Файл: Выбор стиля руководства в организации (Основные понятия и факторы формирования стиля руководства).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования стиля руководства в организации
1.1 Основные понятия и факторы формирования стиля руководства
1.2 Классификация стилей руководства
1.3 Выбор стиля руководства при рыночном управлении компанией
2. Анализ стиля управления в ООО фирма «Граф»
2.1 Краткая характеристика организации ООО «Граф»
2.2 Организационная структура ООО «Граф»
2.3 Стиль руководства в ООО «Граф»
3. Основные направления совершенствования и повышение уровня стиля руководства в ООО «Граф»
3.1. Формирование нового стиля руководства в ООО «Граф»
3.2 Мероприятия по повышению уровня стиля руководства в ООО «Граф»
В соответствии с ситуационной теорией П. Херсли и К. Бланшара применение того или иного стиля зависит от степени зрелости подчиненных, их способности отвечать за свое поведение, образования и опыта решения конкретных задач, внутреннего желания достичь поставленных целей.
В свете этого Херсли и Бланшар сформулировали четыре основных стиля руководства, суть самого простого из которых заключается в указаниях незрелым, не способным и не желающим отвечать за результаты своей работы сотрудникам, что и как нужно делать. Здесь руководитель должен ориентироваться в первую очередь на решение организационно-технических проблем, а затем уже на налаживание человеческих отношений и создание коллектива. [32]
Для сотрудников, обладающих средним уровнем зрелости, когда они уже хотят брать на себя ответственность, но не могут делать этого, предпочтителен стиль руководства, сочетающий в равной мере ориентацию на организационную сторону дела, с одной стороны, и на коллективность -- с другой.
Когда сотрудники могут, но не хотят отвечать за решение поставленных задач, несмотря на наличие для этого всех условий и обладание достаточной подготовленностью, самым подходящим считается стиль, предполагающий их участие в принятии решений.
В настоящее время все большее распространение получает концепция атрибутивного подхода к выбору стиля руководства. B основе этой концепции, в отличие от других моделей, лежит реакция руководителя не столько на само поведение подчиненных как таковое, сколько на причины, его вызвавшие. При этом руководитель основывается на трех основных видах информации: о том, насколько поведение подчиненного обусловлено особенностями задания; о том, насколько оно стабильно, и о том, насколько оно уникально. [15, c. 59]
Опираясь на демократический стиль, необходимо максимально предоставить свободу сотрудникам в выполнении поставленных перед ними задач. Одновременно необходимо определить контрольные точки для проверки, а возможно и корректировки хода выполнения задания, т.к. пользуясь чрезмерной свободой, подчиненные, не понимая конечной цели, могут решать поставленные задачи не в том направлении.
1.3 Выбор стиля руководства при рыночном управлении компанией
По словам Ф. Тейлора, «управлять - это значит знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешёвым способом». [16, c. 452]
Руководителю трудно выбрать стиль, который устроил бы всех его подчиненных. Стиль работы складывается подсознательно и постепенно, пока не определиться совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них, позволяющих находить наиболее эффективное и правильное решение.
На формировании стиля руководства сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом - в других). [22]
Для осуществления контроля руководителем над ситуацией определяют следующие три переменные. [18, c. 298]
- Отношения руководителя с подчиненными. Данная переменная отражает уровень поддержки, уважения и доверительности, испытываемых и проявляемых подчиненными по отношению к руководителю.
- Структурированность работы. Эта переменная отражает уровень структурированности решаемых группой проблем или выполняемых ими заданий и может измеряться рядом составляющих, например:
- ясность цели, т.е. степень, с которой проблема или задание четко сформулированы и доведены до исполнителей;
- множественность средств по достижению цели, т.е. степень возможности, использования различных способов достижения цели;
- обоснованность решения, т.е. степень приближенности полученного решения к тому, что ожидалось при постановке задания;
- специфичность решения, т.е. степень возможности возникновения альтернативных решений.
Следует учитывать, что в условиях структурированности работы возникает более четкое понимание, что и как делать, и руководитель получает в данной ситуации больший контроль над исполнителями.
- Должностные позиции руководителя. Данная переменная отражает уровень формальной власти руководителя, получаемой им на основе занимаемой позиции, т.е. должности. Например, достаточность этой позиции, чтобы вознаграждать или наказывать подчиненных, повышать их в должности или увольнять.
Стиль управления, ориентированный на укрепление коллектива и поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными, но если взаимоотношения хорошие, то люди в основном благожелательно выполнят предъявляемые к ним требования. В этих условиях ориентация на организационную сторону может вызвать конфликт, в результате которого и без того слабое влияние руководителя на подчиненных упадет еще ниже. Ориентация же на человеческие отношения может повысить влияние руководителя и улучшить его отношения с подчиненными. [21]
Другую модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, предложили Т. Митчел и Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути. [17, c. 115]
В неоднозначных ситуациях используется инструментальный стиль, поскольку руководитель лучше видит ситуацию в целом и его указания могут служить для подчиненных хорошим ориентиром. Однако при этом с указаниями нельзя «перебарщивать», так как исполнители могут принять это за чрезмерный контроль.
