Файл: Прогнозная оценка спроса на рынке товаров (услуг) (Содержание исследования рынка товаров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 2.2 — Динамика объемов отгрузки продукции ТОО «Металлург» по кварталам 2017 – 2018 гг.

2.3 Изучение покупательского спроса на предприятии ТОО «Металлург»

2.3.1 Анализ рынков сбыта предприятия

На экспорт в 2018 г. отгружались только ножницы, как самая конкурентная по ценовому фактору продукция. Заявки по ножницам выполнялись в полном объеме и своевременно. Доставку продукции производили в г. Астана до транспортно-экспедиционных компаний.

Основными конкурентами ТОО «Металлург» на территории СНГ по-прежнему остаются Казахстанские и Российские предприятия-производители

Цены на столовые приборы, кухонные принадлежности и наборы у большинства российских производителей по многим позициям ниже цен ТОО «Металлург». Одной из причин данной ситуации является наличие более дешевого сырья, низких тарифов на энергоресурсы, более низкой налоговой нагрузки. В данный период на рынках очень сильная конкуренция со стороны производителей дальнего затнгежья, основными поставщиками продукции которых являются фирмы Китая, Турции, Индии, Италии, Испании, Германии и Чехии.

2.3.2 Изучение покупательского спроса

Объективная рыночная политика должна строиться таким образом, чтобы в начале анализировались цены, которые могут быть получены предприятием за свои товары, а потом определялись объемы производства товаров и рынка сбытов. Однако в реальной жизни условия складываются так, что на первое место выдвигаются желаемые объемы продаж и покупатели, которым эти объемы могут быть предложены.

На предприятии ТОО «Металлург» специалисты-маркетологи часто обращаются к результатам маркетинговых исследований, исследования потребительских предпочтений проходят здесь на регулярной основе. Остановимся подробнее на результатах последнего исследования.

Опрос проводился в форме анкетирования методом семантического дифференциала и показал, как варьируется значимость показателей, влияющих на покупку продукции предприятия. Основным партнерам и покупателям были предложены опросные листы, содержащие пять различных шкал (Приложение Г). Таким образом, предполагалось, что человек, который думает, что товар является продуктом исключительного качества, сделает отметку над пунктом в графе 1. С другой стороны, человек, считающий, что тот же самый товар обладает очень плохим качеством, сделает отметку в графе 6. Четвертая графа представляет нейтральную позицию.

По всем группам товаров было получено и обработано 40 анкет. Для расчета среднего балла было подсчитано количество баллов по каждой графе каждой товарной группы. Этот общий балл затем разделили на количество заполненных анкет для того, чтобы получить средний балл по группе товаров в целом (таблица 2.8). Для наглядности результаты расчетов могут быть представлены в виде графиков (рисунок 2.3 – 2.4).


Таблица 2.8 — Средние баллы по группам товаров, произведенных ТОО «Металлург»

Наименование показателя

Товарные группы

Средний балл

Кухонные ножи

Столовые приборы

Кухонные принадлеж-ности

Столовая посуда

Ножницы

Количество анкет

7

9

9

4

11

Качество

1,4

4,9

2,6

2,5

3,6

3,0

Цена

5,4

6,7

4,6

5

6,0

5,5

Реклама

3,4

3,8

4,4

6,3

6,2

4,8

Дизайн

2,7

5,8

2,8

5

,3

5,5

4,8

Упаковка

3,4

5,4

3,4

6,0

6,3

4,9

Рисунок 2.3 — Покупательские предпочтения по группам продукции

Рисунок 2.4 — Покупательские предпочтения по группам продукции

Средний балл всей продукции предприятия ТОО «Металлург» составляет 4,7 балла, что говорит о довольно нейтральном отношении потребителей к продукции. Сложившаяся ситуация может быть результатом отсутствия рекламы в средствах информации. Это связано с тем, что стоимость рекламных услуг СМИ в Казахстане и в России значительно возросла и размещать рекламную информацию часто стало не выгодно. Поэтому основными средствами рекламы продукции стали газеты и журналы, так как они позволяют максимально охватить рынок сбыта продукции и сделать это своевременно, при этом существует возможность повторного контакта с покупателем.

