Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Теоретический обзор процессов становления функции управления организацией).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современная концепция менеджмента предприятия рассматривается как интегрированный, современный подход к стратегическому, инновационному и конкурентному управлению на основе эффективного использования потенциала современного менеджера и новых управленческих технологий. Непрерывное отслеживание информационных изменений способствует своевременному дополнению существующего управления [4, с.42].

Таким образом, теория менеджмента, но современном этапе развития рыночных отношений, строится с учетом нескольких основных подходов:

  • Ситуационного;
  • Процессного;
  • Системного.

По мнению современных исследователей процессов управления производством, наиболее часто рассматриваются несколько тенденций развития менеджмента. Согласно первой тенденции, необходима модернизация технологической базы предприятий. На современном этапе развития общества именно использование современных компьютерных и интернет-технологий во многом определяет конкурентоспособность организации.

Следующая тенденция характеризуется признание «сочувствующих» форм управления, при которых управление переходим в сам коллектив. При этом продолжает существовать четкая система делегирования полномочий, но характер демократизации взаимодействия усиливается. Возможность привлечения персонала к процессам управления создает мощный стимул для активного участия в производственных делах, что способствует улучшению взаимоотношений, и, как следствие, увеличению производительности.

Одна из ключевых тенденций современного мира – учет поликультурного характера производственных отношений, которые рассматриваются с позиции интернационализации. Производственные отношения имеют место со многими странами мира, и учитывать кросс-культурные взаимоотношения на данном этапе развития общества является необходимым процессом, обеспечивающим успешность менеджмента [9, с.20].

Современные исследователи отмечают характер управления предприятиями на современном этапе как «тихая управленческая революция», которой присущи нижеперечисленные особенности:

  • Основная роль в управленческой деятельности уделяется формированию процессов гибкости к изменяющимся условиям окружающего мира, причем данная тенденция составляет и стратегию, и тактику принятия управленческих решений организации;
  • Взгляд на производство как на многокомпонентную систему, имеющую определенные закономерности, концепцию развития и т.д. При этом необходимо управление всеми элементами системы, а не абстрактным наименованием «производство»;
  • Действия внутри предприятия важно рассматривать как ответ на действия вне ее, то есть применение ситуационного подхода;
  • Важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ориентация на новую социальную группу в организациях –когнитариат, который рассматривается как ключевой ресурс, эффективное использование и наращивание которого становится самой основной задачей менеджмента.

Одной из закономерностей современных рыночных отношений является взаимозависимость деятельности предприятия от других предприятий, находящихся на данной территории или, возможно, в другой стране мира. Следовательно, менеджмент как процесс управления предприятием, необходимо совершенствовать и актуализировать [20, с.47].

Важную роль в данных процессах играет грамотно построенная маркетинговая коммуникация. Маркетинговая коммуникация представляет собой процесс интерпретации информации о продукте или услуге целевой аудитории, что может быть осуществлено посредством таких рыночных инструментов, как упаковка, фирменная символика, предоставление сервисного обслуживания, купоны и рекламные листы,рассылка но электронной почте, презентации, пресс-конференции и др. Подобные стимулирования потребительской активности способствуют успешному продвижению товаров и услуг в сфере маркетинговых отношений.

Успешная маркетинговая коммуникация осуществляется только при оптимальном личностном подходе. Именно от того, как специалист проявит себя в данной сфере, будет зависеть прибыль всего предприятия. Для этого сотрудник должен обладать определенными личностными качествами.

Устранение торговых барьеров между государствами, создание новых рынков, растущая конкуренция привели к тому, что сегодня современные компании работают не на региональные или национальные рынки, а на глобальный, при этом принимаемые управленческие решения, как в коммерческой, так и в некоммерческой сферах, все в большей степени определяются интересами самих компаний, а не политическими интересами государства. В этой связи основным залогом роста и бесконфликтного сосуществования становится партнерство разных типов.

Особой проблемой для современного менеджера является формирование новой дисциплины, другого отношения к труду. Перспективы менеджмента, по мнению многочисленным исследователей, связаны с окончанием эпохи шаблонных управленческих решений и переходом к альтернативному менеджменту.

Суть организационной демократии. В частности, многие исследователи предлагают ряд стратегий организационных преобразований, которые составляют суть организационной демократии:

- сформировать содержание ценностей, этических вопросов, целостности.

- сформировать живую, эволюционирующую сеть ассоциаций. сделать лидерство связующим звеном, и обеспечить проникновение его во все организационные сферы.

- сформировать самоуправляемые команды с инновационным мышлением.


- внедрить упрощенные открытые процессы и процедуры, которые облегчат совместную деятельность.создать комплексную, самокорректирующуюся систему.

- осуществить трансформирование самого способа изменений, стратегическую интеграцию[2,с.216].

По предположениям исследователей в области менеджмента, реализация перечисленных стратегий позволит организации стать более демократичной, способной к самоуправлению и основанной на принципах сотрудничества. По мысли авторов, все это должно определить процесс трансформации сути самой организации, который имеет революционное значение.

Последствия становления организационной демократии. Процесс становления организационной демократии ожидаемо несет определенные последствия, среди которых: Последствия демократических изменений, которые влияют на политику и общество.

Демократизация организации дает право надеяться, что для всех категорий сотрудников будет обеспечиваться более высокое качество условий труда, а также будет создано более демократичное, интегрированное, равноправное общество. Ответственность перед организацией и обществом.

