку трудноизвлекаемых запасов;
  • восполнение запасов на уровне не менее 100%;
  • добычу на зрелых месторождениях;
  • рост добычи за счет новых проектов на Востоке России;
  • эффективное освоение шельфа;
  • рост добычи газа;
  • оптимальную конфигурацию НПЗ и максимально прибыльную реализацию продукции компании.

При реализации стратегии развития «Роснефть» ставит своей целью как увеличение акционерной стоимости Компании, так и достижение самых высоких стандартов в управлении. В Компании исходят из твердого убеждения, что эти две цели взаимосвязаны.

Рассматривая систему корпоративного управления ПАО «НК «Роснефть»», можно отметить что компания исполняет большинство рекомендаций Кодекса Банка России. По опубликованным результатам оценки установлено, что корпоративное управление компании «Роснефть» соответствует Кодексу Банка России на 89,7% и существенно превышает минимальный порог в 65%, рекомендованный Росимуществом. [20]


ПАО «НК «Роснефть» осуществляет постоянный мониторинг эффективности системы корпоративного управления, в соответствии с меняющимися экономическими условиями проводит мероприятия, направленные на совершенствование практики корпоративного управления, требованиями действующего законодательства и регулятора.

Одним из наиболее убедительных свидетельств применения на практике принципов сильного корпоративного управления можно назвать состав Совета директоров и его комитетов. Члены Совета директоров ПАО «НК «Роснефть» - опытные руководители, пользующиеся высоким авторитетом в деловом сообществе.

Рассмотрев общие характеристики деятельности компании перейдем к анализу ее корпоративной культуры.

3.2 Анализ корпоративной культуры ПАО «НК «Роснефть»»

Как уже было определено ранее корпоративная культура организации является мощным элементом стратегического управления организации и ориентирует всех сотрудников на общие цели, мобилизацию их инициативы и обеспечение продуктивное взаимодействие.

Опыт многих западных и российских организаций подтверждает, что процветает та компания, в которой создан сплоченный коллектив где каждый заинтересован в общем успехе, то есть коллектив которой имеет хорошо развитую корпоративную культуру.

Корпоративная культура является важнейшей составляющей развития компании ПАО «НК «Роснефть»», неотъемлемым компонентом построения успешной стратегии развития данной организации, это агрегация миссии и ценностей, декларируемых компанией при взаимодействии с сотрудниками, партнерами и клиентами.

При проведении анализа корпоративной культуры компании мною были использованы материалы опубликованные на сайте компании, считаю данною информацию полной и достоверной, так как организация является публичной, а значит заинтересованной отрыто показать наиболее принципиальные положения своей внутренней организации, чтобы вызвать доверие клиентов, инвесторов и других заинтересованных деловых партнеров.

Во-первых, определимся с ключевыми инициативами в области корпоративной культуры ПАО «НК «Роснефть», к ни можно отнести следующие важные направления: [20]

  • корпоративные мероприятия;
  • социологические исследования;
  • внутренние коммуникации;
  • деловая этика и комплаенс.

Среди корпоративных мероприятий, проводимых организацией можно отметить следующие: зимняя и летняя спартакиада, конкурс «Лучший по профессии», и фестиваль «Роснефть зажигает звезды».

Конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» является звеном системы мотивации. Он помогает выявить и поощрить инициативных и перспективных работников, содействует росту профессионального мастерства сотрудников Компании, а также способствует распространению передового опыта работы, внедрению новых технологий, повышению престижа рабочих профессий, культуры производства и ответственности за безаварийную работу.

Конкур «Лучший по профессии» проводится с целью улучшения производственных показателей сотрудников компании и также относится к одним из множества инструментов мотивации персонала. В конкурсе принимают участие более 1000 работников. Мероприятия проходят на производственных объектах. В ходе оценки учитываются как теоретические, так и практические навыки участников соревнований. Победителей и призеров смотра-конкурса награждают дипломами и денежными премиями.

