Файл: Основные функции в системе менеджмента (Подходы к анализу функций менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обоснована тем, что экономическая нестабильность, динамичные изменения конкурентных условий создают обстановку, в которой компании должны постоянно оценивать эффективность функционирования системы управления. Эффективную управленческую деятельность на предприятии на всех уровнях управления обеспечивают функции менеджмента. Традиционно, в отечественной и зарубежной литературе к данным функциям относят функции планирования, организации, мотивации и контроля. Поэтому повышение эффективности работы компании в значительной мере определяется сбалансированностью данных функций в системе управления.

Кроме того, следует отметить тот факт, что в настоящее время, актуальность проблемы повышения эффективности исполнения всех функций в системе управления предприятием обостряется в связи с мировым финансовым кризисом, который заставил многие организации задуматься над ростом эффективности выполнения функций управления на предприятии. Для российских компаний значимость построения сбалансированной системы функций управления в еще большей степени актуализируется за счет влияния дополнительных негативных факторов, связанных с санкционным давлением на российскую экономику.

С учетом изложенного актуальность изучения поставленной проблемы обусловлена значительным ее влиянием на эффективность системы управления современной компанией.

В процессе исследования поставленной проблемы был использован широкий круг работ, как отечественных, так и зарубежных ученых. Изучением поставленной в работе проблематики основных функций в системе менеджмента, занимались, в частности, следующие отечественные и зарубежные ученые: О.В. Максимовой, Н.И. Петровой, Э.А. Уткина, И.В. Марынюк, М.М. Алексеевой, Л.П. Владимировой, С.И. Головань, О.Г. Карамова, Н.Г. Кузнецовой, А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатиной и др.

В курсовой работе также широко использованы труды многочисленных авторов авторов, достаточно подробно исследующих теоретико-методологические основы организации и совершенствования отдельных функций в системе менеджмента на предприятии.

В целом, в рамках исследования поставленной проблемы следует отметить высокий уровень ее теоретической разработанности.

Актуальность темы исследования и уровень ее теоретической разработанности определяют цель, задачи, объект и предмет исследования, поставленные в работе.

Объектом исследования являются основные функции в системе менеджмента.


Предмет исследования – понятие, виды и особенности анализа основных функций в системе менеджмента.

Цель исследования состоит в оценке изучении теоретических подходов к основным функциям в системе менеджмента.

Задачи, поставленные в работе:

  • рассмотреть теоретические основы классификации и анализа функций в системе менеджмента;
  • изучить функции планирования и организации в системе управления предприятием;
  • охарактеризовать мотивацию и контроль, как функции менеджмента на предприятии.

Информационной базой проведенного в курсовой работе исследования выступают положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых в области планирования, экономической теории, теории управления, менеджмента и т.д. В частности, учебная литература, монографии и периодические издания, рассматривающие поставленную проблему основных функций в системе менеджмента.

Методологической и методической базой исследования являются, как общенаучные методы анализа, синтеза и сравнения, так и специфические методы, применяемые в анализе отдельных функций планирования, организации, мотивации и контроля.

Курсовая работа на тему «Основные функции в системе менеджмента» состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения.

Глава 1. Теоретические основы классификации и анализа функций в системе менеджмента

1.1. Понятие и структура функций в системе менеджмента

Одной из важнейших проблем организации менеджмента является определение целенаправленности его системы, т.е. установление главной цели существования фирмы. Цели реализуются, как указывает А.Г. Поршнев, через функции управления. [32, С.58]

Реализация каждой функции обеспечивается соответствующим управленческим подразделением, которое является структурным элементом системы управления.

Функции управления порождаются разделением труда, объединяя однородные по характеру и общности промежуточных целей элементы совокупного воздействия, т.е. отдельные управленческие работы. Только в неразрывном единстве, взаимодействии они образуют единый управленческий цикл.


Любая функция управления, как пишет Г.В. Широкова, состоит из пяти видов управленческой деятельности, которые описал в свое время А. Файоль, обладающих относительной самостоятельностью: планирования, организации, координации, активизации, контроля. [38, С.81]

Степень полноты реализации функции управления зависит от комплексности управленческой деятельности.

Чтобы понять содержание каждой функции управления, необходимо представить ее как совокупность указанных пяти основных видов взаимосвязанных управленческих действий.

С учетом изложенного можно согласиться с А.Г. Поршневым, который считает, что функции являются основой менеджмента. [32, С.59]

В свою очередь, понимание функций управления предприятием, по мнению ряда авторов, позволяет, во-первых, понять содержание управленческой деятельности, а во-вторых, используя накопленный опыт, совершенствовать управленческий процесс, делая его эффективнее. [24]

Впервые проблематику функций менеджмента сформулировал А. Файоль. К функциям управления предприятием он отнес: планирование, организация, распорядительство, координацию, контроль.

