Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе
Сущностно – содержательный анализ ключевых понятий исследования
Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе
Глава 2. Исследование уровня адаптации первоклассников к школе.
2.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе.
2.2 Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе.
21
Незначительный процент первоклассников страдает отсутствием правильно подготовиться к занятиям. Это связано, прежде всего, с отсутствием умения концентрировать внимание на своей деятельности. Отрицательная реакция на низкие оценки у первоклассников – явление не типичное, хотя бы потому, что оценки им не выставляются и значимость оценки для них на этом этапе школьной жизни не велика. Для них характерны несколько иные ценности – общение, познание нового, игра и развлечение.
Таким образом, можно выделить основные факторы, оказывающие влияние на адаптацию первоклассников к школе: недостаточный уровень функциональной готовности детского организма к школьному обучению, низкий уровень биологического развития, содержание обучения и методика преподавания, предварительное пребывание детей в детском саду, состояние здоровья.
22
Выводы по первой главе.
Адаптация – это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.
Поступление в школу ведёт к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности ребёнка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 6 – 7 лет.
Готовность ребёнка к систематическому обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.
Несформированность одного из компонентов школьной готовности является неблагоприятным вариантом развития и ведёт к затруднениям в адаптации к школе, в учебной и социально – психологической сфере.
23
Глава 2. Исследование уровня адаптации первоклассников к школе.
Базой исследования являлась - Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Алзамай», 1 класс.
Цель исследования: выявление уровня адаптации первоклассников к школе и разработка педагогических условий успешной адаптации.
Задачи: 1 Подобрать методики и выявить уровень адаптации первоклассников к школе. 2 Проанализировать результаты диагностики уровня адаптации первоклассников к школе. 3 Разработать педагогические условия адаптации первоклассников к школе.
24
2.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе.
Цель: Выявление уровня адаптации первоклассников к школе.
Задачи: 1 Подобрать методики выявления уровня адаптации первоклассников к школе. 2 Проанализировать результат проведённых методик.
В процессе изучения процесса адаптации были использованы следующие методы: 1 Схема – характеристика класса. 2 Анкетирование родителей. 3 Методика «Краски». 4 Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н. Г. Лускановой).
Диагностическая и коррекционно – развивающая направленность процесса обучения предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей детей, а также всесторонний качественный учёт результатов их учебной деятельности, реального продвижения в развитии и условии знаний. Только на основе такого знания возможны понимание характера и причин учебных трудностей, реальная помощь в их преодолении.
Переход от дошкольного детства к систематическому школьному обучению практически ни у одного ребёнка не совершается плавно.
Таким образом, анализируя реагирование детей на школьную нагрузку, можно пользоваться таким арсеналом методов как: анализ характера и результатов учебной деятельности детей, беседы с ними и их родителями, анкетирование родителей, повседневное наблюдение за детьми в различных ситуациях их школьной жизни – на уроках, на переменах, на прогулках и экскурсиях, в свободном общении со взрослыми и сверстниками.
Особое внимание в наблюдениях за детьми уделяется тем сторонам поведения и деятельности, которые в наибольшей степени отражают характер их адаптации к школьной среде.
Фиксируемые в ходе наблюдений признаки неблагополучия, которые отличают отдельных школьников от других детей класса, рассматриваются педагогом с позиции адаптационных нарушений.
С целью систематизации материалов наблюдений учитель в конце каждой
25
четверти в первом классе, по полугодиям составляет обобщённую характеристику класса. С такой же периодичностью учитель обращается к родителям за информацией о характере адаптации детей к школе. Вполне уместно в этом случае воспользоваться методом анкетирования (приложение 1, 2).
Анализ данных, содержащихся в схеме – характеристике класса, результатов анкетирования родителей позволяет оценить характер школьной адаптации у каждого из учеников, взять на заметку тех, кто получил более низкие обобщённые оценки. К таким детям внимание педагога должно многократно увеличиться.
Чтобы подтянуть все неготовые функции организма ребёнка до необходимого уровня, предстоит обеспечить их активное упражнение в доступной, посильной, интересной для детей деятельности – в той деятельности, которой они были почему – либо обделены в дошкольный период. Эту цель и преследуют коррекционные задания, построенные на не учебном материале.
Методика «Краски».
Цель: Определение эмоционального отношения к школьному обучению.
Оборудование: Набор красок или цветных карандашей (чем больше цветов, тем лучше); альбомные листы, на каждом из которых нарисовано 10 кружков, в каждый кружок вписаны слова, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, одноклассники, урок, домашнее задание, тетрадь.
