Файл: Адаптация ребёнка к школе..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Адаптация в первом классе – особый и сложный период в жизни ребёнка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную; изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребёнок; изменяется уклад его жизни. У шести – семилетнего ребёнка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе.

Поступление в школу – переломный момент жизни ребёнка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учёба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За неё он несёт ответственность перед учителем, школой, семьёй.

Адаптация к школе это особо важная и серьёзная проблема, так как ситуация неопределённости всегда волнующа, а перед школой каждый ребёнок испытывает чрезвычайное волнение. Он вступает в жизнь в новые по сравнению с детским садом условия. Может случиться и так, что ребёнок в младших классах будет подчиняться большинству, вопреки собственному желанию. Поэтому надо помочь ребёнку в этот трудный для него период жизни обрести самого себя, научить его самого отвечать за свои поступки. Не без основания можно сказать, что положительные пути, которыми осуществляется адаптация, ведут к успешному обучению в школе.

Проблемой адаптации в школе занимались и занимаются учёные, педагоги, школьные гигиенисты, психологи, физиологи, медики. Среди них: Амонашвили Ш. А., Лусканова Н. Г., Овчарова Р. В., Коробейников И. А., Беличёва С. А., Выготский Л. С., Безруких М. М. [25]

Дальнейшая успеваемость ученика во многом будет зависеть от того, как начнёт учиться. Поэтому проблема адаптации первоклассников к школе не теряет своей актуальности, требуя постоянного пристального внимания и дальнейшего раскрытия.

Цель исследования: изучение уровня адаптации первоклассников и разработка педагогических условий их адаптации к школе.

3

Объект исследования: учебно – воспитательный процесс в первом классе средней общеобразовательной школы №5 г. Алзамай.

Предмет исследования: процесс адаптации первоклассников к обучению в школе.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи: 1 Раскрыть сущность процесса адаптации первоклассников к школе на основе изучения научной литературы. 2 Выявить уровень адаптации первоклассников к школе. 3 Разработать педагогические условия адаптации первоклассников к школе.


База исследования – Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Алзамай», 1 класс.

В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого – педагогической литературы, беседа, анкетирование, тестирование, наблюдение.

Практическая значимость – материал может быть исследован в работе учителей начальных классов и другими специалистами общеобразовательных учреждений.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложение.

Во введении дано обоснование актуальности выбранной темы, определены: объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи исследования.

В первой главе представлены теоретические основы процесса адаптации, сущностно – содержательный анализ ключевых понятий исследования, характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, факторы влияющие на адаптацию детей к школе.

Во второй главе изучается уровень адаптации первоклассников к школьному обучению на основе диагностических методик изучения этого процесса, а так же описаны педагогические условия адаптации первоклассников к школе.

В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведённого исследования.

4

В приложении даётся описание диагностических методик, использованных в работе, программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению «Здравствуй школа!»

5

Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе

Сущностно – содержательный анализ ключевых понятий исследования

Термин «адаптация» произошёл от позднелатинского «adapito» (приспосбление) и первоначально широко использовался в биологических науках для описания феномена и механизмов приспособительного поведения индивидов в животном мире, эволюции различных форм жизни.


В биологии общая приспособленность живых организмов к условиям существования складывается из множества отдельных адаптаций самого разного масштаба. Все адаптации возникают в ходе эволюции в результате естественного отбора наследственных вариаций (мутаций) и их комбинаций. Эти мутации всегда возникают в любой популяции живых организмов в огромном числе, причём большая их часть не проявляется, а находится в генофонде в скрытом виде. В естественном отборе подхватывает оказавшиеся полезными в данных условиях наследственные вариации. Шаг за шагом, из поколения в поколение посредством преимущественного размножения особей – носителей таких полезных изменений новые свойства становятся характерными для вида. Так возникает адаптация. [25]

Таким образом, адаптация – процесс, а так же результат приспособления строения и функции организмов и их органов к условиям среды обитания.

