Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации) (Конкурентоспособность организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.1. Общие характеристики и сведения о компании

Для применения анализа конкурентоспособности на практике был выбран бизнес-инкубатор «Ингрия», который является структурным подразделением ОАО «Технопарк Санкт Петербурга».[54] Бизнес-инкубатор – организация, занимающаяся поддержкой начинающих предпринимателей, которые мечтают открыть своё дело, но не имеют на это финансовой или технической возможности. Технопарк представляет собой специальный научно-технический комплекс, на базе которого создаются и реализуются инновационные проекты. Технопарк может быть юридическим лицом или структурным подразделением университета (другого высшего учебного заведения), научного центра (научной организации), промышленного предприятия.[55]

Бизнес-инкубатор был создан в 2008 году и за это время смог помочь более 450 стартапам.[56] В соответствии с уставом, ОАО «Технопарк Санкт – Петербурга» является коммерческой организацией, юридическом лицом, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. 100% акций принадлежит Санкт-Петербургу[57], данные представлены в Приложении 1.

Технопарк является ядром системы, который соединяет все свои структурны подразделения. На рисунке 5. схематично показана структура:

Рисунок 5. Подразделения ОАО «Технопарк Санкт-Петербурга»

Источник: составлено автором на основе открытых данных. Несмотря на то, что бизнес-инкубатор является формально подразделением ОАО «Технопарк Санкт-Петербурга», в процессе работы, буду рассматривать его, как отдельную компанию.

3.2. Направления деятельности

Основное направление деятельности бизнес-инкубатора, это помощь начинающим предпринимателям и молодым стартапам, которые ищут финансирование со стороны инвесторов или будущих партнеров. А также осуществляет следующие виды деятельности:

  1. Проводит конференции, семинары, тренинги на своих площадках, чтобы постоянно привлекать студентов, инвесторов и новых партнеров.[58]
  2. Ведет сотрудничество с Университетам Санкт-Петербурга, в рамах которого организует практику и стажировку студентов в бизнес-инкубаторе и компаниях партнеров.[59]
  3. Ведет проекты OSIRIS - нацелен на стимулирование серебряной экономики (сегмент экономики, ориентированный на потребителя 50+) и TWIN CAMPUS по поддержке создания и развития новых предпринимательских кампусов Университета ИТМО и Университета XAMK (Финляндия).[60]
  4. Осуществляет консалтинговые услуги для своих резидентов и для сторонних компаний
  5. Менторский клуб был создан с целью повышения качества консультационных услуг для начинающих предпринимателей за счёт внешней экспертизы.[61]

3.3. Анализ внутренней среды

Для того, чтобы проанализировать бизнес-инкубатор «Ингрия» я использую такие инструменты как модель 7S McKinsey.

У этого метода основными элементами являются: Стратегия (Strategy), Структура (Structure), Системы (Systems), Навыки (Skills), Сотрудники (Staff), Стиль (Style), и Совместные ценности (Shared values). Взяв за основу анализ сайта и информации в интернете, были сделаны следующие выводы:

  • Стратегия (Strategy) - привлечение, как можно больше новых старт-ап проектов, поиск инвесторов, расширение сети партнеров и аккумулирование студентов на своих мероприятиях.
  • Структура (Structure) – решения принимаются руководителями, а сотрудники их исполняют.
  • Системы (Systems) – весь процесс бизнес-инкубатора основан на двух главных системах:
  1. Система первичной оценки стартапа - оценка его возможного коммерческого успеха и актуальность бизнес-идеи для рынка.
  2. Система тесного взаимодействия с проектами, которые успешно прошли первичную оценку.
  • Навыки (Skills) и Сотрудники (Staff) - высококвалифицированные специалисты и опытные предприниматели, которые оказывают консалтинговые услуги
  • Стиль (Style) – так как бизнес-инкубатор направлен на развитие предпринимательства, то стиль общения носит более неформальный характер.
  • Совместные ценности (Shared values) – готовность вести сотрудничество со студентами, университетами, предпринимателями, инвесторами и компаниями, что наглядно показывает ключевые ценности, это их стремление к развитию и положительная репутация вокруг бренда.

