Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе
Сущностно – содержательный анализ ключевых понятий исследования
Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе
Глава 2. Исследование уровня адаптации первоклассников к школе.
2.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе.
2.2 Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе.
Влад Ш.
Изобразил себя на турниках – это игровая ситуация. Рисунок говорит о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Маргарита Г.
Рисунок соответствует заданной теме, но изображена ситуация не учебного характера – доска, стол, дверь. Это говорит о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты.
Ульяна П.
Рисунок соответствует заданной теме, т. к. изображена типичная учебная ситуация – учитель с указкой у доски, сидящие за партами ученики. Это свидетельствует о высокой школьной мотивации, учебной активности ребёнка.
30
Таблица 1
Уровень адаптации первоклассников к школе (%) по методике Н. Г. Лускановой
Уровни адаптации |
Количество учащихся |
% соотношение |
Высокий |
2 |
20 |
Средний |
4 |
40 |
Низкий |
4 |
40 |
В результате проведённого исследования у детей данного класса были выявлены все три уровня адаптации.
20% детей положительно относятся к школе, предъявляемые требования воспринимают адекватно, учебный материал усваивают легко, глубоко и полно овладевают программным материалом, прилежны, внимательно слушают указания, объяснения учителя, выполняют поручения без внешнего контроля.
40% детей так же положительно относятся к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимают учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, самостоятельно решают типовые задачи, бывают сосредоточены только тогда, когда заняты чем – то интересным, дружат со многими одноклассниками.
40% детей отрицательно относятся к школе, нередко жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдается нарушение дисциплины, к урокам готовятся не регулярно, самостоятельная работа с учебником затруднена, пассивны, близких друзей в классе не имеют, знают по именам и фамилиям лишь часть одноклассников, объясняемый учителем материал усваивают фрагментарно.
Таким образом, методики позволили выявить уровень адаптации первоклассников к школе. Результаты методик показали, что 20% детей положительно относятся к школе, 40% - так же положительно относятся к школе, но у них преобладает игровая мотивация, они предпочитают игровую деятельность, 40% детей испытывают негативные эмоции при восприятии понятий, связанных с обучение в школе. Из вышесказанного следует, что у 80% детей данного класса недостаточно высокий уровень адаптации к школе.
31
Таблица 2
Фамилия, имя |
Адекватность социально – психологического и учебного статуса ребёнка |
Принятие новой социальной роли «ученик» |
Отношение к классному коллективу |
Богдан Алина |
благополучная социально – психологическая позиция; ребёнок принял социальную роль ученика; чувствует себя принимаемым учителем |
+ |
нейтральное отношение к классному коллективу |
Ведерникова Валерия |
эмоциональная трудность адаптации, к пребыванию к классному коллективу |
+ |
нейтральное отношение к классному коллективу |
Герасимова Таня |
благополучная социально – психологическая позиция; ребёнок принял социальную роль ученика; чувствует себя принимаемым учителем |
+ |
дискомфорт на ощущение собственного положения в классе; желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить своё положение в нём |
Горбачёв Денис |
эмоциональная трудность адаптации, к пребыванию к классному коллективу |
- |
нейтральное отношение к классному коллективу |
Григорьев Егор |
благополучная социально – психологическая позиция; ребёнок принял социальную роль ученика; чувствует себя принимаемым учителем |
+ |
дискомфорт на ощущение собственного положения в классе, желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить своё положение в нём |
Егорова Вика |
благополучная социально – психологическая позиция; ребёнок принял социальную роль ученика; чувствует себя принимаемым учителем |
+ |
хорошо адаптирован в классном коллективе |
Комелькова Галя |
эмоциональная трудность адаптации, к пребыванию к классному коллективу |
+ |
неудовлетворённость своим положением в классе, дезадаптация в его структуре |
Куликов Саша |
эмоциональная трудность адаптации, к пребыванию к классному коллективу |
+ |
неудовлетворённость своим положением в классе, дезадаптация в его структуре |
Лигостаев Артём |
эмоциональная трудность адаптации, к пребыванию к классному коллективу |
- |
неудовлетворённость своим положением в классе, дезадаптация в его структуре |
Муравьёва Валя |
благополучная социально – психологическая позиция; ребёнок принял социальную роль ученика; чувствует себя принимаемым учителем |
+ |
хорошо адаптирован к классному коллективу |
32
Продолжение таблицы 2
Польников Ваня |
эмоциональная трудность адаптации, к пребыванию к классному коллективу |
+ |
неудовлетворённость своим положением в классе, дезадаптация в его структуре |
Решетникова Галя |
эмоциональная трудность адаптации, к пребыванию к классному коллективу |
+ |
неудовлетворённость своим положением в классе, дезадаптация в его структуре |
Стародубцев Серёжа |
благополучная социально – психологическая позиция; ребёнок принял социальную роль ученика; чувствует себя принимаемым учителем |
+ |
хорошо адаптирован к классному коллективу |
Трапезников Егор |
эмоциональная трудность адаптации, к пребыванию к классному коллективу |
- |
неудовлетворённость своим положением в классе, дезадаптация в его структуре |
Уткин Лёша |
благополучная социально – психологическая позиция; ребёнок принял социальную роль ученика; чувствует себя принимаемым учителем |
+ |
хорошо адаптирован к классному коллективу |
Харьяков Женя |
благополучная социально – психологическая позиция; ребёнок принял социальную роль ученика; чувствует себя принимаемым учителем |
+ |
нейтральное отношение к классному коллективу |
Шабуров Женя |
игровая позиция |
Частичное принятие |
неудовлетворённость своим положением в классе, дезадаптация в его структуре |
Янченко Катя |
благополучная социально – психологическая позиция; ребёнок принял социальную роль ученика; чувствует себя принимаемым учителем |
+ |
хорошо адаптирован к классному коллективу |
По результатам обследования 41,38% обучающихся показали эмоциональные затруднения в адаптации, а именно пребывание в классном коллективе (личностная).