С философской точки зрения, адаптация – приспособление. Приспособление – изменение живого существа под воздействием внешней среды и результат этого изменения. Приспособление является непосредственным, если оно вызвано воздействием самих условий существования как таковых, и косвенных, если то, что не приспособлено к данным условиям, уничтожается путём отбора, а то, что приспособлено, «сохраняется». Приспособление является функциональным, если изменения жизнедеятельности организма способствуют изменению форм существования; обоюдным, если два различных организма или органа приспосабливаются друг к другу; пассивны, если в организме происходят изменения без его участия; активным, если приспособление имеет место благодаря деятельности организма; активистскими, если среда изменяется под воздействием субъекта в целях его приспособления. [24]

6

Способность живых существ приспособляться к условиям изменяющееся среды очень различна и может совсем отсутствовать. Превосходство человека над другими живыми существами и состоит как раз в том, что он обладает наибольшей способностью к приспособлению. [6]

В социологии приспособление – это способность и стремление человека «принимать участие» в том, что делают другие и подражать их движениям, жестам, мимике, манерам и поведению. Приспособление есть общение с другими «при осознании различия», без чего было бы невозможно существование отдельной личности и социальных групп. [18]

С точки зрения психологии адаптация – приспособление строения и функции организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на охранение гомеостаза. Понятие адаптация широко применяется в качестве теоретического понятия в тех психологических концепциях, которые подобно гештальтпсихологии и теории интеллектуального развития швейцарского психолога Ж. Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. [8]


Сдвиги, сопровождающие адаптацию затрагивают все уровни организма: от молекулярного до уровней психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации к ­­экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психологическое и моральное состояние индивида. [8]

В педагогике выделяют психическую и социальную адаптацию. Адаптация психическая – явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

Адаптация социальная: 1 Активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими. 2 Оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в её ролевую структуру.

7

3 Процесс и результат освоения ребёнком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого ребёнка и его социального окружения – родителей, учителей, сверстников, других людей и всего социума.

Следствием адаптации является адаптированность – уровень фактического приспособления человека к жизни, взаимосоответствие его социального статуса и удовлетворённости или неудовлетворённости собой. Человек может быть гармоничен и адаптирован или дисгармоничен и дизадаптирован.

Адаптированности ребёнка может способствовать адаптивная модель школы и адаптивность образовательной среды.

Адаптивная модель школы – новая модель разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором всевозможных классов и образовательных услуг, открытой для детей разных возможностей и способностей вне зависимости от их индивидуальных психологических особенностей здоровья, склонностей, материальной обеспеченности семьи.

Адаптированность образовательной среды – способность образовательной среды устанавливать соответствие между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами семьи, общественности и отдельных граждан, создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогических кадров, управленческого и обслуживающего персонала. Адаптивность образовательной среды для каждого ребёнка и взрослого проявляется в открытом и дружеском характере информационной и социальной среды во всех образовательных учреждениях; в разнообразии образовательных программ и согласованных с ними педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы обучающегося; в полноценности духовно – нравственного, интеллектуального, физического развития, гражданского и профессионального становления. [15]


Определение понятия «адаптация» представляет собой сложную философскую и методологическую проблему.

На основе сравнительного анализа большого числа определений адаптации, все понятия адаптации могут быть объединены в следующие три группы: 1 Так называемые тавтологические определения, в которых понятие адаптация интерпретируется как буквальный перевод латинского «daption» в значении приспособления организмов к среде, то есть «адаптация – процесс и

8

результат приспособления строения и функций организма к условиям среды»; 2 Определения через «главный признак». Здесь адаптация определяется через выраженность ключевого аспекта структурно – функциональной организации индивида. Эти ключевые аспекты выделяются на следующих уровнях: биохимическом, морфологическом, физиологическом, поведенческом; 3 Полисемантические определения, которые подчёркивают многозначный, многоаспектный характер самого явления адаптации, и прежде всего выделение адаптации как процесса и адаптации как результата.

Наиболее сложные и разнородные аспекты явления адаптации проявляются в многогранной человеческой деятельности в которой можно выделить психофизиологические, поведенческие, когнитивные и субъектно – личностные компоненты адаптационного процесса. [20]

Таким образом, адаптация – процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.

9

Психологическая характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

Проявляя чуткость и внимание к каждому ребёнку, воспитатель учитывает его индивидуальные особенности, от которых зависит реакция на то или иное педагогическое воздействие. Он стремиться своевременно скорректировать поведение ребёнка, помогает преодолеть отдельные негативные черты, которые могут осложнить привыкание к новым условиям школьного обучения.

Известно, что дети – флегматики медлительны и усидчивы, темп их деятельности неторопливый. Они не могут быстро отвечать на вопрос, переключиться с одного дела на другое. Зная эти особенности, воспитатель не пытается торопить детей, так как постоянное поторапливание излишне нервирует их и может привести к ещё большей скованности и потере инициативы. Воспитатель предпочитает не делать им замечаний относительно темпа их деятельности, чтобы не привести к развитию у детей – флегматиков неуверенности в своих силах.