3.4. Анализ внешней среды

При помощи PEST-анализа и анализа 5 сил Портера можно проанализировать внешнее окружение бизнес-инкубатора «Ингрия»

Политические, законодательные, экономические факторы: регулярные политические санкции между странами и нестабильная экономическая ситуация в России, создаёт эффект неопределенности в завтрашнем дне и не предоставляет возможности долгосрочного планирования. Финансирование бизнес-инкубатора осуществляется на государственном уровне, а значит контролировать этот процесс не допускается возможным. Эти факторы значительно ограничивает возможности бизнес-инкубатора.

Социальный и культурный факторы:

Бизнес-инкубаторы в России считаются относительно новым явлением, по сравнению с западными странами. Так как например в США, первое подобие бизнес-инкубатора было создано в конце 60-х годов, а в России первый бизнес-инкубатор открылся только в 1990 году.[62] При этом причины создания бизнес-инкубатора в России и США отличались, в США подтолкнул, к созданию инкубатора, спрос предпринимателей, то в России инициатором создания служило государство.


Технологический:

По данным Развития инновационной Структуры в РФ[63], с начала двадцатого века в России было создано более 1000 объектов инновационной инфраструктуры, в том числе 5 особых экономических зон технико-внедренческого типа, 10 нано-центров, 13 центров прототипирования, 16 сертификационных центров и испытательных лабораторий, 29 центров информационной и консалтинговой инфраструктуры, более 50 центров инжиниринга, 160 технопарков, 200 бизнес-инкубаторов, 300 центров коллективного пользования.

Бизнес-инкубаторы в России можно поделить на 3 группы: 1-го поколения, 2-го поколения и 3-го поколения. К 1-му поколению относятся некоммерческие организации, которые предоставляют площади для малого бизнеса. Второе поколение – это организации, цель которых, коммерциализация исследований и разработок, повышение конкурентоспособности проектов в региональном и национальном масштабе. Создание этих инкубаторов происходит по инициативе региональных властей при взаимодействии с НИИ и университетами. Они располагаются обычно вблизи университетов. Бизнес-инкубаторы 3-го поколения – организации, цель которых создание прочной сети стратегических партнеров.

В России из-за нестабильной экономики и политики в сфере высоких технологий, больше всего бизнес-инкубаторов первого поколения.

Международный фактор

В этом плане Бизнес-инкубатор «Ингрия», считается одним из тех, кто очень активно пытаются развивать международные направления. Например проект OSIRIS[64], в этом проекте принимают участие 6 стран региона Балтийского моря (Дания, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония, Россия), в общей сложности – 21 партнер, представляющий сферу бизнеса, науки или государство.

Анализ отрасли

1)Конкуренты

Всех конкурентов бизнес-инкубатора «Ингрия», можно поделить по видам деятельности. К примеру, с точки зрения предоставляемых услуг и привлечению резидентов, работающие на территории Санкт-Петербурга и предоставляющие площади для работы или мероприятий.

Проанализировав конкурентов бизнес-инкубатора «Ингрия», можно выделить основных конкурентов: бизнес-инкубатор НИУ ИТМО и Первый городской бизнес-инкубатор. Бизнес-инкубатор НИУ ИТМО, составляет высокую конкуренцию по количеству оказываемых услуг, плюс обладает центром прототипирования. Хотя, данный инкубатор действует на базе Университета и предпочтение отдает студенческим проектам. Это значит, что у бизнес-инкубатора «Ингрия» есть преимущество.


Первый городской бизнес-инкубатор, также предоставляет широкий перечень услуг резидентам: юридическое и бухгалтерское обслуживание, реклама, обучение, консалтинг, привлечение инвесторов. Но стоит заметить, что ПГБИ уступает «Ингрии» по таким услугам как: менторское направление, отсутствует центр прототипирования, кураторства, а это для старта проектов является очень важным.

Я думаю можно выделить следующие преимущества «Ингрии»:

  • Студент любого ВУЗа стать резидентом бизнес-инкубатора.
  • Красивый и очень удобный в навигации по разделам сайт, так как это является важным, с точки зрения привлечения новых клиентов.
  • Мощная информационная поддержка со стороны правительства
  • Постоянное участие в программах высококвалифицированных менторов

2)Новые игроки

Если отталкиваться от перечисленных сильных сторон бизнес-инкубатора «Ингрии», то появление новых игроков на рынке не представляет опасности, по крайней мере, в коротком периоде. Ведь чтобы составить конкуренцию, необходимо вливание больших финансовых средств, а на создание мощного бренда, может уйти не один год.

