Файл: Корпоративная культура в организации (Понятие и теоретические основы корпоративной культуры в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время в современном обществе очень часто становится актуальным вопрос развития корпоративной культуры организации. Это связанно в первую очередь с развитием различных методов управления организациями во всех сферах деятельности.

Высокая конкуренция на рынке требует использования современных методов управления, к одним из которых относится совершенствование и развитие корпоративной культуры организации.

Тема курсовой работы является актуальной в современном обществе, так как менеджменту любой компании помимо развития товара, структуры управления, необходимо четкое формирование корпоративной культуры, так как на современном рынке это может стать существенным конкурентным преимуществом.

Корпоративная культура все чаще используется как инструмент для повышения эффективности деятельности организации. Так как правильно построенная культура ориентирует всех сотрудников на общие цели, мобилизацию их инициативы и обеспечение продуктивного взаимодействия всех подразделений предприятия.

На основе опыта многих российских и зарубежных организаций можно сказать что наибольшего успеха добивается та фирма в которой работают все структурные элементы корпоративной культуры. А именно создан сплоченный коллектив, каждый заинтересован в общем успехе, так как от этого зависит его материальное благополучие и чувство значимости. Быстрее всех поднимается и развивается та фирма, коллектив которой имеет хорошо развитую корпоративную культуру.

Следовательно, можно сделать вывод что актуальность выбранной темы обусловлена тремя основными факторами, во-первых, грамотная разработка корпоративной культуры способствует повышению эффективности работы организации. Во-вторых, в рыночных условиях культура организации является важным фактором конкурентоспособности, в-третьих, современные рыночные отношения диктуют необходимость всем предприятиям разработку и внедрение корпоративной культуры в организации.

Целью курсовой работы является анализ разработка методов совершенствования корпоративной культуры организации. Объектов исследования в курсовой работе является корпоративная культура организации. В качестве предмета исследования выступает система организационных взаимоотношений

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретические основы корпоративной культуры организации;
  • раскрыть методы оценки корпоративной культуры организации;
  • провести сравнительный анализ формирования корпоративной культуры в России и за рубежом;
  • изучить деятельности и элементы корпоративной культуры на примере ПАО «Роснефть»;
  • выявить существующие проблемы и предложить пути решения выявленных проблем.

Для написания работы были использованы учебники разных современных авторов, журналы, статьи из различных достоверных источников, содержащие основные подходы к корпоративной культуре, перечень которых указан в библиографии.

1 Понятие и теоретические основы корпоративной культуры в организации

Понятие, функции и элементы корпоративной культуры

Изучив множество источников современной литературы можно сказать, что мы находим довольно много определений понятий корпоративной культуры. Если говорить о первоисточниках, то основоположником данного понятия является немецкий фельдмаршал и военный теоретик Хельмут фон Мольтке. [14] Он использовал его при оценке взаимоотношений между офицерами. Писанные и неписанные правила поведения сформировались внутри профессиональных сообществ в гильдиях еще в эпоху средневековья. Нарушив эти правила, их члены исключались из сообществ. Профессиональные корпорации уже тогда имели внешние атрибуты. Обычно они были связаны с цветом одежды, определенным покроем, различными деталями, тайной символикой, отличавшей принадлежность к той или иной организации, поведением, по которым члены сообществ могли отличать своего от чужого

В настоящее время нет единого общепринятого определения корпоративной культуры. Чтобы наиболее полно раскрыть научный контекст формирования понятия корпоративной культуры, необходимо обратиться к различным трактовкам этого понятия в работах различных авторов по менеджменту.

Известный практик менеджмента, американский психолог и теоретик, основатель научного направления организационной психологии Эдгар Шейн, например, определяет ее как модель поведенческих норм, разделяемых всеми, которая была использована в прошлом и признана правильной и, следовательно, должна быть передана для усвоения новым членам организации как единственно правильный способ восприятия, представления и отношения. [10] По мнению Э. Шейна, смысл термина корпоративной культуры включает в себя основные понятия и разделяемые членами организации убеждения, которые действуют на подсознательном уровне и выражаются в человеческом восприятии как само собой разумеющееся отношение организации к себе и окружающему миру. Корпоративная культура, по мнению Эдгарда Шейна - это некий постоянный процесс, посредством которого принятые в организации модели поведения передаются новым ее членам, видоизменяются и адаптируются со временем под влиянием внутренних и внешних воздействий.


В то же время в работах современных российских авторов тоже используются различные трактовки понятия корпоративной культуры. [5] Так В. В. Козлов трактует данное понятие как система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, индентифицирования работников с предприятием и перспективами его развития.

Российский психолог, специалист в области психологии менеджмента Т. Ю. Базаров дает следующие определение корпоративной культуры, по его мнению, это сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. [2] Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его поведение в критических ситуациях.

Известный профессор кафедры маркетинга В. В. Томилов трактует как совокупность мышления, определяющую внутреннюю жизнь организации; образ мышления, действия и существования». Также, по мнению данного ученого, корпоративную культуру можно рассматривать как «выражение основных ценностей в организационной структуре, системе управления, кадровой политике, оказывая на них свое влияние». [9]

Не мало трактовок понятия корпоративной культуры в работах и зарубежных авторов.

