Файл: Выбор стиля руководства в организации (Основные понятия и факторы формирования стиля руководства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Стиль руководства – система способов воздействия на подчиненных для успешной работы всего коллектива и организации в целом. От стиля руководства зависит успех всей системы управления персоналом в организации (мотивация и стимулирование персонала, психологический климат в коллективе и др.), что в целом определяет успешную деятельность организации и динамику ее развития.

Успешным руководитель может стать только благодаря своим «суперспособностям» к грамотному управлению своим коллективом и направлять его. Важно не просто обладать уникальным стилем управления, но и уметь вносить необходимые коррективы.

Жизнедеятельность организации на протяжении всего его времени существования подвергается различным изменениям. В таких динамичных условиях функционирования важно развивать не только производственные мощности и персонал, а также менять рычаги и методы руководства.

Поэтому каждый успешный руководитель должен знать и активно применять на практике все стили, методы и инструменты влияния, которые наиболее подходят к сложившейся конкретной ситуации, чем и объясняется актуальность темы курсовой работы.

Сегодня проблемам изучения феномена руководства и лидерства посвящено множество исследований таких ученных, как Левин, Лайкерт, МакГрегор, Фидлер, Митчел и Хаус и др. Не обошли стороной вопросы классификации концепций управления человеком и такие отечественные ученные, как Л.И. Евенко, Т.Ю. Базаров, А.Я. Кибанов, С.Р. Филонович и др. Этими выдающимеся людьми было создано огромное количество теорий стилей руководства. Однако до сих пор ни кто не может определить, какой именно стиль является самым эффективным.

Сегодня проблема выбора стиля руководства обретает новые грани, исследования в этой области продолжаются, проводятся эксперименты, все наблюдения публикуются.

Объект - Общество с ограниченной ответственностью «Граф».

Предметом исследования выступает стиль руководства, применяемый в данной организации.

Целью курсовой работы является определение самого эффективного стиля руководства в организации.

Задачи:

  1. изучение и анализ теоретических основ формирования стилей руководства;
  2. анализ стиля управления в ООО «Граф»;
  3. определение основных направлений совершенствования и повышение уровня стиля руководства в ООО «Граф».


1. Теоретические основы формирования стиля руководства в организации

1.1 Основные понятия и факторы формирования стиля руководства

В процессе руководства реализуется деятельность по управлению человеческим трудом и поведением, то есть реализуется непосредственно власть.

Искусству руководить не обучают в образовательных учреждениях, его нельзя просто выучить. Уметь руководить – это прирожденное свойство, талант человека, которое можно лишь развить в течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и обучаясь, переосмысливая личный опыт.[18, c. 298]

Успешное руководство требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими себя как личностей, уровня их образованности, информированности и пр. Сплав перечисленных обстоятельств образует основу того, что принято называть подходом к руководству. Под последним понимается признанная в данный момент обществом совокупность принципов отношения к работнику, управления им.

До последней четверти XX столетия в большинстве организаций практиковался технократический подход к руководству людьми. В его рамках условно можно выделить три периода. [20, c. 146]

  1. Ранний технократизм исходил из того, что человек - придаток машины. Поэтому в первую очередь рекомендовалось совершенствовать технику и поменьше внимания обращать на работников. Это имело следствием жесточайшую эксплуатацию физических и духовных способностей людей (рабочий день доходил до 16 и даже 18 часов в сутки; к труду привлекались дети с 4-5 лет, предельно упрощались операции и происходила деквалификация прежде высококлассных мастеров).
  2. Классический технократизм признавал человека в производстве равным по значению машине. Это давало возможность осуществлять рационализацию трудовых операций с учетом особенностей и возможностей организма (антропологических, биомеханических и пр.), принимать меры по улучшению условий труда. Однако здесь полностью игнорировалась личность.
  3. Гуманистический технократизм предполагал уже обращение к человеку как таковому, но обезличенное (без учета индивидуальных особенностей и интересов каждого). Это порождало психические перегрузки, нежелание добросовестно выполнять свои обязанности, безответственность и в целом неэффективное использование возможностей работников.

В конце ХХ века все большую популярность стал завоевывать гуманистический подход к руководству. На смену ориентира на абстрактного человека, пришел новый ориентир, основанный на уникальности и неповторимости личности. В его рамках организация работы персонала и управление им все больше нацелены на создание возможности для людей трудиться с максимальной отдачей, получать удовлетворение от своей деятельности, отношений в коллективе, а главное - развивать и совершенствовать себя.

Перечисленные подходы к руководству людьми получили конкретное воплощение в соответствующих его стилях.

По мнению В.Р. Весенина стиль руководства – это совокупность способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. [6, c. 44]

Стиль руководства предопределяется особенностями организации и ее подразделений, существующим в них рядком ведения дел, позициями владельцев и высших менеджеров, преобладающей системой ценностей и типом культуры, случайными обстоятельствами.

В книге Л.П. Гапоненко «Общий и специальный менеджмент» представлено другое определение понятия стиля руководства. [14, c. 144]

Стиль руководства есть устойчивая манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая оказывать на них влияние и побуждать их к достижению целей организации. Лидерство - это способность влиять на личность и группы, а власть - это возможность воздействовать на поведение других. Современный руководитель - это человек, который одновременно является лидером и обладает властью.

