Файл: Адаптация ребёнка к школе..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, данная программа составлена с учётом педагогических условий необходимых для успешной адаптации первоклассников к школе и поэтому может быть использована в работе педагогического коллектива общеобразовательной школы.

38

Выводы по второй главе.

Для подготовки ребёнка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в детском саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы.

Анализируя реагирование детей на школьную нагрузку, естественно пользоваться такими методами как, анализ характера и результатов учебной деятельности детей, беседы с ними и их родителями, анкетирование родителей, повседневное наблюдение за детьми в различных ситуациях их школьной жизни – на уроках, на переменах, на прогулках и экскурсиях.

Мной была проведена и проанализирована адаптация к школе в двух первых классах, где я увидела, что в 1«А» классе адаптация детей к школе проходила лучше, чем у детей 1 «Б» класса. Так как дети, которые обучаются в 1 «А» классе посещали детский сад, где тоже как и в школе есть свои определённые правила, занятия, которые длятся по 25 – 30 минут, и дети находились в коллективе со сверстниками и воспитателями.

У детей 1 «Б» класса адаптация проходила к школе проходила немного тяжелее, потому что дети не посещали детский сад и пришли в школу из «дома».

На мой взгляд, чтобы адаптация детей к школе проходила без каких – либо стрессов для ребёнка, ему нужно хотя бы год до школы походить в детский сад, и желательно детей, которые вместе ходят в одну группу детского сада не распределять в разные классы, они должны учиться все в одном классе, потому что дети знают друг друга, знают уже характер и привычки других детей, и им будет легче быстрее привыкнуть к школе, к новым ребятам, к новой обстановке, к учителю и к своему новому статусу «ученик».

39

Заключение.

В последнее время в литературе уделяется много внимания вопросу о детях, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в первом классе.

Адаптация в первом классе – особый и сложный период в жизни ребёнка: он усваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную, изменяется социальное окружение – появляются одноклассники, учителя, школа, как большая социальная группа, в которую включается ребёнок. Ребёнок не готовый к обучению в том или ином аспекте школьной зрелости, испытывает трудности в адаптации к школе и может быть дезадаптирован. Ребёнок, поступая в школу должен быть зрелым и в физическом, и в социальном отношении.


Первый год в школе – это испытательный срок для родителей, когда чётко проявляются родительские недоработки, невнимание к ребёнку, незнание его особенностей, отсутствие контакта и неумение помочь. Порой родителям не хватает терпения и снисходительности, спокойствия и доброты: часто из добрых побуждений они становятся виновниками школьных стрессов. Почему? Скорее всего, потому что не всегда учитывают сложность и длительность процесса. Так как не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по – настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Именно поэтому вся система обучения и воспитания в школе и дома должна быть построена так, чтобы учитель и родители знали учитывали, какой ценой расплачивается организм ребёнка за достигнутые успехи, особенно на первых порах обучения.

Для преодоления периода адаптации может быть использована программа «Здравствуй, школа!». Эта программа может быть реализована во всех видах деятельности ребёнка. Такие занятия будут содействовать успешному обучению первоклассников. В младшем школьном возрасте центральное место отводится работе с окружающими ребёнка взрослыми.

Целью исследования было – выявить уровень адаптации первоклассников к школе и разработать педагогические условия успешной адаптации. Выдвинутая цель исследования достигнута, поставленные задачи успешно решены.

40

Список используемой литературы.

1 Бабаева Т. И. У школьного порога. – М., 2003. – 203 с.

2 Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968. – 214 с.

3 Буре Р. С. Готовим детей к школе. – М., 2001. – 96 с.

4 Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? //Дошкольное воспитание. – 1995. - №8. – с. 66 – 74.

5 Выготский Л. С. Лекции по психологии. – СПб.: Союз, 2006. – 144 с.

6 Георгиевский А. Б. Некоторые философские проблемы адаптации // Философские проблемы эволюционной теории. – М., 1971. – с. 27 – 37.

7 Гуткин Н. И. Психологическая готовность к школе / М.: Образование, 1996. – 184 с.

8 Давыдов А. В. И др. Психологический словарь – М., 2000. – 448 с.

9 Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология – М., 2003. – 464 с.

10 Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребёнка – М., 2000. – 144 с.

11 Ильина М. Н. Подготовка к школе. – СПб., 2003 – 205 с.

12 Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991 – 145 с.


13 Ковинько Л. В. Воспитание младших школьников. – М., 2000 – 288 с.

14 Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. – М., 2001 – 176 с.

15 Коджаспирова Г. М., Борикова Л. В., Бостанджиева Н. И. Педагогическая практика в начальной школе. М., 2000 – 272 с.

16 Кумарина Г. Ф. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании. – М., 2003 – 320 с.

17 Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. – М., 1977 – 224 с.

41

18 Мухина В. С. Возрастная психология. – М., 2003 – 456 с.

19 Мухина В. С. Шестилетний ребёнок в школе. М., 2000 – 175 с.

20 Подласый И. П. Педагогика.: в 2 кн. – М., 2003 – 256 с.

21 Подласый И. П. Педагогика начальной школы. М., 2002 – 464 с.

22 Соколова Н. Г. Неврозы у детей. – Ростов на Дону, 2003 – 160 с.

23 Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. – Томск, 1992 – 133 с.

24 Философский энциклопедический словарь. – М., 2001 – 576 с.

