Файл: Основные функции в системе менеджмента (Подходы к анализу функций менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Многогранность анализа, необходимость поисков резервов на всех уровнях управления при выполнении каждой функции требуют строгого распределения ответственности между всеми звеньями в проведении этой аналитической работы. Все подразделения и службы должны вести текущий, оперативный анализ и участвовать в изучении работы по функциям или подфункциям, операциям. Выполнение комплексного анализа закрепляется за определенными службами (подразделениями по организации управления), которые должны координировать работу управленческого аппарата в соответствии с функциями, отвечающими стоящим перед ним целям и задачам. [29, С.85]

Исходными данными для анализа могут быть:

  • результаты анкетного опроса или интервью;
  • наблюдение за ходом управления (фотографии рабочего дня, длительное наблюдение за работой функционального отдела и т.д.);
  • анализ документооборота;
  • изучение нормативно-инструктивных материалов, отчетов о выполнении работ, заключений комиссий, протоколов совещаний, собраний и др.

В процессе анализа функций управления изучаются: [1, С.38]

  • соответствие целей управляемого объекта содержанию работ по функциям управления;
  • содержание работ каждой функции по уровням управления;
  • распределение функций управления по подразделениям;
  • распределение прав и обязанностей между работниками аппарата управления;
  • связи функций управления.

Все это основные направления анализа функций управления. Независимо от объекта, методов и направлений проведения он должен осуществляться в строгой последовательности: составляется программа анализа, проводятся отбор исходных данных и их изучение, обобщаются результаты анализа и даются соответствующие рекомендации. [36, С.29]

Результаты анализа функций управления могут быть выражены в виде:

  • функциональной (экономико-организационной) модели управления, которая отражает взаимосвязь функций управления и конкретных исполнителей;
  • функциограммы (функциональной диаграммы), которая показывает, как связаны между собой подразделения в статике;
  • графика выполнения работ (сетевого или календарного), отражающего динамику выполнения работ и их взаимосвязь.

Результатом анализа могут быть мероприятия, направленные на: [32, С.62]

  • отделение вспомогательных и рутинно-расчетных работ;
  • рационализацию связи между работниками и исполнителями;
  • выделение общих работ для системы управления в целом, результаты которых используются всеми подразделениями;
  • выделение координирующих межфункциональных работ.

Таким образом, изучение теоретических основ классификации и анализа функций в системе менеджмента показало, что на понятие и классификацию функций управления существуют различные взгляды, как среди отечественных, так и зарубежных авторов. Как правило многочисленные классификации можно свести к функциям планирования, организации, мотивации и контроля. В литературе существуют и другие подходы к классификации функций управления. Независимо от объекта, методов и направлений проведения анализа функций управления он должен осуществляться в строгой последовательности и по определенным направлениям.

Глава 2. Функции планирования и организации в системе управления предприятием

2.1. Понятие, виды и этапы реализации функции планирования

Каждая из четырех основных функций управления вызывает в литературе дискуссии по поводу, как понятия, так и содержания, а также их роли в процессе управления предприятием.

Центральной функцией управления предприятием является планирование и прогнозирование.

Как пишет Н.Г. Кузнецова, обобщение отечественного и зарубежного опыта по исследованию методики планирования, позволяет сделать вывод о том, что план перспективно рассматривать в качестве универсального и необходимого инструмента управления как традиционной, так и инновационной деятельностью предприятия. [20, С.363]

В широком смысле план, по мнению К.С. Биджева и И.И. Глотова, - это система целевых показателей развития и функционирования объекта, включая этапы, способы достижения и распределение ресурсов, а прогноз - это предсказание о развитии и исходе событий или явлений на основе имеющихся данных. [5, С.4017]

Планирование в условиях рынка - это инструмент управления, обеспечивающий предприятию возможности достижения необходимого преимущества перед другими конкурентами путем использования самых эффективных средств.

Изучение различных взглядов на функцию планирования в системе управления показывает в частности, что под планированием понимается, как правило, выбор целей деятельности предприятия и плана действий по их достижению. М. Мескон и М. Альберт считают, что планирование должно осуществляться по нескольким причинам: это необходимость продления существования организации и постоянная неопределенность будущего. [26, С.114]


При этом следует отметить, что предприятие вынуждено постоянно пересматривать свои планы ввиду изменения внешних и внутренних условий деятельности предприятия.

Ряд отечественных авторов считают планирование основной функцией эффективного управления. Под планированием, в данном контексте, понимают распределение ресурсов в зависимости от внешней среды, горизонтального и вертикального распределения труда. [8, С.98]

Другие авторы считают, что планирование представляет собой особый вид деятельности по формированию средств воздействия для последующего достижения поставленных целей. Оно ориентировано на развитие компании в целом и всех ее структурных подразделений, так как оно заранее определяет и учитывает факторы внутреннего и внешнего характера, которые обеспечивают хорошее функционирование и работу. [16, С.29]

Планирование и прогнозирование являются важнейшими функциями процесса управления современным предприятием. Они позволяют:

  • предвидеть перспективу развития предприятия на будущее, использовать будущие благоприятные условия либо решать возникающие проблемы;
  • более рационально распределять и использовать все ресурсы предприятия;
  • обеспечивать устойчивость бизнеса и избежать риска банкротства;
  • целеустремленно, последовательно и эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии;
  • своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;
  • повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия;
  • обеспечивать координацию действий на предприятии;
  • стимулировать сбор, анализ и использование необходимой информации;
  • совершенствовать контроль за ходом производственно-хозяйственной деятельности. [5, С.4017]

По характеру задач в отечественной и зарубежной литературе традиционно различают следующие виды планирования: стратегическое, тактическое и текущее.

