Файл: Проектирование организации (Элементы проектирования организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 1. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ

1.1 Понятие организационного проектирования

Проектирование связано с инженерной деятельностью, направленной на создание новых объектов, методов, теорий, которые совершенствуют среду, окружающую человека. Предметом проектирования могут быть модели машин и приборов, шахты, корабли, новые материалы, системы управления, организационные системы.

Само понятие «проектирование» рассматривается как процесс составления описания, необходимого для создания еще не существующего объекта, алгоритма его функционирования или алгоритма процесса. Однако следует иметь в виду, что проектирование не сводится только к созданию идеи построения объекта, оно предполагает также необходимость предвидеть последствия, к которым приведет появление объекта, и определить меры по реализации проекта.

Цель проектирования - положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среде. Результатом же проектирования является описание будущего объекта и тех изменений, которые возникнут в мире после его появления [5].

Приведенные трактовки понятия и целей процесса проектирования указывают на то, что этот процесс охватывает деятельность не только конструкторов, архитекторов и других работников проектного профиля, но и тех специалистов, кто стремится внести изменения в работу производственных систем, в экономическую деятельность.

Важной особенностью современной науки является стремление представить проблему формирования и совершенствования производственных систем как научную задачу организационного проектирования.

Организационное проектирование как процесс - это упорядочение организационно-структурных характеристик системы для достижения или улучшения их эффективности, адаптивности и результативности.

Предметом организационного проектирования в низовом звене народного хозяйства - на предприятии, в учреждении - является система организации производства, труда и управления в организации в целом, в ее подразделениях или отдельных видах деятельности.

Целью организационного проектирования в этих условиях становится разработка новых организационных систем или предложений по изменению существующих систем, а результатом - комплект технической, организационной и планово-экономической документации, необходимой для создания и осуществления на практике организационной, производственной системы.


В общем виде наиболее типичные виды организационных структур можно представить следующим образом (Приложение 1).

Наиболее общем случае применительно к производственным системам организационный проект включает следующие разделы [3]:

  1. Общесистемное описание объекта проектирования: общая характеристика; производственная и организационная структура; численность промышленного персонала; оценка эффективности проектных решений.
  2. решения, относящиеся подсистеме производства: процесс в : производственный процесс времени; разделение в основном, и обслуживающих ; формы организации ; организация обслуживания мест; уровень и автоматизации ; меры по .
  3. Организационные решения, к управляющей в целом: , методы управления, управления, коммуникации, и состав , функциональное разделение .
  4. Организационные решения, к отдельным управления: технико-, оперативно-производственное и управление, руководство, материальное , маркетинг, учет, .
  5. Организационные решения, к подготовке : технические, экономические, , социальные аспекты разных этапах и освоение .
  6. Организационные решения пунктам 1-, относящиеся к подразделениям более уровня: структурные цеха, производства т.д.

разделы и организационного проекта быть детализированы отдельным задачам процедурам в с конкретными проектирования. Так, , организационные решения, к построению процесса в и во , при дальнейшей включают проектирование , сооружений, производственных , размещение оборудования, построения производственных информационных потоков т.п. проектировании организационных по отдельным управления детализируется каждой функциональной , разрабатываются положения подразделениях, их и штатное , рекомендации по принятия решений, обработки информации, им техническим и т..

1.2 Факторы проектирования организации

организации – это поиск наиболее сочетания организационных . Факторы, оказывающие на этот , как показали исследования, носят характер. Выделяется группы ситуационных [7]:

  • внешняя , т.е. то, что организацию;
  • технология в организации;
  • выбор руководства в отношении целей;
  • поведение .

Изображенные на . 1 факторы в отдельности в комбинации на решения проектированию организации те компоненты, заключены в из них.

Внешняя среда

  • Сложность среды;
  • Динамизм среды.

Стратегический
выбор

  • Идеология управления;
  • Типы потребителей;
  • Типы рынков сбыта и территориальное размещение производства

Технология работ

  • Неопределенность в сроках начала работ и месте их выполнения;
  • Неопределенность в способе выполнения работы.

Поведение работника

  • Потребности;
  • Квалификация;
  • Мотивированность

унок 1 – Ситуационные проектирования
организации

отличие одной от другой различием среды, которой им функционировать. Внешняя отношению к среда состоит двух уровней: окружение и окружение.

Руководители постоянно анализировать и, желательно, расстановку сил общем окружении требования, которые к развитию частей или организации институты соприкосновения.

Первым в проектировании является выявление институтов, с взаимодействует организация. помогает определить первом приближении функциональные части подразделения организации, , как правило, прямой контакт тем или «посредником» из среды.

Следующим является оценка этих институтов их относительной для организации. среду характеризуют и динамизм.

внешнего окружения тем, как факторов влияет проектирование организации насколько эти схожи между . Динамизм внешнего характеризуется тем, быстро меняются , влияющие на организации.

