Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации) (Конкурентоспособность организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность

Конкурентоспособность организации зависит от ряда различных факторов:

- конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынках

- вид производимой продукции

- ёмкость рынка (количество ежегодных продаж)

- лёгкость доступа на рынок

- однородность рынка

- конкурентные позиции компаний, которые работают на данном рынке

- конкурентоспособность отрасли

- возможность внедрения технических новшеств в отрасли

- конкурентоспособность региона и страны

Исходя из этого можно сформулировать общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:

- нацеленность каждого работника на достижение результата

- близость организации к клиенту

- создание автономии и творческой атмосферы компании

- минимум уровней управления и служебного персонала

Мировая практика рыночных отношений показывает нам, что взаимосвязанное решение данных проблем и использование принципов даёт гарантию на повышение конкурентоспособности организации.[21]

Стоит обратить внимание, на то, что как целое соотносятся между собой конкурентоспособность организации и конкурентоспособность продукции. Возможность фирмы вести конкурентную борьбу на конкретном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности организации, влияющих на результаты конкурентной борьбы.

Исходя из того, что конкуренция организаций на рынке принимает вил конкуренции самой продукции, повышается значение свойств, сообщаемых продукции компании, занимающейся изготовлением и продажей её на мировом рынке.

Конкурентоспособность товара – представляет собой уровень экономических, эксплуатационных параметров, который даёт возможность выдержать соперничество с другими аналогичными товарами на рынке. Еще стоит отметить, что конкурентоспособность – это сравнительная характеристика определенного товара, содержащая в себе комплексную оценку всех производственных, организационных, коммерческих и экономических показателей относительно выявленных свойств другого товара или требований рынка. Она определяется при помощи совокупности потребительских свойств определённого товара-конкурента, по степени соответствия потребностям с учетом трат на их удовлетворение и условий поставки, эксплуатации в процессе личного или производственного потребления.[22]


Давайте отдельно разберём составляющие показатели конкурентоспособности товара.

Так, технические показатели товара можно определить оценкой соответствия его качества, технического уровня и надежности современным требованиям, которые предъявляются потребителям на рынке. Такие требования наиболее полно отражают их индивидуальные и общественные потребности, при достигнутом или прогнозируемом уровне социально-экономического развития, а также научно-технического прогресса как в своей стране, так и во всем мире.

Национальные и международные стандарты к техническим показателям, влияют на запросы со стороны потребителей.

Под качеством товара, дается такое определение – это степень достижения установленного технического уровня при производстве каждой единицы продукции. Определяется оно либо органолептическим методом (при помощи органов чувств), либо лабораторными исследованиями с использованием специального оборудования и других технических средств.

Техническая же конкурентоспособность товаров – это показатель очень динамичный и гибкий. Он непрерывно меняется в соответствии с темпами научно-технического прогресса, как внутри страны, так и лидеров мирового производства определенной продукции.[23]

Есть смысл рассмотреть также коммерческие условия конкурентоспособности.

К ним можно отнести такие показатели, как:

- Ценовые показатели – когда уровень цены непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара. Т.е. чем ниже уровень, тем будет выше конкурентоспособность производимой продукции на определенном рынке, а это значит, что будут иметь лучшие позиции для изготовителя, по сравнению с другими конкурентами аналогичной продукции. И наоборот, чем больше цена, тем больше снижается ценовая конкурентоспособность товаров. В данных условиях и формируется ценовая политика производимой продукции.

- Показатели поставок и платежей за товар. Чем больше возможностей сделать гибкими условия, которые будут соответствовать интересам покупателей, тем намного предпочтительнее станет товар, во время соперничества с другими товарами на рынке. Главным образом это касается сроков, формы поставок продукции, разнообразия видов расчетов и платежей за осуществление поставки. Еще имеет значение для конкурентоспособности, все принимаемые на себя изготовителем гарантии и ответственность, за выполнение обязательств по поставке товара в установленные сроки.


- Показатели особенностей, действующих на конкретном рынке производителей и потребителей, налоговой и таможенной службы.

- Показатели, которые отражают степень ответственности продавцов за выполнение своих обязательств и гарантий.

Для того, чтобы оценить проблему конкурентоспособности организации, потребуется дать оценку её критериям и факторам. На повышение конкурентоспособности компании влияет сегментация рынка, поэтому именно с этого стоит начинать деятельность.

Сегмент рынка – это особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей, товаров, компаний, которые должны иметь некоторые общие признаки.

При помощи сегментации можно достичь следующих целей:

  • более качественное удовлетворение потребностей и нужд людей, в соответствии с их ожиданиями и предпочтениями
  • повышение конкурентоспособности товара и самого производителя
  • избежание ведения конкуренткой борьбы, за счет перехода в неосвоенный сегмент рынка
  • увязка научно-технической политики организаций с запросами четко выявленных совокупностей потребителей
  • целенаправленность всё маркетинговой деятельности на конкретных потребителей[24]

Также на уровень конкурентоспособности фирмы влияет научно-технические новшества, технологии, изобретения и открытия и конечно внедрение современных средств автоматизации.