Авторы учебного пособия по менеджменту П. Монтана и Б. Чарнов трактуют корпоративную культуру как совокупность ценностей, традиций, обычаев и значений, которые делают организацию уникальной – это характер организации, так как она воплощает в себе видение основателей организации.[11]

Американский теоретик К. Шольц отмечает что корпоративная культура представляет собой неявное, невидимое и неформальное сознание организации, которое управляет поведением людей и, в свою очередь, само формируется под воздействием их поведения.[12]

Рассмотрев различные трактовки понятия корпоративная культура, можно сделать вывод от том, что разнообразны трактовки все же имеют характерные черты. Общим является то, что корпоративная культура рассматривается как фактор, который может быть использован для максимизации результативности деятельности организации, укрепления ее целостности, улучшения механизмов социальной сплоченности работников, повышения их производительности и мотивации труда.


Чтобы определить наиболее важные характеристики корпоративной культуры и на основании этого дать наиболее полное определение понятия корпоративной культуры, считаю целесообразным рассмотреть ее функции.

Интересный подход к определению функций корпоративной культуры использует в своей работе Н.Н. Могутнова.[15]

Автор выделяет шесть функций:

    • формирование позитивного имиджа организации;
    • поддержание внутриорганизационных ценностей;
    • формирование и поддержание у сотрудников чувства вовлеченности в общее дело;
    • охранная функция, подразумевающая воспитание у сотрудников преданности компании и ограждение их от чуждых влияний;
    • адаптационная функция - содействие социализации новоприбывших сотрудников;
    • регулирующая функция - для поддержания внутриорганизационной стабильности и порядка необходимо осуществлять контроль за действиями сотрудников;

Кроме того, она отмечает, что важность корпоративной культуры заключается в реализации ею одной из основных потребностей человека - потребности принадлежать к какой-либо группе.[15]

Рассмотрев понятие и функции корпоративной культуры можно выделить основные ее составляющие элементы. Различные авторы выделяю свои составные элементы, по моему мнению, основными из них являются следующие.

  1. Внешний вид и стиль одежды.
  2. Ценности и цели, действующие в каждой отдельной организации.
  3. Символы - девизы, лозунги, логотипы, бренды, мифы, герои, ритуалы, традиции, легенды
  4. Культура труда - условия труда, средства труда, социальное партнерство, социальная ответственность, инновации.
  5. Поведение и коммуникации - нормы, стандарты, правила, кодексы, этика, этикет, организационный климат, имидж.

В заключении можно сделать вывод о том, что корпоративная культура - система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации, которые придают общий смысл их действиям. Культура организации сегодня считается главным фактором конкурентоспособности, особенно, если согласована со стратегией.

Рассмотрев понятие корпоративной культуры и ее составные элементы перейдем к изучению процесса формирования корпоративной культуры и факторов, влияющих на нее.

1.2 Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры


Разные специалисты, изучающие процесс формирования корпоративной культуры, выделяют разные группы факторов как внутренних, так и внешних влияющих на формирование корпоративной культуры в организации.

На мой взгляд интересным является подход Э. Шайна, который считает, что формирование корпоративной культуры обусловлено влиянием четыре первичных и пяти вторичных факторов. [10]

К первичным факторам относятся следующие элементы.

1. Точки концентрации внимания высшего руководства. Все то, о чем постоянно говорят и выносят на обсуждение руководители, постепенно превращается в предмет внимания большинства членов организации и включается в число норм, на основе которых формируется поведение всех сотрудников организации

2. Реакция руководства на критические ситуации, возникающие в организации. Формирование системы ценностей несомненно зависит от того, как руководители подходят к разрешению проблем и кризисных ситуаций.

3. Отношение к работе и стиль поведения руководителей. Руководители занимают особое положение в организации, следовательно, их отношение к работе и стиль их поведения становится эталоном для всех сотрудников.

4. Критерии оценки деятельности, учитываемые при поощрении сотрудников. Сотрудники, формируют для себя представление о системе приоритетов и ценностей в организации на основании поощрений и наказаний.

В группу вторичных факторов входят следующие. [10]

1. Организационная структура управления. У сотрудников организации формируется впечатление о доверии руководства, в зависимости от типа структуры и системы делегирования полномочий внутри организации.

2. Система передачи информации и информационные процедуры. В любой организации поведение сотрудников регламентируется различными процедурами и нормами. Их повторяемость и регулярность создают определенный климат в внутри организации.

3. Манера оформления помещения, в котором находится организация, а также его внешний и внутренний дизайн, создают определенное представление у сотрудников о ценностях и ориентирах данной компании.

4. Мифы и истории о важнейших событиях и отдельных лицах, сыгравших ранее или играющих главную роль на определенном отрезке жизни организации.

5. Формализованные положения о философии, смысле существования организации, сформулированные в виде принципов, кредо и должным образом доведенные до каждого члена организации, способствуют формированию корпоративной культуры, адекватной миссии организации.