Выбор руководством той иной стратегии непосредственное воздействие многие решения отношении проектирования . Можно рассмотреть возможные области выбора. Первая той идеологии , которой придерживается руководство.

Снижение
организационной эффективности

Возникновение новых управленческих
проблем

Формулирование новой стратегии

Перепроектирование организации

Повышение организационной эффективности

Рисунок – Взаимосвязь между и
организационным

Вторая область выбора имеет к тому, потребители будут организацией. Если организации имеются и «организованные» , то эта должна найти при ее во всех . Так, предприятие, машины и и товары потребления одновременно может сужать структуру только обслуживания промышленных .

Третье в выборе – это сбыта и размещение производства. компании с размещения производства продажи продукции рамки национальных потребует учета проектировании ее системы, учета интернационализации и в бизнесе. , это сделает организации более и сложной. возникающее в случае дублирование подразделений на уровнях является , если организация сохранить себя единое целое международной арене.


1.3 Элементы проектирования организации

Проектирование связано с ее руководством , относящихся ко областям жизнедеятельности [9]:

  • разделению и специализации;
  • и кооперации;
  • между частями координации;
  • масштабу и контролю;
  • организации и звенности;
  • распределению и ответственности;
  • и децентрализации;
  • и интеграции.

любой организации разделение труда ее членами частями. Вся в организации на отдельные , в рамках человек должен и завершать цикл действий, ту или работу. Разделение в организации по двум :

  • постадийное разделение в организации, с поступления нее ресурсов кончая выходом нее продукции услуги (снабжение, , производство, сбыт). разделение работ горизонтальной специализацией;
  • работ по иерархии в как в , так и ее отдельных . Этот путь имеет вертикальную природу.

Определение направленности глубины специализации первым шагом проектировании организации.

специализации отдельных в организации возможностями по координации. Разрешить проблему можно, начать группировать работы и исполнителей, т.. начать осуществлять определенное организационное исполнителей схожих .

Данный процесс обособления называется . Посредством департаментизации может расширяться беспредельно. Примером являются корпорации- типа «Экссон», « Моторс», IBM др.

В , состоящей из частей, должна определенным образом их деятельности. координация выступает структуры организации, обычно определяют совокупность устойчивых в организации.

связей и взаимодействия частей может быть целого. Связь условием, определяющим взаимодействия. Связи частями организации через каналы . Виды связей видам тех между частями , которые объединяют в единое .

Чтобы определить масштаб (или ) управляемости или , было проведено количество исследований.

настоящее время определения оптимального управляемости широко ситуационный подход, основе которого анализ факторов, на определение управляемости. К факторам относятся []:

  • факторы, связанные выполняемой работой ( работ, территориальная работ, сложность );
  • факторы, связанные теми, кем и кто (уровень подготовки , уровень профессионализма );
  • факторов, связанные самим руководством организацией (степень в делегировании и ответственности, четкости в целей, степень (частота изменений) организации и .п.).

Иерархия общем виде расположение частей в порядке высшего к , а для – это просто власти, или .

Уровнем управления организации считается ее часть, рамках которой в отношении могут приниматься решения без обязательного согласования выше- или частями. Так, , цех является завода и цеха имеет принимать решения, к работе . Аналогичная ситуация на уровне участка и . В таком на заводе всего четыре управления, завод иметь четырехзвенную управления.

В управления в применяются две распределения прав ответственности или по уровням . Первая система на основе единства подчинения, ее схема -то похожа «елочку».

Принцип подчинения заключается том, что должен получать , относящееся к работе, только одного начальника. из этого «елочка» построена , что права ответственность вышестоящего поглощают только прав и нижестоящего руководителя.

система – система или множественного («матрешка») – исторически на комбинации совместной или собственности на и отношений, в семьях азиатской культурой.

– это концентрация принятия решений, властных полномочий верхнем уровне организации. Централизация реакцией организованной , направленной на искажения информации передаче ее все увеличивающееся уровней управления.

– это передача делегирование ответственности ряд ключевых , а следовательно, передача соответствующих ответственности прав нижние уровни организацией. Понятия «» и «децентрализация» не исключают друга. Они лишь разными решения проблемы информации при ее с на уровень, решения этой через разную распределения прав ответственности по «» управления.

Важное в проектировании занимает проблема требуемых отношений частями или организации. На отношения, наряду другими, влияют факторы, как различия между (дифференциация) и требуемого сотрудничества (интеграция). Этот к проектированию , нередко называемый дифференциации и , является частью общей теории подхода к организацией.

Дифференциация деление в работ между частями или таким образом, каждая из получила определенную завершенности в данного подразделения. – это выделение в организации, из которых что-то ответ на , предъявляемый внешней и, в , ее институтами, в непосредственном с организацией.

означает уровень , существующего между организации и достижение их в рамках , предъявляемых внешним . Потребность в изначально создается и взаимозависимостью в организации.