Файл: Введение в педпрофессию(шпоры).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 1457

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Педагогическое воображение выражается в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением, что и при каких условиях получится из ученика в будущем, в способности прогнозировать развитие тех или иных его качеств.
Распределение внимания. Хороший учитель обладает высокоразвитой способностью распределять внимание между двумя и более деятельностями или объектами. Он внимательно следит за тем, как излагает материал, и в то же время держит в поле внимания всех учащихся, реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонимания, следит за собственным поведением (позой, жестами, мимикой, походкой).
Рассмотренные выше педагогические способности являются общепедагогическими, так как они необходимы каждому учителю независимо от учебного предмета, который он преподает. Но кроме этих способностей можно выделить специальные педагогические способности, связанные с преподаванием определенного предмета.




















































  1. Перцептивно-рефлексивные, дидактические, организаторские способности, их характеристика.

Перцептивно-рефлексивные способности- образуют органический комплекс познания собственных индивидуально-психологических особенностей, оценивания своего психического состояния, а также осуществления разностороннего восприятия и адекватного познания личности учащегося. Как и любые умения, они основаны на системе соответствующих знаний (закономерностей и механизмов межличностного познания и рефлексии, возрастной психологии детей, подростков, юношей) и определенных навыков. В структуру навыков входят три типа: 1) социально-перцептивные навыки; 2)рефлексивные; 3) интеллектуальные. Последние предполагают автоматизацию способов решения отдельных педагогических задач на самопознание и познание личности учащегося. Механизмы идентификации являются важнейшими в процессе познания педагогом личности учащегося. Именно со способностью понять и принять точку зрения учащегося, встать на его место и рассуждать с его позиции в существенной мере связаны адекватность, полнота и глубина познания личности учащегося. Все это возможно не только благодаря изначальным педагогическим способностям, но и специальным рефлексивно-перцептивным умениям, которые связаны со специфической чувствительностью педагога к собственной личности и к личности учащегося. От данных способностей зависит эффективность познания педагогом самого себя и личности другого человека.

Дидактические способности – это способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное – простым, непонятное, неясное – понятным.
Профессиональное мастерство, как мы его понимаем сегодня, включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно излагать материал, но и способность организовать самостоятельную работу учащихся, самостоятельное получение знаний, умно и тонко «дирижировать» познавательной активностью учащихся, направлять ее в нужную сторону.


Организаторские способности учителя проявляются в умелом планировании работы и в выполнении этого плана. Малоспособные учителя отличаются тем, что они никогда не укладываются в намеченные сроки, часто уже после звонка заканчивают урок. У хорошего же педагога проявляется чувство времени, представляющее собой специфическое восприятие, дающее возможность, почти не справляясь с часами, верно распределить работу так, чтобы кончить все, что намечено, точно к звонку. При этом учитель не спешит, так как спешка вредно отражается на усвоении, но и не "растягивает" объяснения и работу. Здесь, как и во всей работе педагога, имеет значение опыт, однако дело не только в нем. Существенную роль в организации работы учителя имеют некоторые особенности его психических процессов, в частности умение распределять свое внимание. Это качество позволяет учителю одновременно выполнять несколько дел: следить за своей речью, за объяснениями, за ответами и поведением учащихся, за временем, чтобы выполнять все намеченное. Для такого многолинейного распределения внимания необходим ряд условий: 1) отсутствие ненужного, вредного волнения, так как нервное напряжение очень уменьшает способность распределять внимание; 2) наблюдательность; 3) понимание внутреннего состояния детей в данный момент, умение в какой-то мере разбираться в их настроениях и намерениях по выражению лица, по отдельным движениям; 4) отличное знание того учебного материала, который преподается, и прочное овладение требуемыми навыками, так как это дает возможность учителю меньше сосредоточиваться на том, что он излагает или делает; 5) знание каждого ученика, его характерологических особенностей.













































  1. Понятие педагогической культуры, её основные компоненты.

