Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Теоретический обзор процессов становления функции управления организацией).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современном экономическом сознании общества приобретает все большую популярность человек активный, целеустремленный, следствием чего становится и его профессиональное признание. Предприятия, при которых профессиональные кадры способствуют процветанию организации, становятся лидирующими на экономических площадках страны. При этом именно искусство управления предстает краеугольным камнем в фундаменте прибыльности предприятия. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации.

Экономическое своеобразие современного мира рассматривается с позиции грамотного управления всеми процессами ведения деятельности организации. В настоящее время профессия менеджера является обязательной для успешного функционирования организации.

Характерные особенности управленческих профессий предполагают многофакторность круга решаемых вопросов, динамический характер управляемой системы. Способность менеджера к предвидению, прогнозированию социальных явлений способствует более продуктивной деятельности. Качества личности, наличие лидерских характеристик помогает менеджеру организовать профессиональную команду единомышленников.

Историческое становление теории управления восходило в профессиональной деятельности талантливых руководителей, инженеров, среди которых особое значение приобрели концепции А. Файоля, Ф. Тейлора, Г. Эмерсона, Дж. Гелбрейта и др. При этом опора развития теории управления осуществлялась и на деятельности социологов и психологов, таких как А. Маслоу, П. Дракер, Э. Майо и др. Научная и практическая база менеджмента постоянно совершенствуется в соответствии с тенденциями развития общественно-экономической формации, идеологии государства и политическими изменениями. Следовательно, современный менеджмент предстает гибкой и подвижной системой, способной адекватно среагировать на общественные изменения.

Актуальность исследования объясняется тем, что в современном мире управление возможно только при изучении концептуальных основ мировой теории управления, познания ее принципов и ключевых идей. С позиции современного общества можно сделать определенные выводы о положительных и отрицательных моментах и результатах каждого направления, и в своей деятельности использовать то, что проверено временем и экономически целесообразно.


Таким образом, нами была сформулирована тема научной работы: «Теория менеджмента».

Цель работы: изучить особенности развития менеджмента и его отражение в деятельности современных организаций.

Задачи исследования:

  • Рассмотреть понятие менеджмента как процесса управления; изучить его сущность, виды, характерные черты;
  • Изучить основоположников становления менеджмента и основные школы управления;
  • Рассмотреть тенденции и пути развития менеджмента на современном этапе;
  • Выявить использование принципов менеджмента в управлении современной организацией;
  • По результатам работы сделать выводы.

Объект исследования:теория развития менеджмента.

Предмет исследования:отражение теории развития менеджмента в деятельности современных организаций.

Методы исследования:

  • теоретические (изучение научной литературы по данному вопросу; анализ использованных источников);
  • эмпирические (систематизация изученного материала).

Теоретическая основа исследования представлена трудами исследователей процессов управления предприятиями (Г. Форд, А. Файоль, Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, Дж. Гелбрейт, М. Вебер и др.); работами исследователей социально-личностных и индивидуально-психологических особенностей субъекта социальной и профессиональной деятельности (Э. Майо, А. Маслоу, П. Дракер и др.).

Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности предприятий по повышению качества процессов управления.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретический обзор процессов становления функции управления организацией

Менеджмент как процесс управления: сущность, виды, характерные черты


Понятие «менеджмент» появилось в производственном лексиконе из американской системы управления. Наиболее общее определение менеджмента заключается в определении его как деятельности по достижению поставленных целей организации, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей [15, с.13]. В процессе деятельности предприятий понятие менеджмента конкретизируется в нескольких направлениях:

  • Определенный вид производственной деятельности, при котором осуществляется руководство коллективом для оптимального достижения целей организации;
  • Система знаний, которая применяется для управления персоналом;
  • Система профессиональной принадлежности людей, осуществляющих управленческие функции.

Таким образом, в современном учреждении менеджмент представляет собой целую систему руководства производством для оптимального выполнения поставленных организацией целей. Важность управление учитывает конкретные условия производства, денежные риски при той или иной стратегии развития, анализ введения новшеств, построение тактики развития производства.

Основная потребность менеджмента предприятия включает такую характерную особенность, как получение выгоды, в частности, экономического характера. То есть процесс управления производством должен способствовать не только стабильности жизнедеятельности организации, но и увеличения прибыли предприятия.

Оптимальное руководство организацией должно учитывать человеческие ресурсы в первую очередь. Стимулирование и поощрение работников способствует активизации внутреннего потенциала работника, способствующего активной производственной деятельности. При этом необходимо заботиться об эффективной организации условии трудовой деятельности [5, с.14].

Жизнеспособность предприятия обеспечивается следующей характерной особенностью процесса управления: процесс гибкого реагирования на изменяющиеся обстоятельства социально-экономического или политического характера, способные повлиять на стратегию жизнедеятельности организации.

