Файл: Выбор стиля руководства в организации (Основные понятия и факторы формирования стиля руководства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с ситуационной теорией П. Херсли и К. Бланшара применение того или иного стиля зависит от степени зрелости подчиненных, их способности отвечать за свое поведение, образования и опыта решения конкретных задач, внутреннего желания достичь поставленных целей.

В свете этого Херсли и Бланшар сформулировали четыре основных стиля руководства, суть самого простого из которых заключается в указаниях незрелым, не способным и не желающим отвечать за результаты своей работы сотрудникам, что и как нужно делать. Здесь руководитель должен ориентироваться в первую очередь на решение организационно-технических проблем, а затем уже на налаживание человеческих отношений и создание коллектива. [32]

Для сотрудников, обладающих средним уровнем зрелости, когда они уже хотят брать на себя ответственность, но не могут делать этого, предпочтителен стиль руководства, сочетающий в равной мере ориентацию на организационную сторону дела, с одной стороны, и на коллективность -- с другой.

Когда сотрудники могут, но не хотят отвечать за решение поставленных задач, несмотря на наличие для этого всех условий и обладание достаточной подготовленностью, самым подходящим считается стиль, предполагающий их участие в принятии решений.

В настоящее время все большее распространение получает концепция атрибутивного подхода к выбору стиля руководства. B основе этой концепции, в отличие от других моделей, лежит реакция руководителя не столько на само поведение подчиненных как таковое, сколько на причины, его вызвавшие. При этом руководитель основывается на трех основных видах информации: о том, насколько поведение подчиненного обусловлено особенностями задания; о том, насколько оно стабильно, и о том, насколько оно уникально. [15, c. 59]

Опираясь на демократический стиль, необходимо максимально предоставить свободу сотрудникам в выполнении поставленных перед ними задач. Одновременно необходимо определить контрольные точки для проверки, а возможно и корректировки хода выполнения задания, т.к. пользуясь чрезмерной свободой, подчиненные, не понимая конечной цели, могут решать поставленные задачи не в том направлении.

1.3 Выбор стиля руководства при рыночном управлении компанией

По словам Ф. Тейлора, «управлять - это значит знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешёвым способом». [16, c. 452]


Руководителю трудно выбрать стиль, который устроил бы всех его подчиненных. Стиль работы складывается подсознательно и постепенно, пока не определиться совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них, позволяющих находить наиболее эффективное и правильное решение.

На формировании стиля руководства сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом - в других). [22]

Для осуществления контроля руководителем над ситуацией определяют следующие три переменные. [18, c. 298]

  1. Отношения руководителя с подчиненными. Данная переменная отражает уровень поддержки, уважения и доверительности, испытываемых и проявляемых подчиненными по отношению к руководителю.
  2. Структурированность работы. Эта переменная отражает уровень структурированности решаемых группой проблем или выполняемых ими заданий и может измеряться рядом составляющих, например:
  3. ясность цели, т.е. степень, с которой проблема или задание четко сформулированы и доведены до исполнителей;
  4. множественность средств по достижению цели, т.е. степень возможности, использования различных способов достижения цели;
  5. обоснованность решения, т.е. степень приближенности полученного решения к тому, что ожидалось при постановке задания;
  6. специфичность решения, т.е. степень возможности возникновения альтернативных решений.

Следует учитывать, что в условиях структурированности работы возникает более четкое понимание, что и как делать, и руководитель получает в данной ситуации больший контроль над исполнителями.

  1. Должностные позиции руководителя. Данная переменная отражает уровень формальной власти руководителя, получаемой им на основе занимаемой позиции, т.е. должности. Например, достаточность этой позиции, чтобы вознаграждать или наказывать подчиненных, повышать их в должности или увольнять.

Стиль управления, ориентированный на укрепление коллектива и поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными, но если взаимоотношения хорошие, то люди в основном благожелательно выполнят предъявляемые к ним требования. В этих условиях ориентация на организационную сторону может вызвать конфликт, в результате которого и без того слабое влияние руководителя на подчиненных упадет еще ниже. Ориентация же на человеческие отношения может повысить влияние руководителя и улучшить его отношения с подчиненными. [21]


Другую модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, предложили Т. Митчел и Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути. [17, c. 115]

В неоднозначных ситуациях используется инструментальный стиль, поскольку руководитель лучше видит ситуацию в целом и его указания могут служить для подчиненных хорошим ориентиром. Однако при этом с указаниями нельзя «перебарщивать», так как исполнители могут принять это за чрезмерный контроль.

В. Врум и Ф. Йеттон считали, что в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления: [1, c. 493]

  1. руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации;
  2. руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение;
  3. руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с учетом их принимает собственное решение;
  4. руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывают общее мнение;
  5. руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.

