Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Теоретический обзор процессов становления функции управления организацией).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, средствамаркетинговой коммуникации позволяют получать информацию об особенностях интересующей отрасли и создавать оптимально благоприятный фон для их внедрения, способствовать прогнозированию маркетинговых процессов, позволяют решать проблемы отрасли, наладить контакты с прессой, представителями бизнеса, внедряют новинки производства, позволяют открыть новые возможности для инвестирования и др.

Система маркетинга опирается наспециалистов, заинтересованных в успехе предприятия, которые способны проявить лидерские качества, быть активными и коммуникативными. Именно лидерство и социальная активность является одним из механизмов интеграции групповой деятельности для достижения целей организации и характеризует специфическую форму маркетинговых отношений [4, с.41].

Питер Друкер в ряде работ, например, «Менеджмент. Вызовы XXI века», подчеркивает мысль, что специалисты обязаны понимать социальное значение своей деятельности. «Знание и понимание человека, форм его поведения в социальной организации —важнейший элемент управленческой культуры и суть революции ХХI века. По его мнению, в профессиональной подготовке специалиста в маркетинге ХХI века потребуются:

  • Общее образование; потребуются широкое, прежде всего, гуманитарное образование;
  • Профессиональная подготовка: во-первых, формирование знаний и умений выполнять профессиональную работу в маркетинге, во-вторых, формирование способности специалиста работать с людьми и управлять самими собой;
  • В области формирования личности важнейшим фактором успеха станут не только знания, компетенция и квалификация, но и его «личностные качества, такие как дар предвидения, лидерство, организаторские и креативные способности и другие [2, с.36].

Эти теоретико-методологические установки имеют большое значение для определения направлений и содержания практической профессиональной подготовки современных специалистов в области маркетинга.

Эти требования к профессиональной компетенции определенным образом отражены в современном образовательном стандарте, среди которых требование быть компетентным в сфере управления персоналом, отбора, подготовки и использования кадров, мотивации, лидерства, разрешения конфликтов, совершенствования психологического климата в трудовом коллективе.

Анализ литературы показывает, что основными направлениями развития личностных качеств у будущих маркетологов должны стать:

  • Высокая степень активной позиции, что является результатом постоянной и самостоятельной мотивации к деятельности. Способность к активной самостоятельной мотивации вырабатывается в процессе готовности реализовывать поставленные цели, решать поставленные задачи, быть готовым к нестандартным ситуациям и уметь находить правильные решения из множества вариантов. Данная позиция имеет отражение во многих научных теориях менеджмента и активно используется в практической деятельности.
  • Особенности индивидуально-личностного развития личности, а также способности познавательного и интеллектуального характера. Данная позиция предполагает такие особенности личности, как честность, открытость, порядочность, пунктуальность, профессионализм, морально-нравственная позиция по отношениям к субъектам взаимодействия. В качестве интеллектуальных и познавательных особенностей важно отметить сообразительность, гибкость мышления, способность к аналитико-синтетической деятельности, высокую степень сформированности мнемических процессов, познавательную активность, интеллект и т.п.
  • Активность в оптимальных контактах коммуникативного характера, эмпатические способности, умение прислушаться к другому, уважать позицию оппонента, высокая степень сформированности культуры общения, владение искусством слова как проявления способности к ясному мыслеизложению. При этом важно уметь тактично делать замечания, проявлять необходимую поддержку и заботу.
  • Способность к прогнозированию возможной ситуации развития и умение найти достойный и правильный выход, учитывая при этом интересы каждого субъекта социального контакта. В ситуациях с утратой способности к грамотному руководству, лидер теряет доверие группы и утрачивает приобретенный ранее авторитет.
  • Тенденция к обновлению имеющихся знаний, саморазвитие и самосовершенствование. В современном мире, насыщенном информационными потоками различного характера, важно быть в курсе важных событий и явлений в той сфере деятельности, отношение к которой непосредственно связано с профессиональным развитием. Самосовершенствование возможно путем использования современных Интернет-источников, мультимедиа-средств, прохождения курсов повышения квалификации, участие в мероприятиях, а также использование более традиционных средств, таких как литературные источники.
  • Способность услышать позицию другого человека в разных вопросах профессионального характера, толерантное отношение к личности субъекта взаимодействия, признание заслуг и уважительное отношение к труду коллег.
  • Поддержание здорового образа жизни, что имеет проявления не только в физическом плане, но и в духовном и умственном.