Педагогическая культура - часть общей культуры, в которой в наибольшей степени отразились духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности. Педагогическую культуру можно рассматривать как динамическую систему педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения преподавателя. Это тот уровень образованности, с помощью которого передают профессиональные знания. Профессионально-педагогическая культура учителя выступает частью педагогической культуры как общественного явления. Носителями педагогической культуры являются люди, занимающиеся педагогической практикой как на профессиональном, так и на не профессиональном уровнях. Педагогическая культура -существенная составная часть общей культуры педагога, характеризующая глубину и основательность овладения им знаниями педагогической теории в ее постоянном развитии. Культура педагога выполняет ряд функций:
1) передача обучающимся знаний, способствующих формированию их мировоззрения;
2) развитие интеллектуальных возможностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер и психики;
3)обеспечение сознательного усвоения обучающимися нравственных принципов и навыков поведения в обществе;
4) формирование эстетического отношения к действительности;
5) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.
Важным компонентом педагогической культуры является педагогическая направленность, которая определенным образом соотносится с направленностью личности. Педагог выделила три типа направленности которые обусловливают выбор главных стратегий деятельности: 1) истинно педагогическая; 2) формально педагогическая; 3) ложно педагогическая. Только первая обеспечивает высокую эффективность деятельности. «Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета.
Известный российский педагог В.А. Сластенин выделяет следующие
компоненты профессионально-педагогической культуры:
1) аксиологический - образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования;
2) технологический- включает в себя способы и приемы педагогической деятельности учителя;
3)личностно-творческий- раскрывает механизм овладения педагогической деятельностью и ее воплощения как творческого акта.
В научной литературе встречается точка зрения на педагогическую культуру как совокупность трех групп компонентов.
В
первую группу компонентов педагогической культуры входят педагогическая позиция и профессионально-личностные качества педагога это личное отношение к определенным сторонам действительности, проявляющееся в соответствующем поведении.


Вторую группу компонентов педагогической культуры составляют педагогические знания и мышление. Согласно И.Я. Лернеру‚ знания бывают:
1) методологические - дают представления о путях познания педагогических явлений;
2) теоретические -объясняют и ориентируют педагогов на совершенствование педагогической теории;
3) общепедагогические прикладные -знания в отдельных областях педагогического процесса;
4) частноприкладные- знания по отдельным дисциплинам.
Согласно Е.В. Бондаревской, знания подразделяются на методологические, теоретические, технологические, методические.
Педагогическую культуру определяет не столько наличие знаний, сколько отношение к ним, зависящее от уровня мышления. Педагогическое мышление включает в себя: критическое мышление, творческую созидательную направленность мышления , проблемно-вариативное мышление.
К третьей группе компонентов педагогической культуры относятся профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности.
Выделяют три уровня педагогической культуры: репродуктивный; профессионально-адаптивный; профессионально-творческий.
Основными критериями в подготовке и оценке специалиста является профессионализм и мастерство. Процесс становления профессионала проходит несколько стадий. Мастерство -наивысший уровень овладения различными сторонами деятельности. Профессиональное мастерство включает следующие признаки: 1) владение специальными знаниями о целях, содержании‚ объектах и средствах труда; 2)владение специальными умениями, необходимыми на разных этапах деятельности; 3)владение специальными свойствами личности и характером, позволяющими осуществить процесс деятельности и получить искомый результат.





































  1. Сущность педагогического профессионализма, уровни и этапы его становления.

Профессионализм -это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. Педагогический профессионализм-следует понимать как совокупность психофизиологияеских и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения педагогической деятельности, обеспечивающих качественно новый уровень решения сложных профессионально-педагогических задач.

Профессиональный путь (восхождение) педагога начинается с низшего уровня и последовательно поднимается к высшим уровням. А.К. Маркова выделяет несколько уровней профессионализма:

Допрофессионализм- это такой уровень, когда учитель осуществляет педагогическую деятельность, не овладев еще нормами и правилами педагогической профессии, не обладая профессионально важными качествами. Профессионализм охватывает большую часть жизни педагога. Находясь на этом уровне, учитель последовательно овладевает качествами педагога-профессионала, нормами и правилами профессии, выполняет сначала работу по образцу, осуществляет квалифицированную педагогическую деятельность, более сознательно определяет свои цели в педагогическом труде.
Внутри уровня профессионализма исследователь выделяет несколько
этапов: 1)Этап адаптации учителя к педагогической профессии.-первичное усвоение педагогических норм и правил этикета педагога, необходимых приемов обучения и воспитания учащихся разного уровня развития и возраста. 2) Этап самоактуализации учителя в профессии. На данном этапе происходит глубокое осознание педагогом личностных и профессиональных возможностей саморазвития средствами профессии, осознания своих позитивных качеств и сглаживания негативных. 3) Этап свободного владения учителем своей профессией, проявляющийся в форме мастерства, гармонизации учителя с педагогической профессией. На этом этапе происходит усвоение высоких педагогических стандартов, а также воспроизведение методических рекомендаций в области воспитания и обучения детей, методов, приемов, средств и технологий.
Именно на этом этапе профессионального становления рождаются учителя мастера своего дела. Педагогическое мастерство- высокий уровень овладения педагогической деятельностью, комплекс умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-воспитательной деятельностью.
Педагогический талант -высшая степень способностей личности к педагогической деятельности, ее одаренности.
Суперпрофессионализм - характеризует педагогическую деятельность педагога в ее расцвете, на вершине , в ее высших достижениях и творческом расцвете. Главная особенность этого уровня профессионализма - выход человека за пределы педагогической профессии, творческое обогащение ее своим личным вкладом. Внутри этого уровня выделяется несколько этапов, которые проходит педагог.
1. Этап свободного владения педагогической профессией в форме творчества. Педагогическое творчество- нахождение новых, нестандартных способов решения профессионально-педагогических задач. На этом этапе педагог стремится обогатить педагогическую профессию личным вкладом, щедро делясь авторскими находками с коллегами через выступления на совещаниях и т.п. Именно на этом этапе профессионализма педагог достигает своей профессиональной вершины.
2. Этап преобразования педагогического процесса. Педагогическое новаторство деятельность по внесению и осуществлению новых, прогрессивных идей, методов, приемов и технологий в педагогический процесс.
Постпрофессионализм. Через этот уровень проходят все, кто достигает пенсионного возраста и остается в педагогической профессии, и те, кто пришел в педагогическую профессию из другой сферы деятельности. На этом уровне педагог может оказаться профессионалом в прошлом, или быть желанным консультантом, советчиком, наставником, экспертом, щедро и ненавязчиво дарящим свой опыт молодым коллегам. Этот уровень может дать возможность педагогу обрести новые грани профессионализма, состоящие в помощи и духовном обогащении других людей.
Непрофессионализм. Этот уровень стоит особняком. Он не совпадает с допрофессиональным уровнем, когда у будущего педагога отсутствуют необходимые знания. Педагоги этого уровня могут осуществлять внешне активную педагогическую деятельность, однако при этом проявляются деформации в становлении их как профессионалов. В отдельных случаях педагог может выполнять работу, не соответствующую нормам профессии, что может проявляться в излишней назидательности, самоуверенности, завышенной самооценке, догматичности взглядов, наличии жестких стереотипов, отсутствии гибкости в работе с детьми и др.


Одним из аспектов становления педагогического профессионализма является педагогическая компетентность. Педагогическая компетентность -это необходимый и достаточный уровень знаний, т.е. совокупность освоенного опыта и способность его использовать для решения профессиональных задач педагогическими средствами. Педагогическая компетентность так же, как и педагогический профессионализм, характеризует степень соответствия педагога требованиям педагогической профессии и позволяет ему действовать самостоятельно и ответственно. Существуют разные виды профессиональной компетентности педагога; социально-личностная, профессионально-педагогическая, специальная, индивидуальная, которые могут быть развиты в разной степени у конкретного педагога.



































21. Инновационная деятельность,ее структура

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики: проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого- педагогической науки в практику. Учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик.

Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:

Во-первых, инновационная деятельность учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.

В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности.


В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, появление новых типов учебных заведений создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. и др. определяют следующие критерии педагогических новшеств: новизна, оптимальность (затрата сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов), высокая результативность (устойчивость положительных результатов в деятельности учителей), возможность творческого применения инновации в массовом опыте. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент "сопротивления" учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогическим инновациям.







































































22. Мастерство, новаторство и творчество в деятельности учителей РБ.
Определяя качество учебно-воспитательной работы учителей, обычно имеют в виду осмысленность, глубину и прочность знаний учащихся, их умственное развитие, нравственную и эстетическую воспитанность, т. к. эффективность педагогической деятельности оценивается только по ее результатам. Результаты профессиональной деятельности могут быть разными. От чего они зависят?

От степени владения человеком основами и секретами профессии. В каких категориях мы обычно описываем уровень владения человеком профессиональными навыками? – профессионализм, мастерство, творческий подход и т.п. Вот. Что писал на эту тему наш с вами соотечественник, педагог, учитель, ученый, автор знаменитого учебника по педагогике академик Иван Федорович Харламов: “Есть просто умелый учитель, который работает на обычном профессиональном уровне, и есть тот, кто проявляет высокое мастерство и творчество, своими находками обогащает искусство обучения и воспитания. Есть и преподаватели, которые поднимаются до уровня педагогического новаторства, вносят существенные изменения в школьную практику”.

Рассмотрим подробнее понятия “творчество”, “новаторство”, “мастерство”. Известно, что развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действительности и лишь затем к ее творческому преобразованию. В равной мере это относится и к эволюции сознания и деятельности педагога. Как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд работник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее творческого начала. Творчество – это всегда создание чего-то нового на основе преобразования познанного. Новизна и преобразование – две наиболее существенные характеристики творчества. Педагогическое творчество не является исключением.