Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации) (Конкурентоспособность организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире, когда каждый день открываются все новые и новые компании, а новые технологи помогают простому стартапу очень быстро обогнать лидеров рынка, в связи с этим необходимо уделять особое внимание анализу своих конкурентов и собственной конкурентоспособности. Ведь конкуренция – является одной из главных особенностей рыночного хозяйства, которая обеспечивает творческую свободу личности и создающая условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.

С момента создания организации и в дальнейшей ее деятельности, вопрос о конкурентоспособности стоит постоянно, так как если закрыть глаза на это и надеяться на случай, то такая организация очень скоро объявит себя банкротом или закроется.

Одними из самых важных конкурентных преимуществ являются: рентабельность, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования и управления фирмой, адаптивность (способность быстрого реагирования на меняющиеся требования и условия рынка). Отсюда следует, что чем больше, у конкретной фирмы, конкурентных преимуществ, тем больше шансов для успешной коммерческой деятельности и возможность занять лидирующие позиции на рынке.

Я выбрал данную тему для курсовой, потому она очень актуальна, ведь одной из главных целей любой компании является победа в конкурентной борьбе. Хочу подчеркнуть, что нельзя один раз обогнать конкурентов и навсегда оставаться лидером на рынке. Здесь потребуется регулярная работа над сильным и слабыми сторонами компании.

Цель выбранной темы курсовой работы, заключается в изучении конкурентоспособности компании бизнес-инкубатора «Ингрия» и анализ ее конкурентной среды. 

Для осуществления обозначенной цели, были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить основы понятия конкуренции и конкурентоспособности

2. Проанализировать методы оценки конкурентоспособности

3. Практическим путем применить полученную информацию на примере Бизнес-инкубатора «Ингрия»

ГЛАВА 1. Конкурентоспособность организации


1.1. Понятие конкуренции и конкурентоспособности

В середине XIX века возникло целостное теоретическое объяснение конкурентной борьбы и её движущих силах. Главная заслуга принадлежит в этом представителям классической политэкономии, а именно Д. Рикардо и А. Смиту. В дальнейшем, значительную роль в развитии теории конкуренции сыграли труды Дж. Кейнса, В. Леонтьева, А. Маршалла, Й. Шумпетера, М. Портера и др.[1]

Существует большое количество понятий конкуренции и определений конкурентоспособности, поэтому ниже я хочу поговорить об этом подробнее и показать мнения разных авторов.

Вот, например, английский экономист Адам Смит утверждает, что под конкуренцией стоит понимать поведенческую категорию, при которой продавцы и покупатели, на конкретном рынке, конкурируют за наиболее выгодные для себя продажи или покупки. Но стоит отметить, что А. Смит так же утверждал, что конкуренция – это «невидимая рука» рынка, при помощи которой, координируется вся деятельность участников рынка и что основной её целью является извлечение наибольшей прибыли.[2]

Известный отечественный экономист Раис Ахметович Фатхутдинов, предложил свою формулировку для понятия конкурентоспособности: «Конкурентоспособность – процесс управления субъектом, своими конкурентными преимуществами для достижения победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях». Конкуренция же – это напряженная борьба физических или юридических лиц за покупателя и за своё выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции при соблюдении антимонопольного законодательства, Закона «О защите прав потребителей».[3]

Еще одни известные французские авторы Жан Клод Колли и Ив Бернар, дали свое определение конкуренции. Они рассматривают конкуренцию через идею полного, свободного и достоверного сопоставления всех хозяйствующих субъектов, ведущих свою деятельность, как в виде предложения, так и спроса на товары и услуги.[4]

Интересное определение даёт автор Юданов А.Ю., он утверждает, что рыночная конкурентоспособность — это борьба предприятий за ограниченный объём платёжеспособных потребителей, ведущаяся на доступных сегментах рынка. Еще стоит отметить, что А.Ю. Юданов считает, что в мире до сих пор отсутствует понятие конкурентоспособности. В своей монографии «Конкуренция: теория и практика» он пишет, что устоявшегося и общепризнанного во всем мире термина, в теории рыночной конкуренции, пока нет.[5]


Экономист из Австрии - Йозеф Алоиз Шумпетер, считает, что конкуренция — это соперничество между старым и новым. По его мнению, процесс эволюции создаёт механизмы, которые являются оптимальными и одним из таких механизмов является «конкуренция нововведений», представленная Шумпетером в одной из главных своих работ, а именно в «Теории экономического развития»[6]

Другой же австрийский ученый экономист и социолог Фридрих Август фон Хайек считает, что конкуренция — это процесс, посредством которого можно получать и передавать знания. Он одним из первых, кто начал рассматривать конкуренцию, как способ открытия новых технологий, которые могли бы остаться неизвестными, если бы не было конкуренции. Ведь чтобы получить большую прибыль, она мотивирует предпринимателей искать всё новые производственные мощности, новые рынки сырья, продукты, рынки сбыта, которые в дальнейшем так или иначе способствуют развитию экономической системы.[7]

Популярный профессор международного маркетинга и магистр экономики Филип Котлер, дает такое определение, конкурентоспособность организации – это её свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения ею конкретных потребностей, по сравнению с аналогичными объектами, представленными на конкретном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.[8]