3)Субституты

На данный момент, товаров-субститутов нет.

4)Клиенты

Клиентами бизнес-инкубатора, являются начинающие предприниматели и малые компании. В России соотношение бизнес-инкубаторов к малым предприятиям составляет 1:44 [65], отсюда следует, что существует большой спрос на услуги и вот основные причины:

  • Большие трудности привлечения инвестиций для своих проектов. Банки не выдаю кредиты компаниям, которые ведут деятельность меньше 6 месяцев, а фонды не всегда дают гранты.
  • Отсутствие специальных навыков у начинающих предпринимателей
  • Нет достаточного опыта для вывода товара на рынок и продвижение его в массы
  • Не умеют работать с потребностями клиентов
  • Не знают, как вести бизнес в других странах

Если грамотно проработать стратегию и добиться решения всех этих проблем, то у бизнес-инкубатора «Ингрия» будет постоянных поток клиентов.

5)Поставщики

В данном случае, поставщиков клиентов, можно отнести к партнерам. А у бизнес-инкубатор «Ингрия» есть большое количество партнеров. Это разные ВУЗы, компании, предприниматели, инвесторы, технопарки, информационные партнеры.

Такая широкая партнерская сеть дает ряд преимуществ: скидки и бонусы резидентам на участие в мероприятиях, сотрудники выступают в качестве спикеров, инвесторы ищут потенциально интересные стартапы и получают информацию о предлагаемых разработчиками возможностях, информационные партнеры рекламируют мероприятия «Ингрии», а ВУЗы-партнеры отправляют студентов на стажировку в проекты, преподавателей в помощь начинающим предпринимателям.


3.5. SWOT-анализ бизнес-инкубатора

Таблица 3. SWOT-матрица

Сильные стороны

Слабые стороны

Сильный бренд и положительная репутация

Мощная информационная поддержка со стороны правительства

Широкая сеть партнеров

Наличие площадей для проведения мероприятий

Наличие центра прототипирования, высококвалифицированные консультанты эксперты, наличие менторского клуба

Красивый и проработанный сайт

Студент любого ВУЗа стать резидентом бизнес-инкубатора.

Финансирование на государственном уровне – невозможно контролировать

Высокие постоянные затраты на рекламу, аренду и оплату сотрудникам.

Простаивающие площади, сдающиеся в аренду

Некоторые формальные требования к резидентам (организационно-правовая форма) отталкивают потенциальных клиентов

Возможности

Угрозы

Высокий спрос на рынке в сфере высоких технологий

Постоянный интерес инвесторов

Привлечение зарубежных компаний

Увеличение сети партеров

Санкции и нестабильная экономическая ситуация в стране.

Снижение государственного финансирования

Низкая заинтересованность бизнеса в новых разработках

Рост конкуренции на рынке

Источник: Составлено автором

3.6. Рекомендации по стратегическому планированию для бизнес-инкубатора «Ингрия»

Исходя из данных SWOT-анализа, я составил несколько рекомендаций по стратегическому планирования для бизнес-инкубатора «Ингрия»

  1. Проработать возможность для создания фонда дополнительного финансирования бизнес-инкубатора. Так как, основная часть бюджета поступает от правительства, то контролировать это не предоставляется возможным. Тем самым создавая слабую сторону для организации среди конкурентов. Дополнительный фонд позволит постоянно продолжать вести активную деятельность, тем самым создавая конкурентное преимущество.
  2. Провести тщательный аудит всех расходов бизнес-инкубатора. Внедрить оптимизацию в направлении рекламы. Найти более эффективные каналы привлечения клиентов, а остальное не использовать. При необходимости провести обновление персонала и найти альтернативные методы мотивации. Снизить стоимость аренды свободных площадей, тем самым исключить возможность их простаивания.
  3. Проработать организационно-правовую форма для новых резидентов, а если не является возможным, то найти способы дополнительного стимулирования с помощью выгодных предложений.