Таким образом, возрастающие потребности общества обусловливают необходимость шире и глубже отражать в содержании и методике образовательного процесса в вузе социально-психологические, управленческие и другие аспекты личности маркетолога. В проведении таких занятий следовало бы привлечь преподавателей различных кафедр, прежде всего, кафедр социологии, психологии,менеджмента и других.

Оценить эффективность маркетинговой коммуникации достаточно сложно. С точки зрения маркетинговых коммуникаций важно учитывать момент взаимодействия между посетителями и продукцией компании, момент налаживания связей, вызов положительного отклика на продукцию, составление приятного впечатления о компании и придание имиджу продукции оптимальных положительных компонентов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что менеджмент представляет собой сложный процесс управления производством, включающий разнообразную деятельность, начиная от непосредственной организации работы персонала и доходя до реализации стратегических целей производства [5, с.12]. Важность работы менеджеров нижнего, среднего и высшего звена представляет большое значение, так как обеспечивает согласованный механизм управления деятельностью предприятия.

Основоположники становления менеджмента и его основные школы управления

История становления менеджмента относится к концу ХIХ - началу ХХ века. Начало положено такими западными исследователями проблем государственного управления, как А. Файоль, Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, Дж. Гелбрейт и др. Практическая сложность управления персоналом на предприятиях подтолкнула исследователей рассмотреть данный процесс с теоретической точки зрения, вследствие чего управление персоналом стало приобретать характер социально-психологической направленности. По результатам проделанной ими работы было выявлено, что основная роль на предприятии принадлежит не только самим владельцам, но именно процесса практического управления. Таким образом, идеи исследователей сводились к важности изучения именно механизмов управления деятельностью предприятий.

Современное понимание лидерства, являясь продуктом (результатом) длительной эволюции, так называемых, классических теорий лидерства, предполагает интеграцию всех предшествующих подходов, методов и способов влияния на людей, сообразуясь с конкретной ситуацией, что позволяет трактовать лидерство не только как науку, но и как искусство (т. е. практику) управления. Поэтому, лидерство в последние годы — ведущая тема в теории и практике менеджмента. Более того, лидерство сталообязательной учебной дисциплиной в подготовке специалистов в областименеджмента.


Менеджмент использует лидерство как один из механизмов интеграции групповой деятельности для достижения целей организации и характеризует специфическую форму управленческих отношений в группе.

Сегодня менеджмент нуждается в дальнейшем изучении и практическом использовании концепции лидерства для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования эффективных лидеров.Ученых и практиков в сфере менеджмента, по-прежнему, волнует вопрос:кто такой современный менеджер? Каков менеджер будущего? Как же надо готовить менеджера, способного работать в новых условиях?

Первыми теоретическими исследованиями социальных процессов управления кадрами предприятия с точки зрения психологических и социальных наук стали А. Маслоу, П. Дракер, Э. Майо и др. Основная цель данных исследований состояла в исследовании способов улучшения управления персоналом с точки зрения теоретической части научного исследования [3, с.35].

Процесс исследования становления менеджмента рассматривает несколько основных школ его развития:

  • Классическая школа управления (Ф.Тейлор, А.Файоль, Г.Эмерсон, М.Вебер, Г.Форд, Л.Урвик и др.);
  • Школа «человеческих» отношений (А.Майо, Ф.Герцберг, Р.Блейк, К.Арджерис, Д.Макгрегор и др.);
  • «Эмпирическая» школа управления (Р.Дэвис, П.Дракер, Д.Миллер, Л.Ньюмен и др.);
  • Школа социальных систем (Д.Марч, А.Этциони, Г.Саимон и др.);
  • «Новая» школа (Л.Клейн, Л.Берталанфи, Р.Акофф, Д.Форрестер, С.Вир и др.);
  • Менеджмент человеческих ресурсов (Р.Майлз).

Основоположник классической школы управления – талантливый инженер и управленец Ф.Тейлор. В своей деятельности он разработал целую систему мер, способствующую оптимальному взаимодействию участников производственного процесса. Его система стимулировала тех рабочих, которые занимались выполнением деятельности качественнее, ответственнее подходили к возложенным обязанностям; процесс переквалификации и повышения профессионального уровня кадров решал многие вопросы человеческих ресурсов предприятия. Трудовые отношения получили характер качественного распределения полномочий, что улучшило производительность труда.