В. Врум и Ф. Йеттон считали, что в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления: [1, c. 493]
- руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации;
- руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение;
- руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с учетом их принимает собственное решение;
- руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывают общее мнение;
- руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.
При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями: [7, c. 158]
- наличие достаточной информации и опыта у подчиненных;
- уровень требований, предъявляемых к решению;
- четкость и структурированность проблемы;
- степень причастности подчиненных к делам организации и необходимость согласовывать с ними решения;
- вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку исполнителей;
- заинтересованность исполнителей в достижении целей;
- степень вероятности возникновения конфликтов между подчиненными в результате принятия решений.
На основе вышеизложенных критериев руководитель один из 5 выше перечисленных стилей руководства. Отличительная особенность каждой модели в том, что большой упор делается на изучении ситуации, а не на личность руководителя.
2. Анализ стиля управления в ООО фирма «Граф»
2.1 Краткая характеристика организации ООО «Граф»
Особенности осуществления стиля руководства анализировались на примере рекламного агентства ООО «Граф».
Данная организация в качестве объекта исследования была выбрана не случайно, так как в рекламном бизнесе очень важен грамотный подход к руководству, так как работа рекламного агентства на всех уровнях взаимодействия очень сложный и кропотливый процесс, требующий профессионализма от всех его участников. При организации качественного взаимодействия всех подразделений рекламного агентства, создается высококачественный рекламный продукт, который впоследствии успешно реализуется в процессе проведения рекламной кампании.
Общество с ограниченной ответственностью «Граф» является юридическим лицом и действует на основании Устава предприятия и законодательства Российской Федерации с 2006 года. Права и обязанности юридического лица ООО «Граф» приобрело с даты его регистрации 01.03.2011 г. [29]
Общество имеет обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может приобретать от своего имени имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть ответчиком и истцом в суде.
ООО «Граф» несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Учредитель несет риск убытков, связанных с деятельностью предприятия в пределах стоимости внесенного вклада, в том числе недовнесенной части.
Регион: Краснодарский край
Юридический адрес: 350000, г. Краснодар, ул. Бабушкина 52.
Является частным предприятием.
Осовной целью ООО фирмы «Граф» является:
- оказание услуг и выполнение работ для физических и юридических лиц;
- получение прибыли от основных видов деятельности.
Основными видами деятельности предприятия являются предоставление рекламных услуг, производство и реализация продукций для наружной рекламы.
Рекламное агентство «Граф» осуществляет свою деятельность в г. Краснодаре и по Краснодарскому краю.
Область деятельности общества включает в себя:
- широкоформатная печать
- создание, монтаж/демонтаж наружной рекламы любой конфигурации и сложности;
- профессиональные маркетинговые исследования;
- оформление транспортной рекламы (наружной и внутренней);
- любой вид полиграфии;
- изготовление сувенирной продукции;
- дизайнерские услуги.
Компания занимает на рынке по предоставлению услуг одно из ведущих мест. Агентство сотрудничает с такими организациями как:
- НК «Роснефть»
- ООО «Икеа Мос»
- ПАО «Сбербанк»
- ООО «Техноавиа» и др.
Потенциальными потребителями продукции являются как юридические лица, учебные учреждения, бюджетные организации, так и самый широкий круг населения со средними доходами.
Компания «Граф» работает со своими клиентами с отсрочкой платежей за оказанные услуги, что привлекает не только малые организации, но и крупные предприятия т.к. рекламные услуги, в частности полиграфия и широкоформатная печать являются срочным продуктом.
Отличительными плюсами агентства «Граф» являются качество, сроки и цены на оказание рекламных услуг.
На производстве используется новейшее импортное оборудование, позволяющее обеспечивать высочайшее качество продукции. Основные преимущества, ООО фирмы «Граф» - широкий ассортимент, оригинальные дизайнерские решения, гарантированное качество производимой рекламной продукции.
2.2 Организационная структура ООО «Граф»
Главной задачей организационной структуры рекламного агентства «Граф» является установление взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работников. Эти отношения устанавливаются посредством делегирования, которое означает передачу полномочий и задач лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. [20, c. 92]
На предприятии четко распределены полномочия и меры ответственности по каждой должности. Каждый понимает, что от него ждут, и кто на него опирается. Структура управления на предприятии – линейная.
Положительные черты данной функции:
- единство и четкость распорядительства;
- согласованность действий исполнителей;
- повышение ответственности руководителей подразделений;
- оперативность принятия решений.
К отрицательным относятся:
- необходимость разносторонних знаний и опыта по всем функциям управления и сфер деятельности руководителя;
- перегрузка руководителя информацией.
Линейная структура эффективна только в малых компаниях, осуществляющих несложные производственные процессы и не имеющие широкие кооперационные связи между отделами.
Так как ООО «Граф» занимается производством рекламной продукции и оптово-розничной продажей, то данная структура как нельзя лучше подходит для данной организации (рис.2) [31]