В целях развития спорта в регионах и пропаганды здорового образа жизни ежегодно проводятся Зимняя и Летняя Спартакиады. Мероприятие так же является массовым, так как в нем принимают участие более 25 тысяч сотрудников.

Фестиваль «Роснефть зажигает звезды» пользуется популярностью среди сотрудников компании, по данным статистики в нем ежегодно принимают участие более 6,5 тысяч человек. Конкурсанты демонстрируют свои способности в хореографии, вокале, фотографии, изобразительном искусстве, инструментальном и оригинальном жанре.

Фестиваль является значимым культурным событием, объединяющим все поколения работников нефтяной промышленности, разные города и регионы страны. способствует налаживанию культурных связей и сохранению культурных традиций многонациональной России.

Следующим неотъемлемым элементом корпоративной культуры компании «Роснефть» являются внутренние коммуникации. К основным инструментам внутренних коммуникаций в ПАО «НК «Роснефть»» относятся: информационные стенды и рассылки, корпоративная стартовая страница, встречи с трудовыми коллективами, проведение внутренних социологических исследований.

Трансляция единой корпоративной истории также является одной из важнейших задач корпоративной культуры компании. Она успешно решается с помощью развития проекта «Корпоративный музей».

Следующим направлением развития корпоративной культуры в ПАО «НК «Роснефть»» является соблюдение принципов деловой этики. Одним из девизов организации является «Успех компании – это ее сотрудники». И это несомненно правильный подход так как от каждого отдельного сотрудника зависят репутация, авторитет, успешное и устойчивое развитие всей организации. В ПАО «НК «Роснефть» работает Совет по деловой этике, который являясь совещательным органом и принят Кодекс деловой и корпоративной этики, разработанный в соответствии с лучшими международными практиками.


Данный кодекс является основой корпоративной культуры компании и относится к внутренним документам, обязательным для соблюдения каждым руководителем и работником ПАО «НК «Роснефть». [20]

В кодексе разработаны и описаны следующие вопросы деятельности организации:

  • безопасность, охрана труда, здоровья и окружающей среды;
  • регулируются отношения со всеми группами заинтересованных лиц, таких как акционеры, инвесторы, клиенты, конкурентами и другие;
  • предупреждение нарушения принятых правил и стандартов;
  • профилактика корпоративного мошенничества и коррупции;
  • предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

Компания придает большое значение обеспечению благоприятного психологического климата в трудовом коллективе и созданию условий для реализации потенциала каждого сотрудника. Поэтому разработка кодекса, а также соблюдение его положений является важным инструментом в формировании надежной, высокопрофессиональной команды.

Главным отличительным особенностью кодекса деловой этики является установление единых принципов и стандартов делового поведения и взаимодействия работников между собой, деловыми партнерами и заинтересованными сторонами. Общие ценности, лидерство, результативность, добросовестность, безопасность - способствуют совершенствованию корпоративной культуры, повышению уровня лояльности и вовлеченности персонала.

Кроме того, при Совете по деловой этике создана Рабочая группа комплаенс, которую возглавляет Вице-президент по правовому обеспечению бизнеса.

Данная рабочая группа имеет ряд задач к ним относится:

  • актуализация основополагающих документов:
  • организация и проведение обучающих мероприятий;
  • информирование сотрудников об основных комплаенс-рисках и мерах по их предупреждению;
  • контроль за соответствием деятельности организации предложенным требованиям;
  • контролирует выполнение требований Кодекса;
  • участвует в урегулировании этических конфликтов.

Так же в ПАО «НК «Роснефть»» проводится обучение сотрудников в области комплаенс, функционирует горячая линия безопасности. Информация о работе данной линии опубликована на корпоративном сайте, в корпоративной и региональной прессе.

Для обеспечения поддержки функционирования горячей линии в организации разработано Положение «Порядок проверки информации по горячей линии», в котором описан механизм учета случаев коррупции.

В компании «Роснефть» считаются не допустимыми любые проявления корпоративного мошенничества, не зависимо от суммы нанесенного ей ущерба.