В частности, стратегическое планирование включает в себя разработку плана существования компании, долгосрочные перспективы. Обычно планы по развитию формируются со сроком на 10-20 лет. Оно охватывает общие цели предприятия, перспективы, мероприятия по достижению основных целей. Тактическое планирование обычно формируется на более короткий период и предусматривает стратегии менее глобального плана. Например, финансовая стратегия, кадровая политика, планирование деятельности подразделений и структур на установленные сроки осуществления. На этом же этапе происходит разработка мероприятий, которые обеспечивают выполнение целей долгосрочного плана. Текущее планирование - определение промежуточных целей и задач организации. Обычно составляется и реализуется со сроком на 1 год. Планы текущего вида есть детализированные задачи долгосрочных и среднесрочных планов. [7, С.18]


Основной вопрос стратегического планирования - чего хочет добиться организация. Тактическое планирование сосредоточено на том, как организация должна достигнуть такого состояния. То есть разница между стратегическим и тактическим планированием - это разница между целями и средствами. [18, С.34]

Планирование как функция управления, как отмечает М.М. Алексеева, обеспечивает основу для других функций и поэтому считается главной, а функции организации, мотивации, контроля ориентированы как раз на выполнение тактических и стратегических планов. [3, С.72]

Помимо этого, планирование в организации может относиться к тому или иному типу в зависимости от признака, по которому происходит классификация. Признаками, определяющими тип планирования, являются:

  • степень неопределенности в планировании;
  • временная ориентация идей планирования;
  • горизонт планирования.

В зависимости от степени неопределенности плановой деятельности системы планирования в организации можно разделить на два типа. [16, С.105]

Первый - это те, которые действуют в полностью предсказуемой среде и не имеют недостатка в информации. Этот тип систем планирования называют детерминированными системами. Другой тип систем планирования предполагает недостаток определенности во внешней среде и нехватку информации. Системы планирования, не дающие полной предсказуемости результата, называют вероятностными (стохастическими).

Деятельность, связанную с планированием управления, можно разделить на несколько основных этапов: [31, С.214]

  • процесс составления планов;
  • деятельность по осуществлению плановых решений;
  • контроль результатов.

Ряд авторов, в частности И.В. Веденкина, считают, что внутрифирменное планирование тесно связано с сценарным планированием и бизнес-планированием. [6, С.18]

В данном контексте, внутрифирменное планирование рассматривается как непрерывная взаимоувязанная научная и практическая деятельность хозяйствующего субъекта, направленная на обоснование целей в соответствии с его внутренним потенциалом и требованиями рынка, разработку планов, охватывающих все стороны деятельности, а также поиск способов и методов достижения целей. В свою очередь, сценарное планирование представляет собой системный инструмент упорядочения возможных вариантов будущего развития объекта исследования в условиях неопределенности внешней и внутренней бизнес-среды и механизма оценки взаимосвязей, причин и следствий. Сценарное планирование является мощным инструментом, дающим возможность учесть неопределенность внутренней и внешней среды и повысить объективность управленческих решений при планировании как на уровне отрасли, так и на уровне деловой среды. Схематически система внутрифирменного планирования с включением сценарного планирования на всех ее уровнях отражена на рис. 1. (Приложение)


Как процесс, планирование завершается практическим внедрением планов и контролем за их выполнением. [10, С.262]

Непосредственно процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом.

Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути, план - это набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы. [20, С.365]

Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы:

  • стратегический план, по-другому называемый генеральным планом фирмы (часто составляется на 5 лет вперед);
  • общефирменные планы, составленные в продолжение стратегического плана и определяющие главные задачи развития организации. Основу этих планов составляет план развития;
  • оперативные планы организации;
  • помимо планов результатами процесса планирования являются программы (или планы-программы) и проекты.

В последние годы во многих крупных организациях функции стратегического планирования передаются в подразделения, то есть происходит децентрализация внутрифирменного планирования. В настоящее время, если для крупных фирм ярко выраженной тенденцией является децентрализация плановой деятельности в исследовании систем управления, то небольшие организации, напротив, стремятся к большей централизации планирования, созданию и расширению центральной плановой службы. [19, С.50]

В литературе существуют различные взгляды на оценку эффективности системы планирования на предприятии.

Например, использование в процессе планирования одновременно нескольких методов объясняется многогранностью этого процесса, сложностью решаемых задач, зависимостью его от характера и способов разработки прогнозов социально-экономического развития, бизнес-планов и т.д. [3, С.14]

Анализ публикаций и монографий, рассматривающих методологические основы оценки эффективности системы планирования показывает, что существует широкий комплекс методов и моделей.

Эффективность системы внутрифирменного планирования определяется в значительной мере уровнем ее организации. [9, С.277]

Эффективность системы внутрифирменного планирования определяется в значительной мере уровнем ее организации, которая направлена на планомерное сочетание основных элементов системы планирования. Проводя оценку эффективности системы внутрифирменного планирования, прежде всего, имеют в виду оценку организации данной системы.