К тому же, на предприятии проводятся такие рекламные мероприятия, как распределение образцов. Образцы продукции высылаются почтой, передаются конкретным потребителям на выставках и ярмарках, переговорах по поставке продукции. Этот метод хоть и самый дорогой, но достаточно эффективный позволяет визуально изучить образцы продукции.


Средний балл по шкале «цена продукции» составляет 5,5 баллов. Цены на столовые приборы, кухонные принадлежности и наборы у большинства российских производителей по многим позициям ниже цен ТОО «Металлург». Одной из причин данной ситуации является наличие более дешевого сырья, низких тарифов на энергоресурсы, более низкой налоговой нагрузки.

Средний балл по шкале «качество продукции» составляет 3,0 балла, что несколько выше среднего значения и говорит о том, что качество — одна из положительных характеристик выпускаемой продукции. Этого удалось достигнуть в результате модернизации действующего производства (п. 2.1).

В большинстве случаев продукция реализуется без упаковки, при этом средний балл составил 4,9, что говорит о небольшой значимости данного фактора для данных товаров. Предприятию следует продолжать работу по разработке современной индивидуальной упаковки продукции, поступающей в торговую сеть. При этом рекомендуется применять термоусадочную пленку, упаковку-подложку, блистерную упаковку и другие виды упаковки. Индивидуальная упаковка должна быть недорогой и в цене изделия занимать незначительную долю, ее использование позволит улучшить товарный вид, придать продукции большую привлекательность и узнаваемость товарной марки «Крамет».

Как видно из графиков, из всей номенклатуры товаров, выпускаемых предприятием, наихудшее представление у покупателей сложилось о столовых приборах и ножницах. Это связано с ростом на данном сегменте рынка конкуренции со стороны производителей дальнего затнгежья, основными из которых являются фирмы Китая, Турции, Индии, Италии, Испании, Германии и Чехии. Данные компании позиционируют как элитный. Технические параметры качества продукции соответствуют всем требуемым нормативам, поэтому в данном случае можно говорить о том, что у предприятия отсутствует хорошо проработанный имидж и товарная марка мало знакома потребителям. Предприятию придется использовать все, в том числе и не очень значимые, факторы роста спроса на продукцию.

3ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОО «МЕТАЛЛУРГ» И РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА

3.1 Прогнозирование спроса с использованием экономико-математического моделирования

В таблице 3.1 приведены данные по отгрузке продукции ТОО «Металлург». Для достижения наибольшей достоверности используем данные за трехлетний период — 2017 – 2018 годы. Также в таблице приведены расчетные данные для осуществления прогнозирования: абсолютные приросты, цепные и базисные темпы роста, абсолютные значения одного процента прироста по годам.


Таблица 3.1 — Исходные данные для осуществления прогнозирования

Период

Отгрузки,

тыс. т.