В свою очередь, М. Месконом и М. Альберт выделили следующие функции менеджмента: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала и заключение сделок. [26, С.216]

Помимо указанных функций, В.А. Абчук, например, выделяет также функции прогнозирования, активизации и стимулирования, регулирования, учета, анализа и контроля. [1, С.96] Р.Л. Акофф относит к функциям управления также маркетинг, направленный на анализ рынка и сбыт продукции. [2, С.51]

Российские ученые, например, В.Г. Игнатов и Л.Н. Албастова, соглашаются с отнесением маркетинга к функциям управления предприятием, а также относят к ним управленческое консультирование, инновационную деятельность, развитие человеческих ресурсов.

Анализируя функции управления, В.Г. Игнатов и Л.Н. Албастова задаются вопросом относительно наличия столь разных классификаций функций. Авторами делается вывод, что различные классификации существуют ввиду различных критериев выделения функций, выделения процессов принятия решений и коммуникаций либо как функций, либо как связующих процессов, а также из-за включения или невключения в состав функций тех или иных ее видов. [17, С.27]

Из изложенного видно, что число выделяемых учеными функций достаточно велико. Однако на взгляд других авторов, следует выделять меньшее количество функций, но более емких по своему содержанию, обоснованно.


С этой точки зрения можно согласиться с классификацией функций управления предприятием, предлагаемых М. Месконом и М. Альбертом: планирования, организации, мотивации и контроля. Все четыре функции управления имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов предприятия. По этой причине, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений называют связующими процессами. [26, С.49]

В данном контексте, планирование представляет собой определение оптимального результата при заданных ограничениях по времени и ресурсам. В любом управленческом решении, распоряжении всегда есть ответы на вопросы: кто должен сделать, что, сколько и когда. На вопрос, как сделать, позволяет дать ответ вторая функция - организация, т.е. определение путей, методов и средств достижения поставленной цели. Третья функция – мотивация, т.е. создание таких условий труда, при которых каждый работник трудился бы с наивысшей отдачей. Четвертая функция - контроль. Контроль - это прежде всего прогнозирование отклонений и своевременное их предупреждение. Не допустить отклонений - вот главная задача совершенной системы менеджмента. [32, С.58]

В литературе существуют и другие подходы к классификации функций управления. [25, С.97]

Например, функции менеджмента в зависимости от задач исследования разделяют по следующим признакам:

  • содержание процесса управления;
  • принадлежности к сферам производственно-хозяйственной деятельности;
  • содержанием выполняемых работ и операций внутри функции управления (общее руководство, специализированная деятельность, техническое обслуживание);
  • принадлежности к различным видам управленческого труда (производственной, экономической, технологичной, организационной и т.д.)

В свою очередь, в общественном производстве выделяют функции управления промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, в сфере обращения - управление финансами, торговлей, материально-техническим обслуживанием.

Функции менеджмента делятся также на общие (универсальные), которые пригодны для различных процессов управления, потому что выражают сущность управления, а также конкретные (специальные) функции, которые передают содержание управления. Носителями общих функций есть вся управляющая система в целом, а конкретных - части системы, которые имеют локальный, специфический характер. [24]


1.2. Подходы к анализу функций менеджмента

Менеджмент предполагает комплексность в реализации функций управления. Для эффективности менеджмента необходимо рассмотреть: [1, С.67]

  • всю сумму функций, составляющих содержание управления, и установить степень соответствия этой суммы целям и задачам, стоящим перед данной конкретной системой управления;
  • комплексность реализации каждой функции по видам деятельности, скоординированность долей функции при их реализации разными исполнителями и трудоемкость выполнения функции с учетом равной напряженности труда;
  • процедуры реализации каждой функции в целях упрощения и совершенствования технологии их выполнения.

Анализ эффективности реализации функции по мнению О.В. Максимовой, позволит также более четко определить обязанности и права работников аппарата управления и на этой основе спроектировать более рациональную систему менеджмента. [24]

Кроме того, анализ функций управления дает возможность систематизировать знания о динамике, темпах и направлениях развития, причинных связях и взаимосвязях функций, резервах совершенствования их организации. Анализ функций управления - составляющая менеджмента, а результаты анализа - основа для совершенствования существующей системы управления.

Выбор объекта анализа зависит от задач его проведения. Можно выявить виды работ, тесно взаимосвязанные и в то же время представляющие единую функцию управления, обосновать общесистемную информацию, распределение прав и обязанностей в системе управления. В качестве объекта анализа принимаются функции всей системы, затем проводится общий системный анализ. А при необходимости обоснования специфической информации за объект анализа берут подфункцию (функциональную подсистему), в состав которой входит этот круг работ.

Анализ отдельных операций на рабочем месте проводится в тех случаях, когда нужно выделить работы, требующие равной квалификации управленческого персонала. [19, С.78]

Содержание анализа функций управления состоит, как пишет А.Г. Поршнев: [32, С.61]

  • в контроле за ходом их выполнения;
  • оценке соответствия подразделения функциям управления;
  • выявлении резервов распределения функций и их частей между подразделениями, а также прав и обязанностей между работниками управления;
  • разработке мероприятий по использованию резервов.