Инструкция: Раздаются учащимся листы с просьбой внимательно прочитать слова, написанные в кружочках. Читайте по порядку слова, написанные в кружках, и каждый кружок покрасьте в какой – либо цвет. Необязательно красить кружки разными цветами. Выбирайте каждый раз тот цвет, который хочется.
Анализ результатов: Если ребёнок окрашивает большинство кружков в тёмные (фиолетовый, синий, лиловый, серый, чёрный) цвета – это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.
Методика «Краски» позволила получить следующие результаты:
26
Вика П.
Выявлено негативное отношение к таким понятиям, как «физкультура», «тетрадь». В целом положительное отношение к обучению.
Ира Я.
В тёмные цвета окрасила слова «учитель», «класс», «физкультура». Боится учителя, тяжело привыкает к новой обстановке. В целом положительно воспринимает процесс обучения.
Настя К.
Большинство кружков окрашены в тёмные тона «звонок», «класс», «урок», «тетрадь», «домашнее задание», «одноклассники». Слово «учитель» закрашено красным цветом, что говорит об агрессии. В целом ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению.
Максим К.
В тёмные цвета окрасил слова «звонок», «домашнее задание», «тетрадь», «урок», «книга». Слово «класс» закрашено красным цветом, что говорит об агрессии. Ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.
Коля Л.
Выявлено негативное отношение к таким понятиям, как «звонок», «тетрадь». В целом положительное отношение к обучению.
Егор В.
Большинство кружков окрашены в тёмные тона: «звонок», «класс», «тетрадь», «домашнее задание». В целом ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению.
Катя Б.
В тёмные цвета окрасила слова «звонок», «домашнее задание», «тетрадь», «книга». Ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.
Маргарита Г.
Выявлено негативное отношение к таким понятиям, как «домашнее задание»,
27
«тетрадь». В целом положительное отношение к обучению.
Ульяна П.
В тёмные тона окрасила кружки «класс», «тетрадь», «одноклассники». В целом обучение не вызывает сильных негативных отношений, за исключением некоторых понятий, которые вызывают небольшое напряжение.
Влад Ш.
Выявлено негативное отношение к таким понятиям, как «звонок», «тетрадь». В целом положительное отношение к обучению.
Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н. Г. Лускановой) использовался с целью выявления отношения детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.
Инструкция: «Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно всё, что хотите. Рисуйте как сможете, оценки ставиться не будут».
Оборудование: Стандартный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик.
Анализ и оценка рисунков.
1 Несоответствие теме указывает на: а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры. Это свидетельствует о мотивационной незрелости;
б) детский негативизм. В этом случае ребёнок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к чёткому выполнению школьных требований;
в) неверное истолкование поставленной задачи, её понимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.
2 Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом следует учитывать сюжет рисунка, т. е. что именно изображено:
28
а) учебные ситуации – учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с записанными заданиями и т. п. – это свидетельствует о высокой школьной мотивации учебной активности ребёнка, наличие у него познавательных учебных мотивов;
б) ситуации не учебного характера – школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т. п. – свойственны детям с положительным отношением к школе, но с большей направленностью на внешние школьные атрибуты;
в) игровые ситуации – качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы стоящие в классе (например: телевизор, цветы на окне и т. д.) – свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Для большей надёжности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребёнка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию.
В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны школьной жизни, которые являются для ребёнка наиболее привлекательными.
Анализ результатов по методике проективного рисунка «Что мне нравится в школе».
Вика П.
Рисунок соответствует заданной теме, т. к. изображена типичная учебная ситуация – учитель с указкой у доски. Это свидетельствует о высокой школьной мотивации учебной активности ребёнка, наличии у него познавательных учебных мотивов.
Ира Я.
Рисунок соответствует заданной теме, но изображена ситуация учебного характера – доска и стол учителя. Это говорит о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты.
Настя К.
На рисунке изображён календарь природы. Поэтому рисунок соответствует
29
заданной теме и имеет учебный характер, что свидетельствует о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты.
Максим К.
Изобразил компьютер, который стоит в кабинете. Это игровая ситуация, рисунок соответствует теме. Это говорит о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Коля Л.
Рисунок соответствует заданной теме и носит игровой характер – мальчик на турниках. Это свидетельствует о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Егор В.
На рисунке изображена доска – рисунок соответствует заданной теме и имеет не учебный характер, что свидетельствует о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты.
Катя Б.
Изображена типичная игровая ситуация – качели. Это говорит о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации.