Файл: Адаптация ребёнка к школе..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задача воспитателя в подготовке таких детей к школе способствовать развитию уверенности в своих силах, создавать условия, облегчающие ребёнку выполнение задания в более быстром темпе. Это достигается своевременным формированием детей соответствующих умений и навыков, обучением наиболее, целесообразным способам организации своей деятельности, развитием самостоятельности. Воспитатель часто использует по отношению к таким детям приёмы опережающего воздействия, заблаговременно напоминает им о необходимости подготовиться к занятиям, о приближении срока завершения работы, о предстоящей деятельности. Такие указания помогают ребёнку вовремя мобилизоваться и переключиться на новое дело. Воспитатель использует разнообразные положительные оценки, стимулируя ребёнка к более активным и целенаправленным действиям.

По – иному строиться подход к детям с чертами холерического темперамента, для которых характерны непоседливость, подвижность, потребность в шумных играх. Такие дети часто настолько увлекаются своими делами, общением со сверстниками, что не слышат указаний воспитателя. На занятиях они нередко приступают к выполнению задания, не выслушав объяснения до конца. Работу выполняют быстро, но часто очень небрежно,

10

не замечают допущенных неточностей и ошибок. Эти черты поведения, закрепляясь, могут стать серьёзным препятствием для успешного школьного обучения.

Дети холерического темперамента благодаря своей безудержной активности всегда находятся в зоне повышенного внимания воспитателя и нередко считаются трудными. Неконструктивный подход воспитателя к таким детям выражается в жёстком контроле за их активностью, в замечаниях, направленных на ограничение их потребности в активных действиях. Находясь в атмосфере постоянного одёргивания, сдерживания желаний, ребёнок становиться нервным, конфликтным, перестаёт реагировать на взрослого, что приводит к потерям в формировании его личности и готовности к школьному обучению.

Для правильной подготовки детей к школе большую роль играет не только общий эмоциональный фон, на котором происходит взаимодействие воспитателя с детьми, но и содержание общения. Чем разнообразнее и насыщеннее общение, тем значительнее положительные приобретения будущего школьника.

Важную роль в подготовке к школе играет познавательное общение со взрослым, к которому активно прибегают дети среднего и старшего дошкольного возраста. Это обсуждение широкого круга вопросов, волнующих детей: о животных и их происхождении, о странах далёких и близких, о технике, о прошлом и будущем. Психологи отмечают, что в познавательном общении активно проявляется стремление ребёнка добиться уважения взрослого, обратить на себя внимание как серьёзного собеседника, интересы которого уже выходят за рамки детского сада.


К концу дошкольного возраста ребёнок представляет собой личность. Он отдаёт отчёт о том, какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдёт учиться в школу), он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому периоду он уже многое достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно – родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинять себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе, но и

11

прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей.

У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребёнка выступает преобладание мотива «я должен» над мотивом «я хочу».

Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического кризиса приходящегося на возраст 7 лет. По словам Л. С. Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст. В период кризиса семи лет происходит существенное изменение всего психологического облика ребёнка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением. [5]

Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения в поведении ребёнка: он начинает кривляться, бросается в глаза демонстративность. Все это производит впечатление странного немотивированного поведения. Ребёнок становится трудновоспитуемым, перестаёт следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения (особенно когда дело касается выполнения повседневных бытовых требований).

За этими внешне негативными проявлениями скрываются глубокие изменения в психической жизни ребёнка, которые и составляют основной психологический смысл кризиса семи лет.

Согласно Л. С. Выготскому, основой этих изменений является утрата детской непосредственности. Ребёнок, вступивший в полосу кризиса, теряет детскую наивность; во всех своих проявлениях: в поведении, в отношениях с окружающими, он становится не таким понятным как раньше. Теперь по поведению ребёнка взрослые не могут однозначно судить о том, что он думает, чувствует, переживает, чего действительно хочет. У ребёнка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим. [5]


Черты опосредованности, произвольности приобретает и вся психическая жизнь ребёнка. Если раньше, в дошкольном детстве, он мог вести себя более или менее произвольно только в игре или с опорой на помощь взрослого, то в 6 – 7 лет эта способность становится внутренним достоянием самого ребёнка и распространяется на различные сферы жизнедеятельности.

Наряду с этим происходят изменения в эмоционально – мотивационной сфере. Впервые возникает обобщение переживаний. Череда успехов или неудач, каждый раз переживаемых ребёнком в каких – либо ситуациях

12

(учёба, общение), приводят к формированию устойчивых аффективных комплексов чувства неполноценности, ущемлённого самолюбия или, напротив, чувства собственной значимости, умелости, компетентности.