Система административного управления получила свое развитие в работе А.Файоля. В его системе рационализировалась деятельность администрации предприятий, и система управления рассматривалась на основе выделенных им характеристик: прогнозирование, разработка планов, системная организация, функции координирования деятельности и контроля результата [12, с.47]. В своей теории А.Файоль выделил основополагающие принципы системы управления, к которым относятся: разделение труда, инициатива, разделения власти, поощрения, корпоративный дух, централизация и т.д.


Идеи основоположников классической школы управления получили дальнейшее развитие в двух направлениях: теории исследования общих проблем управления и теории рационализации производства (Г.Форд, Л.Урвик, М.Вебер, Г.Эмерсон). Данные теории обновили установленные ранее сведения и наиболее подробно изучили основные принципы управлении предприятиями, учет комплексного подхода в менеджменте организации, применение полученных сведений в идеях массового производства.

Впервые проблемы неформальных малых групп в производственной деятельности организаций были рассмотрены в работах Э.Майо, теория которого получила название школы «человеческих» отношений (Ф.Герцберг, Р.Блейк, К.Арджерис, Д.Макгрегор). Принципиально важным в его работе было изучение психологического климата в рабочем коллективе, вследствие чего теория рассматривалась сквозь призму социально-психологических взаимоотношений. Немаловажная роль отводилась способности управляющего персонала правильно делегировать полномочия.

Важный подход к пониманию процессов управления предприятием был предложен представителями «эмпирической» школы управления (Р.Дэвис, П.Дракер, Д.Миллер, Л.Ньюмен и др.). Основная функция управления возлагалась в данной системе на менеджера, как представителя данной профессии. Работа менеджера заключалась в возможности оптимального производственного целеполагания, изучения содержания труда, профессионализации управления. Таким образом, данная школа разработала концепции современного менеджмента как самостоятельного производственного процесса [5, с.41].

Рассмотрением предприятия как сложной социотехнической системы занимались представители школы социальных систем (Д.Марч, А.Этциони, Г.Саимон и др.). Ими были изучены интересы организации и коллектива и установлено, что прямое несовпадение интересов работодателя и коллектива работников отрицательно сказывается на продуктивности работы. Таким образом, интересы и потребности создают сферу конфликтов, которую и необходимо контролировать и сглаживать. Следовательно, анализ системы управления, социально-психологического фактора производства, условий труда рабочих являются важным элементом эффективного управления предприятием.

С развитием научно-технического прогресса, теории управления предприятиями пополнились «новой» школой, которая рассматривала взаимосвязь известных ранее знаний с точными науками (Л.Клейн, Л.Берталанфи, Д.Форрестер, Р.Акофф, С.Вир и др.). Данные исследования применяли принципы математического моделирования, системы научно-технических знаний, задачи распределения ресурсов и т.д. Другое направление «новой» школы образовало теорию управленческих решений.


Теория менеджмента человеческих ресурсов рассматривала мобилизацию сотрудников посредством активной работы менеджеров (Р.Майлз). В данных работах отношение к человеку меняло характер на рассмотрение его как источник получения дохода, созданию условий для его деятельности и соответствие работы управляющего персонала с администрацией предприятия. При этом предприятие готово повышать квалификацию работника, стимулировать его деятельность, и как результат взаимодействия, от работника должен быть приносимый им доход.

Таким образом, теории управления предприятиями претерпевали изменения и дополнялись новыми принципами, целями, стратегиями развития.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что понятие «менеджмент» появилось в производственном лексиконе из американской системы управления.

В современном учреждении менеджмент представляет собой целую систему руководства производством для оптимального выполнения поставленных организацией целей. При этом отличительной чертой применения менеджмента является то, что процессы руководства могут быть осуществлены только на уровне предприятия, которое работает в условиях рынка. Начало развития теории управления заложено такими западными исследователями проблем государственного управления, как А. Файоль, Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, Дж. Гелбрейт и др.

Глава 2. Отражение теории менеджмента в практической деятельности современной организации

2.1. Тенденции и пути развития менеджмента на современном этапе

Социально-экономические условия развития общества обуславливают и процессы управления предприятием. Поэтому для производственной организации управляющий должен постоянно заботиться о доле рынка, предвидеть требования заказчиков, обеспечивать точные сроки поставок, выпускать продукцию всё более высокого качества, назначать цены с учётом условий конкуренции и всячески заботиться о поддержании репутации фирмы у потребителей, при этом внутри организации — добиваться роста производительности  путём улучшения планирования.