Файл: Основные функции в системе менеджмента (Подходы к анализу функций менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценку эффективности системы внутрифирменного планирования, на взгляд ряда авторов, целесообразно осуществлять в следующей последовательности: [16, С.141]

  • оценить общую эффективность хозяйственной деятельности предприятия;
  • выделить вклад системы управления в общий эффект;
  • выделить составляющую эффекта, генерируемого системой внутрифирменного планирования;
  • выделить капитальные и операционные затраты системы внутрифирменного планирования;
  • рассчитать показатели эффективности системы внутрифирменного планирования.

В качестве оценочных критериев эффективности систем внутрифирменного планирования на практике могут применяться различные экономические показатели.

Другим методом оценки эффективности организации внутрифирменного планирования является оценка эффективности от организации самой системы внутрифирменного планирования, т.е. отношение затрат на построение и функционирование системы к результатам ее деятельности. [3, С.309]

Данный метод является более трудоемким в части расчетов, т.к. прямые показатели затрат и результатов здесь практически отсутствуют. Но именно этот метод позволяет выявить сильные и слабые стороны в системе внутрифирменного планирования. Однако, оценивать эффективность организации системы внутрифирменного планирования по результативности производственно-хозяйственной деятельности организации в целом мы считаем не совсем точным. Самым важным моментом при оценке эффективности является определение, что является результатом системы внутрифирменного планирования и что относится к затратам.

Ряд авторов, в данном контексте, указывают на то, что в условиях финансовой нестабильности и общего снижения деловой активности недостаточно составить план, необходимо провести предварительный анализ реализуемости проекта. [8, С.98]

Другие отечественные авторы считают, что процесс оценки эффективности плана включает в себя несколько следующих основных этапов: [31, С.238]

  • предварительная экспертная оценка;
  • маркетинговый анализ;
  • оценка технической эффективности документации;
  • проведение финансовой оценки бизнеса;
  • проведение институционального анализа;
  • оценка рисков;
  • по итогам анализа дается комплексная оценка. При этом рассматриваются возможные сценарии развития бизнеса - оптимистический, стандартный или негативный (пессимистический).

В литературе также имеют место методические подходы к оценке эффективности конкретных планов с использованием IRR, NPV, IP и др. Кроме того, ряд авторов полагает, что этого недостаточно. В частности, И.В. Веденкина считает, что дополнительно следует использовать набор следующих аналитических инструментов: модель Портера, SPASE-модель, ABC- и XYZ-анализ, методики оценки эффективности использования собственных и заемных средств организации с последующей постпрогнозной оценкой результативности бизнес-идей. [21, С.18]


Модели Портера и SPACE-модели используются в оценке рыночной ситуации. При планировании объема продаж следует воспользоваться результатами АВС- и XYZ-анализа. Эти виды анализа способствуют также оценке ценовой стратегии.

Назначение STEP-анализа заключается в возможности корректировки резервов использования предыдущих моделей с учетом возможного изменения факторов внешней среды.

В рамках анализа группировка ассортиментных позиций осуществляется в порядке возрастания коэффициента вариации. В результате объединения АВС и XYZ анализа, получается матрица из девяти категорий, для каждой из которых можно выработать индивидуальную схему управления. [1, С.129]

Одновременно целесообразно оценивать эффективность каждого направления плана относительно результативности использования собственных и привлеченных источников их финансирования.

В качестве таких инструментов можно применять методики оценки эффективности операционного и финансового левериджа. Использование этого позволит определить уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств. [7, С.38]

Также следует учитывать, что устойчивость системы планирования усиливается за счет планирования результатов инновационных решений в постпрогнозном периоде. Постпрогнозную оценку следует осуществлять на основе модели Гордона, которая основана на прогнозе получения стабильных доходов в остаточный период и предполагает, что величина износа и капиталовложений равны. Годовой доход после прогнозного периода согласно этому методу капитализируется в показатель стоимости при помощи коэффициента капитализации.

В свою очередь, М.Ю. Горохов пишет, что оценка эффективности плана должна использовать и новые в практике бизнеса методы оценки эффективности бизнес-планов. Одним из наиболее эффективных, как показывает зарубежная практика, является EVМ-метод (метод освоенного объема), который основан на вычислении и сравнении между собой на некоторую дату контроля четырех стоимостных характеристик проекта: [11, С.129]

  • BAC - плановый бюджет проекта (общий объем капитальных вложений по проектам);
  • PV - плановые затраты, отражающие бюджетную стоимость работ;
  • AC - фактические затраты, отражающие общую стоимость выполнения работы в течение определенного периода времени;
  • EV - освоенный объем или плановая стоимость фактически выполненных работ, отражает указанный в бюджете объем работы, действительно выполненный в результате плановой операции в течение определенного отрезка времени и оцененный в плановых ценах.

Реальность выполнения показателей планов во многом зависит и от выбора методов финансового планирования, их сочетания с учетом специфики каждого.

Как пишет Р.В. Савкина, в современной экономической литературе используется ряд моделей и методов финансового планирования. [34, С.175]

К моделям финансового планирования относятся: разработка финансового раздела бизнес-плана, бюджетирование и составление финансовых документов.

К методам финансового планирования относят: [35, С.143]

  • прогноз объемов продаж;
  • баланс денежных доходов и расходов;
  • бюджет дополнительных вложений капитала;
  • составление таблицы доходов и расходов;
  • определение потребностей во внешнем финансировании;
  • процент от продаж;
  • расчет точки безубыточности.

Также, в литературе к основным методам разработки финансовых планов относят, как считает А.С. Воинов: балансовый, нормативный, метод планирования по технико-экономическим факторам, программно-целевой, многовариантных расчетов (последовательных приближений), экономико-математические методы. [8, С.98]

Кроме того, в современных условиях широко применяется и метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора: [11, С.125]

  • на микроэкономическом уровне;
  • на макроэкономическом уровне.