Еще конкурентные позиции организации зависят от поддержки и содействия, со стороны государственных органов и других организаций путем предоставления гарантий экспортных кредитов, их страхования, обсуждения от налоговых сборов, субсидий и т.д.[25]

Кроме всего сказанного выше, существует много разных определений авторов, для параметров конкурентоспособности организаций.

Например, Артур А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд считают, что при разработке стратегии организации, на основе анализа отрасли и конкуренции находить ключевые факторы её успеха, такие как:[26]

  • качество и характеристики продукции
  • репутация/имидж
  • производственные мощности
  • использование технологий
  • дилерская сеть
  • инновации
  • ресурсы
  • издержки
  • обслуживание клиентов

Автор Дэвид Кревенс утверждает, что при разработке стратегии, руководители организации должны ставить во главу угла, ключевые компетенции, которые определяются:[27]

  • конкурентными преимуществами
  • универсальностью
  • сложностью дублирования

Доктор физико-математических наук и профессор Е. П. Голубков предлагает при проведении маркетинговых исследований использовать шестнадцать факторов результативности её деятельности (имидж, концепция продукта, качество, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля бизнеса, мощность конструкторской и исследовательской базы и т.д.), которые он дополняет за счет других факторов конкурентоспособности продукции и эффективности всей маркетинговой деятельности.[28]

В. А. Винокуров, на вопрос, что же делает организацию конкурентоспособной, отвечает: «во-первых, ресурсы их потенциал, во-вторых, умение продуктивно их использовать»[29]

В своих работах, известный автор М. Портер выделял 4 системы факторов конкурентоспособности и называются они «конкурентный ромб Портера». В него входят: состояние спроса, структура и соперничество фирм, состояние факторов производства, стратегия, состояние смежных и вспомогательных отраслей, они показаны на Рисунке 2. Стоит отметить, что Портер считал главным фактором роста конкурентоспособности именно производительность труда.[30]

Рисунок 2. Конкурентный ромб Портера[31]

Кроме этого, М. Потер предложил делить факторы конкурентоспособности на следующие типы: основные и развитые.

  • основные факторы – это географическое положение страны, природные ресурсы, условия климата, полуквалифицированная и неквалифицированная рабочая сила.
  • развитые факторы – когда идёт использование технологичных производств, высококвалифицированных специалистов и обеспечение современной инфраструктурой для обмена информации.

Стоит отметить, что деление этих факторов, более чем условно. Ведь основные факторы имеют значение для тех отраслей, где в основном используют стандартизированные технологии и не требуются большие инвестиции, например, перерабатывающие или добывающие компании. Развитые же факторы, имеет большее значение для конкурентоспособности, но для них нужны значительные вложения на длительный период и для их создания необходимо привлекать высококвалифицированных специалистов.

Проведённый мной анализ литературных и интернет источников показывает, что разные авторы в зависимости от своих научных взглядов и проведённых маркетинговых исследований, приводят разные наборы факторов, определяющих конкурентоспособность организации и продукции.


На мой взгляд, подходящие наборы факторов, которые можно использовать при проведении стратегического анализа и маркетинговых исследований, приведены в работах А.А. Томпсона-мл. и А. Дж. Стрикленда[32], Дэвида Кревенса[33], Е. П. Голубкова[34] и М. Портера.[35] Другие же авторы, так или иначе используют основные положения данных работ, пытаясь разделить их для конкретных видом деятельности.

ГЛАВА 2. Методы анализа конкурентоспособности

2.1. Конкурентный анализ: методы изучения конкурентов и оценки конкурентоспособности организации

Итак, исследования конкурентов и оценка конкурентоспособности организации, является одними из самых важных задач маркетинга компании, которая во многом обеспечивает успех и процветание в современном мире.

Попробуем выделить основные аспекты, интересующие нас в исследовании конкурентов. Эти аспекты делятся на 3 группы: общие сведения, экономическое положение и положение на рынке. В каждой группе можно выделить следующие разделы:

Общие сведения: организационная структура; собственники организации; планы и стратегии развития; нематериальная собственность; история существования; отношения с государством.

Экономическое положение: методы, технологии продаж; ценообразование, система скидок; ассортимент продукции; техническая оснащенность.

Положение на рынке: логистика и каналы сбыта; клиенты, сегментация; позиционирование; партнеры и поставщики; доля рынка; имидж организации; потребительская удовлетворенность.[36]

Конечно это не исчерпывающий список и возможно изменение и уточнение в зависимости от поставленных задач и конкретных целей исследования. Стоит заметить, что данные показатели нужно наблюдать в динамике, ведь все они связаны между собой. В конкретной же ситуации на первый план могут выходить какие-то конкретные показатели, но за ними всегда идут остальные. Получение такой информации достаточно долгий и трудоемки процесс. Нельзя собрать верную и исчерпывающую информацию о всех конкурентах без использования научных методов исследования.