Есть еще другое объяснение, что такое конкурентоспособность организации. По мнению Т. Г. Филосовой, это относительная характеристика, отражающая отличие процесса развития данного продуцента от конкурента, как по степени удовлетворения своими товарами или услугами, так и по эффективности производственной деятельности.[9]

Такие авторы как Азоев Г. Л., Завьялов П.М. и Лозовский Л.Ш, трактуют её как способность организации конкурировать на рынках с продавцами и производителями аналогичных товаров, посредством обеспечения более хорошего качества, доступных цен, создания удобства для покупателей и потребителей.[10]

Если обратиться к 7 пункту статьи 4 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016), то мы увидим, что согласно этому закону, «конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».[11]


Стоит отметить, что так же существует большое количество классификаций конкуренции. В целом их можно разделить по определённым признакам.

По масштабам развития:

  • индивидуальная – когда один участник рынка стремится подобрать для себя более выгодные условия для купли-продажи товаров или услуг
  • местная – идёт соперничество среди предпринимателей на конкретной территории
  • отраслевая – когда борьба идёт за получение наибольшей прибыли в определенной отрасли рынка
  • межотраслевая – компании из разных отраслей рынка соперничают за привлечение новых покупателей на свою сторону, в целях получения большой прибыли
  • национальная – когда ведётся соперничество организаций внутри своей страны
  • глобальная – конкуренция разных предприятий, государств на мировом рынке[12]

По характеру развития:

  • свободная – это состояние определенного рынка, при котором отдельные покупатели и продавцы не имеют влияние на цены, но участвуют в её формировании через спрос и предложение
  • регулируемая – т.е. регулируется государством
  • ценовая – возникает при искусственном сбивании цен на какую-либо продукцию
  • неценовая – появляется за счет улучшения качества продукции, совершенствования технологий, внедрение инноваций, создания брендов, получения патентов, клиентский сервис[13]

Равновесие рынка:

  • совершенная конкуренция – когда есть возможность торговать факторами производства, присутствует большое количество независимых потребителей и производителей, а субъекты хозяйствования имеют самостоятельность и имеют информацию о данном рынке[14]
  • несовершенная конкуренция – здесь лидеры рынка одна или несколько компаний, продукция дифференцирована и осуществляется контроль за всем сегментом рынка[15]

Спрос и предложение на товары и услуги:

  • чистая конкуренция – когда есть много продавцов и покупателей, которые не имеют сильного влияния на изменения цены, товары взаимозаменяемы, недифференцированные и цена определяется соотношение между спросом и предложением
  • олигополистическая конкуренция – здесь присутствует взаимосвязь малого количества конкурентов, схожесть товаров и ограничение их количества
  • монополистическая конкуренция – много конкурентов с равной силой и присутствует дифференциация товаров[16]

Отношение к отраслям:

  • внутриотраслевая – конкуренты ведут соперничество за наилучшие условия производства, сбыта продукции и получение сверхприбыли в рамках конкретной отрасли
  • межотраслевая – здесь конкуренция ведётся за более выгодное приложение капитала на основе перераспределения прибыли между бизнесменами из разных отраслей

Потребность, заложенная в основе продукции:

  • горизонтальная – конкуренция между производителями одного и того же вида товара или услуги
  • вертикальная – конкуренция между производителями разных товаров или услуг, способных удовлетворить одну и ту же потребность[17]

Понятия конкуренция и конкурентоспособность, очень тесно связаны между собой.[18] Иерархию отношений этих определений можно изобразить графически, в результате мы увидим, что конкуренция будет расположена на верхнем уровне, ниже будет конкурентоспособность, а затем пойдут конкурентные стратегии и конкурентные преимущества. Такую иерархическую связь данных понятий я покажу на Рисунке 1.


Рисунок 1. Иерархия основных понятий в системе конкурентных отношений

Конкурентоспособность мы можем рассматривать на разных уровнях[19]: макроуровень (страна), мезоуровень (отрасль), микроуровень (конкурентоспособность фирмы) и товарный. Ниже я покажу данные уровни в Таблице 1.

Уровень

Объект или субъект

Факторы

Макроуровень

регион, страна

- конкурентоспособность промышленности и отраслей народного хозяйства

- инвестиционный климат

- научно-технический уровень

Мезоуровень

отрасль, объединения предприятий

- влияние внешней среды

- внутренняя структура отрасли

- конкурентоспособность отдельных элементов

- взаимодействие между элементами системы

Микроуровень

производственная организация, компания, фирма

- эффективность производственной деятельности

- эффективность организации и сбыта продукции

- финансовые показатели деятельности компании

- сравнительная конкурентоспособность продукции

Товарный уровень

товары, услуги

- спрос

- цена

- качество

Таблица 1. Характеристика уровней конкурентоспособности

Перечисленные уровни конкурентоспособности, имеют свои индивидуальные характеристики и особенности. Тем самым, подтверждая целесообразность и правомерность этого деления. Но стоит заметить, что данные уровни конкурентоспособности дополняют друг друга и поэтому они взаимосвязаны.[20]