Файл: Прогнозная оценка спроса на рынке товаров (услуг) (Содержание исследования рынка товаров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3 Прогнозирование на основе среднего темпа роста

Данный способ прогнозирования применяется, если рассчитанные цепные темпы роста приблизительно одинаковые при переходе от одного периода времени к другому (формула 1.3).

Последняя отгрузка продукции с предприятия ТОО «Металлург» составила 2 892,4 тыс. р., рассчитанный средний темп роста — 104,98%. Тогда в 2019 г. можно ожидать следующие значения показателей отгрузки (таблица 3.4):

Таблица 3.4 — Прогнозирование показателей отгрузки продукции ТОО «Металлург» на основе среднего темпа роста

Период

Расчет

Прогноз на 2019 г., тыс. т.

Январь

1791,4 ∙ (104,98 / 100) ∙ 1

3036,4

Февраль

1791,4 ∙ (104,98 / 100) ∙ 2

3187,5

Март

1791,4 ∙ (104,98 / 100) ∙ 3

3346,2

Апрель

1791,4 ∙ (104,98 / 100) ∙ 4

3512,7

Май

1791,4 ∙ (104,98 / 100) ∙ 5

3687,6

Июнь

1791,4 ∙ (104,98 / 100) ∙ 6

3871,1

Июль

1791,4 ∙ (104,98 / 100) ∙ 7

4063,8

Август

1791,4 ∙ (104,98 / 100) ∙ 8

4266,1

Сентябрь

1791,4 ∙ (104,98 / 100) ∙ 9

4478,4

Октябрь

1791,4 ∙ (104,98 / 100) ∙ 10

4701,3

Ноябрь

1791,4 ∙ (104,98 / 100) ∙ 11

4935,3

Декабрь

1791,4 ∙ (104,98 / 100) ∙ 12

5180,9

Подобный подход к прогнозированию также не требует проведения громоздких расчетов.

4 Прогнозирование на основе аналитического выравнивания

Цель проведения аналитического выравнивания — получение математической функции (уравнения тренда), которая описывает изменение уровней динамического ряда с течением времени (t). Если продолжить обозначения условного показателя времени до периода, для которого требуется построить прогноз, а затем подставить соответствующее t в уравнение тренда, то можно получить прогнозную оценку показателя.

Используя средства MS Excel, построим линию тренда.

Выбирая между различными способами построения тренда, следует опираться на величину достоверности аппроксимации (сглаживания). Таким образом мы выбрали полиномиальную модель, при которой величина достоверности сглаживания достигает своего максимального значения и равна 0,810, что является очень высоким показателем достоверности прогноза.


Тенденция динамического ряда описывается полиномиальным уравнением вида

Прогноз на 2019 год представлен в таблице 3.5.

Таблица 3.5 — Прогнозирование показателей отгрузки продукции ТОО «Металлург» на основе аналитического выравнивания

Период

Расчет

Прогноз на 2019 г., тыс. т.