33
Младшие школьники испытывают закономерные трудности при работе с традиционно используемыми в социально – психологической практике шкалами, опросниками, тестами, изучающими положение ребёнка в коллективе.
В таком случае удобнее использовать приведённую ниже методику. Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком класса.
34
Рисунок 1
«Ребята! На этом рисунке схематично изображён ваш класс. За столом сидит учитель, ученики заняты своим делом. Часть ребят играет во дворе. Найдите и отметьте крестиком на рисунке себя, напишите рядом свои имя и фамилию. Затем отметьте (тоже крестиком) на рисунке своего товарища, напишите рядом его имя и фамилию».
Учителю важно знать: а) С кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый? б) Какое место в классе он отводит идентифицируемому с собой персонажу (рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один)? в) Каково содержание занятий, эмоционально значимых для школьника?
35
2.2 Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе.
Цель: Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе.
Задачи: 1 Составить программу, направленную на адаптацию первоклассников. 2 Представить описание программы с учётом педагогических условий.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребёнка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т. д.
При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в два раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.
Деятельность педагогического коллектива школы по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих условий: 1 Организация режима школьной жизни первоклассников. 2 Создание предметно – пространственной среды. 3 Организация оздоровительно – профилактической работы. 4 Организация учебно – познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период. 5 Организация вне учебной жизни первоклассников. 6 Взаимодействие с участниками образовательного учреждения.
Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению «Здравствуй, школа!» (приложение 3)
Цель программы: Создать психолого – педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Основные показатели благоприятной адаптации ребёнка: 1 сохранение физического, психологического и социального здоровья детей; 2 установление контакта с учащимися, с учителем; 3 формирование адекватного поведения;
36
4 овладение навыками учебной деятельности.
Организация режима школьной жизни первоклассников: 1 Обучение весь год в 1 – ю смену с 8:00 часов. 2 Пятидневный режим обучения. 3 «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса. 4 Облегчённый день в середине учебной недели.
Создание предметно – пространственной среды: 1 Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом. 2 Столы в классах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу. 3 Учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.
Организация оздоровительно – профилактической работы: 1 Медико – педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников: - медицинский осмотр детей, поступающих в школу; - мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников; - диагностика устной и письменной речи.
2 Профилактическая работа по предупреждению заболеваний: - проведение плановых и внеплановых прививок; - витаминизация; - профилактика простудных заболеваний; - создание в школе условий для соблюдения санитарно – гигиенических навыков.
3 Максимальное обеспечение двигательной активности детей: - физкультминутки проводятся на каждом уроке; - подвижные игры на переменах.
4 Организация рационального питания первоклассников предусматривает: - выполнение требований СанПиНа к организации питания; - соблюдение основных принципов рационального питания.
Организация учебно – познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период.
1 Особенности организации урока в первом классе: - домашние задания в первом классе не задаются.
37
2 Контроль и оценка результатов обучения:
- в течении первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся; - итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20 – 25 апреля; - обучающиеся первого класса на второй год не оставляются.
Организация вне учебной жизни первоклассников.
Вне учебная деятельность в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются пять направлений деятельности: 1 спортивно – оздоровительное; 2 научно – познавательное; 3 проектная деятельность; 4 духовно – нравственное; 5 патриотическое.
Взаимодействие с родителями первоклассников: - изучение условий жизни ребёнка в семье; - ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребёнка из школы; - оформление «Уголка для родителей» в школе; - коллективные и индивидуальные консультации для родителей; - родительские собрания; - совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни первоклассников в школе.