Абсолютный прирост, тыс. т

Темп роста цепной, %

Темп роста базисный, %

Январь 2016

798,7

-

100,00

100,00

Февраль 2016

857,1

58,4

107,32

107,32

Март 2016

1064,9

207,8

124,24

133,33

Апрель 2016

1011,2

-53,7

94,95

126,60

Май 2016

1082,1

71,0

107,02

135,49

Июнь 2016

1297,3

215,2

119,89

162,43

Июль 2016

1420,2

122,9

109,47

177,82

Август 2016

1429,5

9,3

100,66

178,98

Сентябрь 2016

1057,0

-372,5

73,94

132,35

Октябрь 2016

836,1

-220,9

79,10

104,69

Ноябрь 2016

944,0

107,9

112,90

118,19

Декабрь 2016

779,2

-164,8

82,54

97,56

Январь 2017

916,5

137,3

117,63

114,75

Февраль 2017

1051,9

135,4

114,77

131,70

Март 2017

1258,2

206,3

119,62

157,54

Апрель 2017

1604,5

346,3

127,52

200,90

Май 2017

2097,0

492,4

130,69

262,55

Июнь 2017

1931,5

-165,5

92,11

241,84

Июль 2017

2161,3

229,8

111,90

270,61

Август 2017

2962,5

801,2

137,07

370,92

Сентябрь 2017

2300,6

-661,9

77,66

288,05

Октябрь 2017

1968,3

-332,3

85,55

246,44

Ноябрь 2017

1811,9

-156,3

92,06

226,87

Декабрь 2017

1839,2

27,2

101,50

230,28

Январь 2018

1938,3

99,1

105,39

242,68

Февраль 2018

2369,5

431,2

122,25

296,68

Март 2018

2960,6

591,1

124,95

370,69

Апрель 2018

2405,9

-554,7

81,26

301,24

Май 2018

2993,8

587,9

124,43

374,84

Июнь 2018

3046,7

52,9

101,77

381,47

Июль 2018

3364,9

318,2

110,45

421,31

Август 2018

3231,3

-133,6

96,03

404,58

Сентябрь 2018

2901,8

-329,5

89,80

363,32

Октябрь 2018

2360,0

-541,7

81,33

295,49

Ноябрь 2018

2640,4

280,4

111,88

330,60

Декабрь 2018

2892,4

252,0

109,54

362,15


Определим средние величины уровня ряда, абсолютного прироста, темпов роста и прироста (таблица 3.2).

На основании полученных данных можно дать прогноз на 2019 год.

Таблица 3.2 — Расчёт средних величин

Средняя величина абсолютного прироста, тыс. т.

Средняя величина темпа роста цепного, %

Средняя величина темпа роста базисного, %

59,821

104,977

235,063

1 Прогнозирование на основе среднего уровня ряда

Данный метод используется, если явление обладает высокой степенью инерционности. В этом случае точечная оценка прогнозного значения принимается равной среднему уровню ряда, представленного в таблице 3.1.

Прогноз на январь 2019 года — 1877,4 тыс. т.

При использовании данного способа прогнозирования считают, что значения исследуемого явления колеблются вокруг среднего уровня и эта тенденция сохранится в будущем.

Прогнозирование на основе среднего абсолютного прироста

Если цепные абсолютные приросты рассматриваемого ряда динамики приблизительно постоянны, то развитие явления можно описать линейной функцией. В этом случае возможно применение метода прогнозирования на основе среднего абсолютного прироста (формула 1.2).

Последняя отгрузка продукции с предприятия ТОО «Металлург» составила 2 892,4 тыс. р., рассчитанный средний абсолютный прирост — 59,821 тыс. р. Тогда в 2019 г. можно ожидать следующие значения отгрузки (таблица 3.3):

Таблица 3.3 — Прогнозирование показателей отгрузки продукции ТОО «Металлург» на основе среднего абсолютного прироста

Период

Расчет

Прогноз на 2019 г., тыс. р.

Январь

1791,4 + 59,821 ∙ 1

2952,2

Февраль

1791,4 + 59,821 ∙ 2

3012,1

Март

1791,4 + 59,821 ∙ 3

3071,9

Апрель

1791,4 + 59,821 ∙ 4

3131,7

Май

1791,4 + 59,821 ∙ 5

3191,5

Июнь

1791,4 + 59,821 ∙ 6

3251,3

Июль

1791,4 + 59,821 ∙ 7

3311,2

Август

1791,4 + 59,821 ∙ 8

3371,0

Сентябрь

1791,4 + 59,821 ∙ 9

3430,8

Октябрь

1791,4 + 59,821 ∙ 10

3490,6

Ноябрь

1791,4 + 59,821 ∙ 11

3550,4

Декабрь

1791,4 + 59,821 ∙ 12

3610,3