Январь

– 0,169 ∙ 373 + 9,798 ∙ 372 – 87,092 ∙ 37 + 1164,726

2776,7

Февраль

– 0,169 ∙ 383 + 9,798 ∙ 382 – 87,092 ∙ 38 + 1164,726

2709,9

Март

– 0,169 ∙ 393 + 9,798 ∙ 392 – 87,092 ∙ 39 + 1164,726

2624,0

Апрель

– 0,169 ∙ 403 + 9,798 ∙ 402 – 87,092 ∙ 40 + 1164,726

2518,2

Май

– 0,169 ∙ 413 + 9,798 ∙ 412 – 87,092 ∙ 41 + 1164,726

2391,2

Июнь

– 0,169 ∙ 423 + 9,798 ∙ 422 – 87,092 ∙ 42 + 1164,726

2242,3

Июль

– 0,169 ∙ 433 + 9,798 ∙ 432 – 87,092 ∙ 43 + 1164,726

2070,2

Август

– 0,169 ∙ 443 + 9,798 ∙ 442 – 87,092 ∙ 44 + 1164,726

1874,0

Сентябрь

– 0,169 ∙ 453 + 9,798 ∙ 452 – 87,092 ∙ 45 + 1164,726

1652,7

Октябрь

– 0,169 ∙ 463 + 9,798 ∙ 462 – 87,092 ∙ 46 + 1164,726

1405,3

Ноябрь

– 0,169 ∙ 473 + 9,798 ∙ 472 – 87,092 ∙ 47 + 1164,726

1130,8

Декабрь

– 0,169 ∙ 483 + 9,798 ∙ 482 – 87,092 ∙ 48 + 1164,726

828,0

Следует отметить, что организация прогнозирования деятельности ТОО «Металлург» позволит получать информацию о вероятностных результатах деятельности организации, что позволит своевременно принимать обоснованные решения и в результате повысить эффективность коммерческой деятельности предприятия.

3.2 Прогнозирование спроса на основе показателей эластичности спроса

Если учитывать естественное стремление предприятия к получению максимальной прибыли, то решение значительной части задач сбытовой политики определяется тем, на сколько можно варьировать объемы и цену продажи. Для этого рассчитаем эластичность спроса на товар в зависимости от изменения цены по формуле (1.3).

По данным в таблицы 3.6 определим коэффициенты ценовой эластичности по кухонным ножам, выпускаемых ТОО «Металлург».


Таблица 3.6 — Расчет коэффициента эластичности спроса на кухонные ножи, выпускаемые ТОО «Металлург» на территории РК

Год

Средняя отпускная цена (x),

рос. р.

Объемы отгрузки (y), рос. р.

Темп прироста, %

Коэффициент эластичности спроса

цены

объема спроса

2016

61,76

37265,40

2017

65,01

40885,00

5,178

9,713

1,88

2018

59,14

37919,42

-9,015

-7,253

0,80

185,94

116069,82

Сравнив полученные результаты, следует заметить, что с ростом цены значение коэффициента эластичности было больше 1 и составило 1,04, в то время, когда цена начала снижаться, коэффициент эластичности принял значение 0,80, что говорит о неэластичности. Таким образом, спрос на данный товар является эластичным при повышении цены и неэластичным при ее снижении.

Другим методом является исчисление коэффициента эластичности на основе подбора функции, описывающей графически линию развития спроса на исследуемый товар. Так, исходя из формулы (1.4), для расчёта коэффициента эластичности спроса в уравнении прямой второго порядка у = а + bx + cx2 будет использована формула:

(3.1)

где b, c — параметр уравнения прямолинейной связи;

x — средняя цена на товар;

y — среднее количество i-го товара.

Вычислим значения параметров a, b и c в пакете прикладных программ MS Excel «Поиск решения» и получим:

a = 2,841,

b = 710,406,

c = – 1,389.

Уравнение прямой примет следующий вид:

y = 2,841, + 710,406x – 1,389x2.

Коэффициент эластичности рассчитаем по формуле (4):

Полученный коэффициент эластичности, равный 1,41, означает, что с ростом цены на 1% продажа продукции предприятия растет на 1,41%, что подтверждает выводы об эластичности существующего спроса.


Спрогнозируем спрос на продукцию ТОО «Металлург» на основе рассчитанного коэффициента эластичности.

В 2019 году среднюю цену на продукцию, выпускаемую цехом столовых приборов и товаров народного потребления, планируется поднять на 15% для покрытия понесенных предприятием расходов. Исходя из рассчитанного выше коэффициента эластичности, определим прогнозируемое изменение спроса:

тнг.

Тогда, прогнозируемая отгрузка кухонных ножей в РК выразится в сумме 45 939,38  тнг.