Помимо этого, в практике планирования часто применяются также следующие методы расчета показателей финансовых планов:

  • экстраполяции;
  • индексный.

В свою очередь, в практике планирования, помимо изложенных, также применяют следующие методы: [20, С.363]

  • экономического анализа;
  • денежных потоков.

2.2. Функция организации в системе функций менеджмента

Рассмотрим взгляды различных ученых на функцию организации. В зарубежной литературе принято считать, что посредством функции организации происходит распределение задач между отдельными отделами и департаментами предприятия и установление порядка взаимодействия между ними.

В отечественном менеджменте суть этой функции рассматривается аналогичным образом. Считается, что содержание функции организации состоит в том, чтобы заключить некоторые взаимоотношения между подразделениями фирмы, определить порядки и условия, в которых будет функционировать фирма. Принимаются решения о возможных методах и инструментах, которые способствуют выполнению плана, координируются решения задач.


Функция организации охватывает главным образом исполнительскую и оперативную деятельность. [19, С.113] Ее цели - формирование управляющей и управляемой подсистем, установление конкретных параметров, режимов работы подразделений предприятия, отношений между ними. Благодаря действию функции организации устанавливается и взаимодействие между объектом и субъектом управления. Организация выступает как вид деятельности, которая направлена на разработку и утверждение схем и структур управления, должностных инструкций, положений, других нормативных документов.

Функция организации заключается в установлении временных и постоянных взаимоотношений между всеми подразделениями. Она определяет порядок и условия функционирования предприятия. [36, С.85]

Существует два пути реализации этой функции:

  • через административно-организационное управление;
  • через оперативное управление.

Через административно-организационное управление определяется структура, устанавливаются взаимосвязи, распределяются функции между подразделениями, делегируются полномочия и определяется ответственность между работниками аппарата управления. Оперативное управление заключается в постоянном сравнении достигнутых результатов с показателями текущих планов и последующей их корректировкой. [32, С.87]

Взаимосвязь функций планирования и организации обоснована тем, что выполнение разработанных планов и принятия соответствующих управленческих решений невозможно осуществить без организации. Классические организационные теории Ф. Тейлора и А. Файоля широко пропагандировали использование эффективной деятельности организаций. Но со временем пришло убеждение, что власть далеко не всегда является эффективным инструментом управления организацией. Авторы этой теории определили следующие основные черты организаций: общая цель или миссия, распределение труда, координация усилий, иерархия полномочий и власти. [1, С.46]

Неоклассические организационные теории, например, Ч. Бернарда, направлены на восприятие полномочий. Согласно ей, полномочия и объем работы каждого, является предметом переговоров с руководителем, во время которых подчиненный может отклонять требования руководителя и передача полномочий не происходит. Это усложняет управление, однако возрастает сознание исполнителей и повышается надежность их деятельности. Эти идеи были развиты Г. Саймоном, который уделил значительное внимание поведению власти, которая раскрывает взаимоотношения руководителя и подчиненного. Концепция «идеальной бюрократии» М. Вебера, отмечает, что правила, инструкции и процедуры, которые оправдали себя, должны быть основой для принятия решений. Составляющими концепции являются: распределение власти, иерархия власти, система правил, безличность управления, упор на должность. [12, С.116]


Концепция открытой системы относятся к современным организационным теориям и основывается на зависимости организации от окружающей среды. Концепция факторной модели организации учитывает технологию, неопределенность внешней среды, стратегический выбор, взаимодействие с ее членами. [24]

Из изложенного можно сделать вывод, что функция организации, прежде всего, направлена на формирование управляющих и управляемых систем, а также на обеспечение тесных связей и отношений между ними. В результате выполнения этой функции создается кооперация, при которой совместное трудовая деятельность должна осуществляться с высоким эффектом при минимальных затратах. Это обеспечивает упорядоченную техническую, экономическую, социально-психологические и правовую сторону деятельности каждого субъекта хозяйствования.

Организация управления основывается на ряде принципов: делегирование, ответственность, полномочия. [19, С.85]

Таким образом, исследование функций планирования и организации в системе управления предприятием позволило сделать вывод, что как правило, многочисленные классификации можно свести к функциям планирования, организации, мотивации и контроля. В литературе существуют и другие подходы к классификации функций управления. Центральной функцией управления предприятием является планирование и прогнозирование. На понятие функции планирования существуют различные взгляды, как среди отечественных, так и зарубежных авторов. В целом, под планированием понимается, как правило, выбор целей деятельности предприятия и плана действий по их достижению. Планирование и прогнозирование являясь важнейшими функциями процесса управления современным предприятием обеспечивает ему ряд преимуществ. Изучение видов планирования позволило сделать вывод, что в литературе различают стратегическое, тактическое и текущее виды планирования. В зависимости от степени неопределенности плановой деятельности системы планирования в организации можно разделить на два типа. Ряд авторов считает, что внутрифирменное планирование тесно связано с сценарным планированием и бизнес-планированием. Планирование включает несколько этапов, а его результатом является система планов. Исследование подходов к анализу эффективности системы планирования на предприятии позволила сделать вывод, что оценка эффективности системы планирования проводится поэтапно, имеет определенную специфику и очень развитую методологическую базу оценки эффективности реализации функции планирования на предприятии. В свою очередь, исследование взглядов на функцию организации в зарубежной и отечественной литературе показало, что они во многом являются схожими. Функция организации охватывает главным образом исполнительскую и оперативную деятельность. Существует два пути реализации этой функции. Взаимосвязь функций планирования и организации обоснована тем, что выполнение разработанных планов и принятия соответствующих управленческих решений невозможно осуществить без организации.