При управлении предприятием используются специальные методы и профессиональные механизмы хозяйствования. При этом, одна из главных задач при управлении выражается в понимании нужды и потребности каждого рынка и выбор того из них, которые компания может обслуживать лучше других. Это позволит компании производить товары более высокого качества и тем самым увеличивать объемы продаж и повышать свои доходы путем лучшего удовлетворения потребностей целевых покупателей.


Содержательная характеристика менеджмента в производстве рассматривается с позиции конечного обеспечения процесса деятельности, то есть выходом конкретного продукта. Важность данного процесса предполагает успешность при правильном ведении хозяйственной деятельности производства.

Хозяйственная деятельности составляет важную часть профессионального руководства, при котором осуществляется управление технологией изготовления продукции, контроль за качествомпроизводимого продукта, произведение денежных операций, снабжение производственного процесса товарами и материалами, контрольно-расчетный процесс и т.д.

Немаловажную роль в процессе управления производством занимает постановка целей развития предприятия. Цели отличаются временными рамками. Есть цели, выступающие как стратегия развития производства, есть краткосрочные планы предприятия [14, с.42]. Важная задача менеджера при этом – рациональное использование человеческих и материально-технических ресурсов при достижении запланированного результата.

Процесс управления в каждой организации имеет свой механизм. Под механизмом менеджмента понимается внутреннее устройство, принципы, методы, процедуры, объективно обусловленные осуществлением хозяйственной деятельности предприятия в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена (цены, финансы, кредит, прибыль, фонды и формы экономического стимулирования, плата за ресурсы, развитие отношений собственности, маркетинг и т.п.).

Содержание менеджмента включает совокупность действий, направленных на детальное представление желаемого результата (целей) и реализацию достижения предприятием этих целей.Несмотря на разнообразие профессиональных трактовок, менеджменту присуще:

  • Планирование (согласование деятельности предприятия со стратегией развития организации, утверждение полномочий, концепции развития на определенный срок реализации);
  • Организация (целенаправленный процесс создания и сохранения определенных производственных условий, гарантирующих деятельность предприятия);
  • Руководство (процесс целенаправленного взаимодействия управляющего кадрового состава организации и всего персонала);
  • Контроль (одна из функций менеджмента, заключающаяся в выявлении соответствия или несоответствия деятельности организации).

По уровням управления менеджмент классифицируется как:


  • Нижний (непосредственное выполнение оперативных запланированных мероприятий, руководство исполнителями);
  • Средний (выполняется разработка и выполнение ведущих планов);
  • Высший (разрабатывает концепцию предприятия, планирует цели, решает вопросы общего управления).

По специфике управления менеджмент представлен следующим образом:

  • Непосредственное управление персоналом организации;
  • Управление финансовыми средствами;
  • Менеджмент инновационного направления (возможность корректировать программу развития в соответствии с изменяющимися условиями);
  • Менеджмент маркетингового направления (соответствие хозяйственной части организации условиям рынка);
  • Операционный менеджмент (деятельность конкретного предприятия).

Менеджмент маркетингового направления основывается на маркетинговых коммуникациях. Маркетинговые коммуникации представляют собой концепцию, согласно которой компания тщательно продумывает и координирует работу своих многочисленных каналов коммуникации для выработки чёткого, последовательного и убедительного представления о компании и её товарах. Они могут быть прямые и через посредника.

Согласно словарю Ф. Котлера, маркетинг представляет собой вид деятельности человека по удовлетворению потребностей и нужд средством обмена. Маркетинговые коммуникации полностью соответствуют данному определению, так как осуществляют функцию передачи и обмена информацией о продукте для целевой аудитории, позволяют получить новые идеи и возможности для бизнеса.

Для процесса оптимального взаимодействия в сфере рыночных отношений организаторы маркетингового взаимодействия составляют научно-практическую программу. Ключевые разделы программы освещают следующие компоненты взаимодействия:

  • Практические (возможность напрямую действовать с продуктом, участвовать в мастер-классах, творческих мастерских и т.п.);
  • Научные и дискуссионные (обмен теоретическими ресурсами: семинары,конференции,круглые столы, симпозиумы,пресс-брифинги, подиум-дискуссии и т.п.);
  • Презентационные (показы, профессиональные презентации, показы и т.п.).

Маркетинговые коммуникации имеют определенные особенности протекания, главными из которых являются следующие:

  • Психологический настрой (свободная атмосфера для любого участника, возможность высказать собственное мнение, участвовать в диалогах и полилогах и т.п.);
  • Нравственные проявления (возможность отстаивать собственные убеждения, взгляды, позиции);
  • Социальные взгляды (присутствие на выставках тех слоем социума, которые заинтересованы в презентуемом продукте);
  • Инструментальное и информационное обеспечение (есть все необходимое для качественной передачи информации и возможности ее получения);
  • Физические факторы (возможность оптимальной работы в выбранной обстановке).