3.3 Разработка стратегии маркетинга

В реализации предприятием своей продукции существует ряд проблем:

1) экспансия затнгежных товаров на внутреннем рынке, аналогичных выпускаемым ТОО «Металлург»;

2) неконкурентоспособность товара на рынке Республики Казахстан по ценовому фактору, в связи с отсутствием местного рынка сырья и ввозом основных и вспомогательных материалов из-за пределов РК;

3) медленное обновление морально и физически устаревшего оборудования;

4) использование торговой марки предприятия на поддельных видах аналогичной продукции (ножницы парикмахерские, крышка закаточная 1-82).

Решение нижеперечисленных задач создаст условия для дальнейшего продвижения продукции и закрепления своих позиций на рынках Республики Казахстани других регионах ближнего и дальнего затнгежья.

На сегодняшний день руководству предприятия следует делать акцент на выполнение следующих задач:

1) ориентация на потребителя. Максимальное удовлетворение требований и ожиданий клиентов будет благотворно влиять на уровень конкурентоспособности продукции и позволит нам уверенно смотреть в завтрашний день;

2) удовлетворенность потребителя определяется качеством товара, а отсюда постоянная работа над улучшением качества выпускаемой продукции;

3) обеспечение процесса управления ассортиментом производимой продукции. Сегодня нужно продавать то, что востребовано;

4) поиск надежных инвесторов и партнеров, с которыми возможно долгосрочное сотрудничество;

5) борьба за постоянного клиента, рост числа постоянных клиентов является стратегической задачей для бизнеса;

6) освоение новой конкурентоспособной продукции;

7) освоение новых рынков сбыта на основе маркетинговых исследований;

8) снижение издержек производства за счет повышения эффективности процессов и рационального использования всех видов ресурсов;

9) разработка новых видов потребительской упаковки современного дизайна;


10) снижение запасов готовой продукции.

Основной стратегической задачей маркетинга является ориентация на потребителя. Потребитель должен получить то, что он хочет, когда он этого хочет и в той форме, в какой он хочет. Необходимо улучшить отношения к потребителям не только в процессе их обслуживания, но и направить весь производственный процесс на удовлетворение их потребностей.

Для достижения поставленных целей, предприятие может использовать следующие направления развития маркетинговой и производственной деятельности:

1) систематически осуществлять анализ рынков продаж в Казахстане и для проведения гибкой ценовой политики;

2) продолжать работу по разработке современной индивидуальной упаковки продукции, поступающей в торговую сеть. При этом рекомендуется применять термоусадочную пленку, упаковку-подложку, блистерную упаковку и другие виды упаковки. Индивидуальная упаковка должна быть недорогой и в цене изделия занимать незначительную долю, ее использование позволит улучшить товарный вид, придать продукции большую привлекательность и узнаваемость товарной марки «Крамет»;

3) заниматься продвижением на рынок новых видов изделий;

4) провести работу по улучшению качества выпускаемой продукции, нового дизайна столовых приборов и ножниц;

5) проводить поиск новых потенциальных потребителей продукции ТОО «Металлург» с целью увеличения объема продаж;

6) обеспечить участие в выставках, ярмарках и других рекламных мероприятиях, проводимых в Республике Казахстан и других регионах;

7) рекламировать продукцию предприятия в средствах массовой информации (интернет, радио, телевидение, периодическая печать), а также в журналах, каталогах и т.п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуемое предприятие в условиях рыночной экономики значительное внимание уделяет проблемам оптимизации процесса продвижения товаров от производителя к потребителю. Результаты хозяйственной деятельности во многом зависят от того, насколько правильно выбраны каналы распределения товаров, методы их сбыта, от широты ассортимента. При высокой концентрации рынка в одном районе, разбросе потребителей в другом и небольшом спросе на продукцию одной номенклатурной позиции предприятие использует смешанные каналы товародвижения. Жизнь в условиях изобилия привела потребителей к убеждению, что удобство приобретения товара – неотъемлемая принадлежность нормального образа жизни. А это означает, что потребитель требует хорошего ознакомления с товарным набором; минимума времени на приобретение товара; максимума удобств до, во время и после покупки.