Период кризиса 7 лет связан с коренным изменением социальной ситуации развития ребёнка. У него впервые возникает осознание своего места в системе человеческих отношений. По словам Л. И. Божович, кризис 7 лет является периодом рождения социального «Я». [2] Ход психического развития ребёнка приводит к тому, что на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста у детей появляется отчётливое стремление занять новое, более взрослое положение в жизни – стремление к новому положению в системе общественных отношений и выполнять новую, важную не только для них, но и для окружающих деятельность – потребность к осуществлению общественно значимой деятельности. Этот новый уровень развития самосознания связан с появлением внутренней позиции. Это центральное личностное образование, которое теперь начинает определять всю систему отношений ребёнка: к себе, к другим людям, к миру в целом.

В условиях всеобщего школьного обучения всё это реализуется в стремлении к социальной позиции школьника и к выполнению деятельности, обеспечивающей реализацию этой позиции – учению.

Кризис 7 лет, как и любой возрастной кризис, не имеет чётко выраженных границ и не связан с формальным достижением ребёнком соответствующего паспортного возраста. Психологические исследования показывают, что у современных детей верхняя граница кризиса смещается к 6 годам, поэтому равномерно вести речь о кризисе 6 – 7 лет. При этом у детей, являющихся сверстниками, период кризиса может не совпадать по времени. Это может быть связано с особенностями общего психического и психофизического развития ребёнка, характером его социального окружения, особенностями воспитания и т. д. поэтому дети – одногодки могут находиться в психологически разных возрастных группах: дети не прошедшие кризис 6 – 7 лет, по сути ещё являются дошкольниками; дети, преодолевшие кризис со всеми его потерями и приобретениями, готовы вступить в новый возрастной этап. Это во многом и составляет суть проблемы психологической готовности детей к школе.


Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе.

13

Педагогическая готовность к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Эти навыки прямого и обратного отсчёта, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв и чтение, копирование букв, пересказ содержания текста и т.д.

Безусловно, владение всеми этими навыками и умениями может облегчить ребёнку первый этап школьного обучения, усвоения школьной программы. Однако высокий уровень педагогической готовности сам по себе ещё не может обеспечить достаточно успешного включения ребёнка в школьную жизнь. Нередко случается, что дети, продемонстрировавшие при приёме в школу хороший уровень педагогической готовности, далеко не сразу могут включиться в учебный процесс, ещё не чувствуют себя настоящими школьниками: они не готовы выполнять простейшие дисциплинарные требования учителя, не умеют работать по заданному образцу, выбиваются из общего темпа работы в классе, не умеют налаживать отношения с одноклассниками. В то же время дети, показавшие не столь высокую предварительную обученность, без труда справляются с требованиями школы и успешно овладевают учебной программой.

Психологическая готовность к школе – это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определённого типа отношений со взрослыми и сверстниками. Развитие всех этих качеств в их единстве до определённого уровня, способного обеспечить освоение школьной программы и составляет содержание психологической готовности к школе.

Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психологического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Можно сказать, что за основу готовности к школьному обучению берётся некий базис развития, без которого ребёнок не может успешно учиться в школе. Фактически работы по психологической готовности к школе опираются на положение, что обучение идёт вслед за развитием, поскольку признаётся, что нельзя начинать обучение в школе, если нет определённого уровня психологического развития. Но вместе с тем в работах Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина и других представителей школы Л. С. Выготского показано, что обучение


14

стимулирует развитие, то есть подтверждается идея Л. С. Выготского, что обучение идёт впереди развития и ведёт его за собой, при этом между обучением и развитием нет однозначного соответствия – «один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии», «обучение может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатов» (Л. С. Выготский, 1982).

А. В. Петровский, С. М. Громбах, Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, Я. Ч. Щепанский, А. А. Налчаджян, Д. В. Ольшанский, Э. М. Александровская считают, что адаптация учащихся к школе является основным критерием оценки эффективности психологической готовности детей к школе. Совершенно необходимым условием школьной готовности является развитие произвольного поведения, которое обычно рассматривается как волевая готовность к школе. Школьная жизнь требует от ребёнка чёткого выполнения определённых правил поведения и самостоятельной организации своей деятельности. Способность к подчинению правилам и требованиям взрослого является центральным звеном готовности к школьному обучению.

В качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению выделяются: личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность.

Личностная готовность ребёнка к школьному обучению во многом зависит от того, насколько ребёнок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребёнка стать школьником, выполнять новую, общественно значимую деятельность, образует внутреннюю позицию школьника, которая является важнейшей составляющей личностной готовности к школе. Многих детей привлекают в первую очередь внешние атрибуты школьной жизни: новая обстановка, яркие портфели, тетради, ручки, желание получать отметки. И лишь позднее появляется желание учиться, узнавать в школе что – то новое.

Довольно важной стороной личностной готовности является способность ребёнка устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми. Умение успешно взаимодействовать со сверстниками имеет большое значение для освоения полноценной учебной деятельности, которая по сути является коллективной.

Волевая готовность тесно связана с уровнем развития способности контролировать поступки усилием воли. Это выражается в умении слушать,

15

понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец, сосредотачивать и удерживать внимание на определённой деятельности в течении длительного времени.