Филонович С.Р. определяет стиль руководства как все то, что делает руководитель и как он себя ведет. [25]

Исходя из вышеприведенных понятий стиль руководства - поведение руководителя по отношению к своим подчиненным, с помощью которого он оказывает на них влияние, способствует достижению общей цели.

Стиль руководства определяет систему методов, приемов, образцов поведения, с помощью которых руководитель организует межличностные отношения в коллективе и воздействует на подчиненных для решения поставленных задач.

Способности руководителя реализовать властные полномочия находятся в непосредственной зависимости от стиля его работы. Стиль выражается в том, какими приемами руководитель побуждает подчиненных к согласию со своими решениями, к выполнению возложенных на них обязанностей и как он контролирует результаты их деятельности; стиль обнаруживается также во взаимоотношениях с контрагентами и вышестоящими руководителями.


Принятый стиль может служить характеристикой качества деятельности руководителя и руководящего органа, их способности создавать и воспроизводить в коллективе атмосферу, благоприятствующую высокопроизводительной работе. [1, c. 490]

Обычно стиль отличается устойчивостью, выражающейся в частом повторении тех или иных приемов руководства. Но эта устойчивость относительна, ведь стилю присущ и динамизм, весьма ценимый в руководителе.

В основе своей стиль объективен, так как определяется совокупностью социальных и экономических требований к руководящей деятельности. Но он окрашен индивидуальными качествами руководителя и неизбежно субъективен, индивидуален. Существенное воздействие на становление стиля оказывают интеллект и общая культура руководителя, уровень его профессиональной подготовки, особенности характера и темперамента, личностные нравственные ценности, умение создавать атмосферу увлеченности работой, нетерпимости ко всякого рода недостаткам. Таким образом, личные качества руководителя сказываются - непосредственно или опосредованно - на степени удовлетворенности трудом и на мотивации поведения подчиненных, характере их межличностных отношений, согласованности действий. Последнее весьма значимо; как говорил еще римский историк Саллюстий «при согласии незначительные дела вырастают, при несогласии величайшие гибнут». Таким образом, в стиле руководства различаются, с одной стороны, его общая объективная основа, а с другой - свойственные данному руководителю способы и приемы воздействия на людей.

Веснин В.Р., разделяя предшествующую точку зрения, указывает на то, что в руководстве подчиненными нет абсолютных истин, так как поведение людей не только рационально, но и иррационально. На него влияют как объективные условия, так и субъективные моменты. На практике успешное руководство - это функция трех переменных: руководителя, подчиненного и ситуации. Оно предполагает сочетание научных правил и процедур с искусством их применения. [19, c. 302]

В современных условиях функционирования в одной и той же компании можно использовать различные стили руководства попеременно и название этому явлению в менеджменте служит «метод двух ляп».

При формировании стиля руководство необходимо учитывать функции организации, половозрастную структуру коллектива, характер формальных и неформальных отношений в коллективе, с коллективом, установившиеся традиции и существующие ценности (рис.1.). Только в этом случае можно верно определить какой именно управленец требуется компании.


Рисунок 1 - Факторы, определяющие стиль руководства [11, c. 587]

Но не только внешние факторы могут влиять на выбор стиля управления. Одно из главных воздействий оказывают на стиль руководства индивидуальные характеристики руководителя: [13, c. 670]

  • физиологические (возраст, здоровье, пол);
  • психологические (эмоциональность, смелость, властность, упорство, участливость, харизма);
  • интеллектуальные (образованность, инновационность, гибкость мышления, знание дела, проницательность);
  • деловые (предприимчивость, речевая развитость, честность, ответственность, работоспособность, тактичность, уверенность).

Стиль руководства в значительной степени определяет результаты деятельности компании. И это вовсе не миф или преувеличение. В истории бизнеса есть очень много примеров, когда руководитель, используя прогрессивный стиль руководства, возглавляя отстающую компанию, в корне изменял ее жизнь, путем пробуждения творческих сил и энергии работников. Но больше примеров того, как при не верном выборе стиля происходило глобальное разрешение компаний.

Таким образом, опираясь на личные качества, каждый руководитель вырабатывает индивидуальный стиль работы. Но различия стилей не безграничны, поскольку зарождаются и изменяются в границах, определяемых объективными потребностями организации.

1.2 Классификация стилей руководства

Исследования в области менеджмента показывают, что наиболее сложным элементом их работы наряду с планированием и увольнением сотрудников является текущее руководство людьми, направление их поведения в нужную для организации сторону. Этот процесс осуществляется с помощью различных методов: авторитарных (автократических); демократических и либеральных.

К «одномерным» то есть обусловленным одним каким-то фактором, стилям управления относятся: авторитарный, демократический и либерально-попустительский.

Концептуальной основой авторитарного стиля управления и его «эксплуататорской» и «благожелательной» разновидностей является популярнейшая «Теория X и У» Дугласа Мак-Грегора, которая представлена в таблице 1. [12, c. 12]

Таблица 1

«Теория X и Y» Дугласа Мак-Грегора

Теория Х

Теория Y

Люди не жалуют трудовую деятельность, избегают любую работу.

Считается, что труд есть естественный процесс. При благоприятных условиях люди готовы работать лучше и больше.

Люди безответственны, нуждаются в контроле над ними. Потребность в защищенности.

Присутствует самоуправление и самоконтроль. Приобщение к работе на фоне вознаграждения.

Руководство с помощью принуждения, тотального контроля и угрозами наказания.

Более творческое решение проблем, частичное использование интеллектуального потенциала среднего человека.