25 Энциклопедический словарь юного биолога. – М., 2002 – 352 с.

42

Приложение 1.

Анкета для родителей.

Уважаемые _______________________________________________________

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты к собранию «Адаптация первоклассника к школе». Ваши откровенные полные ответы на вопросы помогут нам в организации родительского собрания и работе с детьми. Заранее благодарим за своевременно заполненную анкету.

1 Охотно ли Ваш ребёнок посещал детский сад? а) да б) не всегда в) всегда с неохотой

2 Есть ли у Вашего ребёнка желание ходить в школу? а) да б) не очень в) всегда с нежеланием

3 По каким признакам Вы судите о том, что Ваш ребёнок хочет (не хочет) ходить в школу?

­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________________________

4 Чем болел Ваш ребёнок?

­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________________________

5 Часто ли болеет Ваш ребёнок? а) да б) нет

6 Чем Ваш ребёнок болеет чаще всего?

__________________________________________________________________

7 Есть ли у ребёнка чёткий режим дня? Соблюдается ли он?

__________________________________________________________________

8 Чему Вы отдаёте предпочтение: обучению чтения, счёту или общему развитию памяти, внимания, мышления?

__________________________________________________________________

43

9 От чего, по – вашему, зависит красивый почерк? Как Вы помогаете ребёнку развивать кисть руки?

__________________________________________________________________

10 Что Вас больше всего беспокоит по вопросу адаптации ребёнка к школе?

__________________________________________________________________

Задайте вопросы учителю, психологу, другим родителям, директору.

__________________________________________________________________


44

Приложение 2.

Анкета для родителей.

Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе.

1 Охотно ли Ваш ребёнок идёт в школу? а) да б) не совсем в) нет

2 Вполне ли он приспособлен к новому распорядку дня, принимает ли его как должное? а) да б) не совсем в) нет

3 Можно ли сказать, что переживания Вашего ребёнка по поводу успехов и неудач в учёбе чрезмерны или, наоборот, полностью отсутствуют? а) да б) не совсем в) нет

4 Делится ли ребёнок с Вами школьными впечатлениями? а) да б) не совсем в) нет

5 Положительны ли школьные впечатления Вашего ребёнка? а) да б) не совсем в) нет

6 Можно ли сказать, что ребёнок спокойно справляется с трудностями при выполнении домашнего задания? а) да б) не совсем в) нет

7 Отношения с товарищами по классу уже сложились и они вполне дружелюбны? а) да

45

б) не совсем в) нет

8 Жалуется ли ребёнок достаточно часто на беспричинные боли, головокружения, тошноту? а) да б) не совсем в) нет

9 Изменился ли по сравнению с прошлым годом характер сна ребёнка? а) да б) не совсем в) нет

Обработка результатов:

За каждый утвердительный ответ на все вопросы, кроме 3, 9, 10, 11 присваивается 2 балла, промежуточный – 1 балл, отрицательный – 0 баллов. Ответ «Да» на вопросы 3, 9, 10, 11 оценивается как 0 баллов, «Нет» - как 2 балла. Подсчитывается общая сумма показателей.

0 – 10 баллов – выраженная дезадаптация.

11 – 15 баллов – средняя степень адаптации.

16 – 22 балла – высокий уровень школьной адаптации.

46

Приложение 3.

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению «Здравствуй, школа!».

Цель программы: Создать психолого – педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Планируемый результат: Благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.

Основные показатели благоприятной адаптации ребёнка: - сохранение физического, психического и социального здоровья детей; - установление контакта с учащимися, с учителем; - формирование адекватного поведения; - овладение навыками учебной деятельности.

Организация режима школьной жизни первоклассников.

Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников.

Согласно сложившейся в школах страны структуре учебного года наблюдается неравномерность распределения учебного и каникулярного времени, что противоречит физическому принципу чередования труда и отдыха как необходимого условия для предупреждения переутомления школьников и сохранения стабильного уровня их работоспособности в течении года.


1 Обучение весь год в 1 – ю смену с 8.00 часов. 2 Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному объёму учебной нагрузки. 3 «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в сентябре – октябре проводится ежедневно только по три урока по 35 минут каждый, со второй четверти – 4 урока по 35 минут, с третьей четверти по 40 минут. 4 Облегчённый день в середине учебной недели.

Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся

47

первыми, причём для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.

Столы в классах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. По возможности учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.

Организация оздоровительно – профилактической работы.

1 Медико – педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников: - медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами – специалистами (педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, неврологом); - мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью выявления наиболее часто болеющих детей, определение причин заболеваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактической работы; - диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).

2 Профилактическая работа по предупреждению заболеваний: - проведение плановых и внеплановых прививок медработником (в том числе вакцинация против гриппа, клещевого энцефалита); - витаминизация; - профилактика простудных заболеваний; - создание в школе условий для соблюдения санитарно – гигиенических навыков: мытьё рук, переодевание сменной обуви и т. д.; - соблюдение санитарно – гигиенического и противоэпидемического режима.

3 Максимальное обеспечение двигательной активности детей: - физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5 – 2 минуты (рекомендуется проводить на 10 – й и 20 – й минутах урока); - подвижные игры на переменах.

В комплексе физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболевания опорно – двигательного аппарата.

4 Организация рационального питания первоклассников предусматривает: - выполнение требований СанПиНа к организации питания в