Смена парадигмы труда должна привести к изменениям особенностей, определяющих организацию, а за ними вслед и ответственность за решения и их социальные и за формулирование ценностей организации.

Данные ценности должны быть основаны на признании приоритета нужд человека над экономическими выгодами, важности преобразования организации в объединение сообществ, сотрудничающих между собой.

Важно придать значение социальной ответственности перед окружающей средой большее, чем задаче достижения конкурентных преимуществ.

Трансформация понимания ответственности, как ответственности перед обществом в целом, а не только за свою организацию, команду, семью, себя лично, будет иметь ошеломляющие результаты, которые повлияют на всю инфраструктуру, в которой функционирует организация.

Глобализация, ценности, пределы допустимости экономической выгоды. Глобализация – это процесс экономической экспансии, который призван уничтожить на пути конкурентного экономического обмена практически все препятствия[16,с.277].

В рамках данного процесса вырабатываются важные ценности, которые состоят преимущественно из принципов, поддерживающих гонку за безусловное финансовое доминирование и экономическое превосходство.

На практике же ценности эти перерастают в неконтролируемое желание наращивать производство, минимизировать расходы на оплату труда и экономить на защите окружающей среды, пренебрегая социальными программами и приоритетами, которые не ведут к увеличению прибыльности.


К сожалению, социальные нужды, гуманитарные ценности, экономическая стабильность, защита окружающей среды, культурные традиции и искусство отходят на второстепенный план перед целью генерации прибыли и максимизации экономического преимущества.

С целью противостояния такой разрушительной силе, необходимо создавать новые формы экономической организации, одновременно основанные на ценностях и на экономической эффективности, способные производить качественные, экологичные, конкурентоспособные товары, не принижая ценность человеческой жизни, не воздействуя на местные и самобытные культуры.

Конкурентная экономика строится на принципах обладания, тогда как основа таких ценностей, как сотрудничество, демократия и стабильность экологии - в том, чтобы быть или являться.

Важно как первое, так и второе, однако в условиях глобализации мерило успеха - к сожалению, только первое. Постмодерн в менеджменте, который отвергает преобладание каких-либо конкретных структур или авторитетов, устраняет грани между повседневной жизнью и отображениями ее, отказывается от универсальности и абсолютизации объективности, утверждает права малых общностей.

Отметим, что в России обсуждение данного направления носит по большей части теоретико-методологический характер, не находя применения на практике. Вероятное развитие менеджмента.

По мнению ряда специалистов, менеджмент в XXI веке будет развиваться по следующим ключевым направлениям. Рациональность в сочетании рыночного и государственного регулирования.

Широкое применение стратегического планирования и управления в деятельности фирм. Постоянность в корректировке целей организации как ответная реакция на внешние изменения среды[12,с.130].

Реализация стратегических и оперативных задач фирмы за счет оптимальности в распределении материальных, трудовых и финансовых ресурсов по главным направлениям деятельности фирмы.

Разработка передовых методов и приемов управления, которые позволят фирме гибче адаптироваться к внешним изменениям среды.

Резкость в повышении уровня квалификации и искусства менеджеров в управлении фирмой.

Использование в управленческой практике тех оптимальных решений, которые выбраны на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы.

Децентрализация функций в совершенствовании организационной структуры фирмы. Постоянность в заботе о повышении квалификации персонала фирмы.

Максимальность в использовании инноваций, экономико-математических методов. Привлечение к управлению фирмой сотрудников.


Вывод. Итак, за последние несколько сотен лет капитализм сделал весьма эффективным человеческий труд. В то же время он породил систему менеджмента, способствующую формированию враждебности между трудом и управлением, ужесточению конкуренции, изолированности организации, разделению людей на владельцев, менеджеров и работников.

Накопление богатства с ростом производительности труда становится не только зависимым от технологического оснащения, но и зависимым от применения сотрудничества, самоуправления, всепроникающего лидерства — иными словами, от организационного самоуправления. Следовательно и менеджмент теряет свое значение[8,с.206].

Сочетание независимых децентрализованных услуг, инноваций в технологической сфере, отношений на основе сотрудничества, процессы саморегулирования и принцип самоуправляемости команд в решении текущих проблем доказали свою эффективность, делая постепенно менеджмент избыточной роскошью.

Контроль над экономикой и политикой становится все более демократичным, переходя в руки команд связующих лидеров и работников, не просто имеющих непосредственное отношение к работе, но напрямую зависящие от принимаемых решений.

2.2. Использование принципов менеджмента в управлении современной организацией

Современный Российский бизнес активно внедряет теорию управления в собственную деятельность. Десятилетиями господствовавшая идеология о незначительной роли самостоятельной личности на производстве уходит в прошлое, и современная концепция менеджмента рассматривает социально-психологическое самочувствие человека как важный фактор увеличения производительности.

Еще в 30-х годах было установлено, что менеджмент постепенно становился самостоятельной профессией, появились знания о важности управленческой деятельности на производстве. Начало признания менеджмента как самостоятельной отрасли производственного управления было положено в 1990 году созданием ассоциации менеджеров.

Была определена цель – ориентир управленческой деятельности: привести предприятие к успешному ведению бизнеса. Для этого были рассмотрены всевозможные варианты ведения деятельности и наиболее удачно проявившие себя закрепились в производственных концепциях [4, с.32].

Следует учитывать нахождение России между Востоком и Западом. Исторически сложилось так, что у России не было простого пути развития. Поэтому концепция менеджмента, применяемая для управления современной российской системой предприятий, представляет собой адаптированный конгломерат мировых идей.