При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями: [7, c. 158]

  • наличие достаточной информации и опыта у подчиненных;
  • уровень требований, предъявляемых к решению;
  • четкость и структурированность проблемы;
  • степень причастности подчиненных к делам организации и необходимость согласовывать с ними решения;
  • вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку исполнителей;
  • заинтересованность исполнителей в достижении целей;
  • степень вероятности возникновения конфликтов между подчиненными в результате принятия решений.

На основе вышеизложенных критериев руководитель один из 5 выше перечисленных стилей руководства. Отличительная особенность каждой модели в том, что большой упор делается на изучении ситуации, а не на личность руководителя.


2. Анализ стиля управления в ООО фирма «Граф»

2.1 Краткая характеристика организации ООО «Граф»

Особенности осуществления стиля руководства анализировались на примере рекламного агентства ООО «Граф».

Данная организация в качестве объекта исследования была выбрана не случайно, так как в рекламном бизнесе очень важен грамотный подход к руководству, так как работа рекламного агентства на всех уровнях взаимодействия очень сложный и кропотливый процесс, требующий профессионализма от всех его участников. При организации качественного взаимодействия всех подразделений рекламного агентства, создается высококачественный рекламный продукт, который впоследствии успешно реализуется в процессе проведения рекламной кампании.

Общество с ограниченной ответственностью «Граф» является юридическим лицом и действует на основании Устава предприятия и законодательства Российской Федерации с 2006 года. Права и обязанности юридического лица ООО «Граф» приобрело с даты его регистрации 01.03.2011 г. [29]

Общество имеет обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может приобретать от своего имени имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть ответчиком и истцом в суде.

ООО «Граф» несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Учредитель несет риск убытков, связанных с деятельностью предприятия в пределах стоимости внесенного вклада, в том числе недовнесенной части.

Регион: Краснодарский край

Юридический адрес: 350000, г. Краснодар, ул. Бабушкина 52.

Является частным предприятием.

Осовной целью ООО фирмы «Граф» является:

  • оказание услуг и выполнение работ для физических и юридических лиц;
  • получение прибыли от основных видов деятельности.

Основными видами деятельности предприятия являются предоставление рекламных услуг, производство и реализация продукций для наружной рекламы.

Рекламное агентство «Граф» осуществляет свою деятельность в г. Краснодаре и по Краснодарскому краю.

Область деятельности общества включает в себя:

  • широкоформатная печать
  • создание, монтаж/демонтаж наружной рекламы любой конфигурации и сложности;
  • профессиональные маркетинговые исследования;
  • оформление транспортной рекламы (наружной и внутренней);
  • любой вид полиграфии;
  • изготовление сувенирной продукции;
  • дизайнерские услуги.

Компания занимает на рынке по предоставлению услуг одно из ведущих мест. Агентство сотрудничает с такими организациями как:

  • НК «Роснефть»
  • ООО «Икеа Мос»
  • ПАО «Сбербанк»
  • ООО «Техноавиа» и др.

Потенциальными потребителями продукции являются как юридические лица, учебные учреждения, бюджетные организации, так и самый широкий круг населения со средними доходами.

Компания «Граф» работает со своими клиентами с отсрочкой платежей за оказанные услуги, что привлекает не только малые организации, но и крупные предприятия т.к. рекламные услуги, в частности полиграфия и широкоформатная печать являются срочным продуктом.

Отличительными плюсами агентства «Граф» являются качество, сроки и цены на оказание рекламных услуг.

На производстве используется новейшее импортное оборудование, позволяющее обеспечивать высочайшее качество продукции. Основные преимущества, ООО фирмы «Граф» - широкий ассортимент, оригинальные дизайнерские решения, гарантированное качество производимой рекламной продукции.

2.2 Организационная структура ООО «Граф»

Главной задачей организационной структуры рекламного агентства «Граф» является установление взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работников. Эти отношения устанавливаются посредством делегирования, которое означает передачу полномочий и задач лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. [20, c. 92]

На предприятии четко распределены полномочия и меры ответственности по каждой должности. Каждый понимает, что от него ждут, и кто на него опирается. Структура управления на предприятии – линейная.

Положительные черты данной функции:

  • единство и четкость распорядительства;
  • согласованность действий исполнителей;
  • повышение ответственности руководителей подразделений;
  • оперативность принятия решений.

К отрицательным относятся:

  • необходимость разносторонних знаний и опыта по всем функциям управления и сфер деятельности руководителя;
  • перегрузка руководителя информацией.

Линейная структура эффективна только в малых компаниях, осуществляющих несложные производственные процессы и не имеющие широкие кооперационные связи между отделами.

Так как ООО «Граф» занимается производством рекламной продукции и оптово-розничной продажей, то данная структура как нельзя лучше подходит для данной организации (рис.2) [31]