Файл: Введение в педпрофессию(шпоры).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 1451

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Творчество – это вид человеческой деятельности, у этой специфической деятельности есть признаки, характеризующие ее как целостный процесс:
1.наличие проблемной ситуации или творческой задачи
2.социальная или личная значимость и прогрессивность,которая вносит вклад в развитие общества и личности(антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, — это не творчество, а варварство)
3.наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества
4.наличие субъективных (личностных качеств — знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества
5.новизна и оригинальность процесса или результата.

Такой подход к сущности творчества согласуется с идеями гуманистической педагогики, с развитием личности, культуры и общества. Творчество обусловлено творческим потенциалом личности педагога, который, если вести речь о педагоге, формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого- педагогических и предметных знаний, новых идеи, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.

Итак, педагогическое творчество – это всегда новое по отношению к уже имеющемуся, сложившемуся; поиски учителем способов развития своих воспитанников и себя самого, преодоление профессиональных стереотипов, осмысление научной информации. Творческая деятельность учителя осуществляется в двух основных формах:

1.применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям;
2.разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учитель уже имел дело ранее
Область проявления педагогического творчества охватывает все стороны педагогической деятельности: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Уровни педагогического творчества рассматриваются с учетом степени сформированности умения анализировать свой труд и его качественные показатели:

Первый уровень – информационно-воспроизводящий: педагог умеет воспроизводить опыт других, решать простые задачи на пути к результату, анализирует эффективность принимаемых решений в конкретных ситуациях. Это уровень педагога без категории.

Второй уровень – адаптивно-прогностический: педагог умеет трансформировать известную ему информацию, отбирать способы, средства, методы взаимодействия с учащимися с учетом их личных качеств. Этот уровень деятельности педагога соответствует второй категории.


Третий уровень – рационализаторский: педагог проявляет рационализаторские способности (высокую эффективность опыта, умение решать сложные, нестандартные педагогические задачи и находить оптимальные решения). В его работе присутствуют элементы индивидуальности и неповторимости. На этом уровне осуществляет свою деятельность педагог первой категории.

Четвертый уровень – научно-исследовательский: педагог умеет определять концептуальную основу собственного поиска, разрабатывать собственную систему деятельности на основе исследования ее результатов. На этом уровне работает педагог высшей категории.

Пятый уровень – креативно-прогностический: педагог способен выдвигать сверхзадачи и обосновывать способы их решения; вносит существенные изменения в систему образования, трансформирует ее и, овладев механизмом диагностики, идет от алогичного к логике устоявшихся стереотипов. Это уровень педагога экстра-класса. В связи с уровневой характеристикой педагогического творчества возникает вопрос о творчестве молодых педагогов, не имеющих достаточного социального и профессионального опыта. Ответы начинающих и будущих учителей в отличие от учителей, имеющих некоторый стаж, в подавляющем большинстве однозначны: творить может только молодой учитель, не обремененный чужим опытом.

Под педагогической умелостью следует понимать достаточно хорошее владение учителем системой важнейших обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в своей совокупности позволяют ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения и воспитания учащихся. Следующей ступенью профессионального роста и совершенствования учителя является, утверждает Харламов И.Ф., педагогическое мастерство – доведенное до высокой степени совершенства обучающая и воспитательная умелость, которая отражает особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. От умелости мастерство отличается тем, что это более совершенный уровень, требующий высокой отточенности используемых обучающих и воспитывающих приемов. В нем могут присутствовать и определенные творческие элементы, и даже методическая новизна, но они не обязательны. Главное в нем – эффективное применение психолого-педагогической теории, реализация ее идеи и передового опыта, искусное использование различных, пусть даже известных методик, которые способствуют достижению высоких результатов в обучении и воспитании. Педагогический опыт может быть массовым и передовым. Массовый педагогический опыт – это типичный опыт работы учреждения образования и отдельного педагога, который характеризует достигнутый уровень практики обучения, воспитания и реализации в ней достижений педагогической науки.


Термин «передовой педагогический опыт» употребляется в широком и узком смыслах: в широком смысле под передовым опытом понимают высокое мастерство педагога. Хотя его опыт может и не содержать в себе чего-то нового, оригинального, но он является образцом для учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. В этом смысле достигнутое педагогом-мастером представляет собой передовой опыт, достойный распространения. К передовому опыту в более узком и строгом смысле относят только такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен, потому что он открывает новые пути в образовательной практике и педагогической науке».

































23.Конкурс профессионального мастерства педагогических работников как средство определения лидеров педагогической профессии.

История конкурса профессионального мастерства педагогов в Беларуси начинает свой отчёт с начала 90-х. Несмотря на то, что название конкурса несколько раз менялось, его цель оставалась неизменной – поднять престиж профессии учителя, показать, что учитель – великий подвижник, энтузиаст своего дела, человек, в полной мере чувствующий ответственность за судьбу страны, воспитание подрастающего поколения. 25 февраля 1991 года Минский Дворец культуры «Юность» приветствовал 25 лучших учителей первого Республиканского конкурса «Учитель года». Некоторых из них учительская общественность знала достаточно хорошо (В. А. Гербутов, В. М. Дедков, А. И. Осипович, Л. Э. Сильванова). Состязание педагогов проходило в несколько этапов. В первом туре конкурсанты дали в минских школах и ПТУ открытые уроки, приняли участие в научно-теоретическом и творческом конкурсах. Последний и определил результат соревнования. Решение жюри было неожиданным: вместо одного, как это предполагалось, определились два победителя конкурса. Одинаковое количество баллов набрали учитель химии школы № 10 г. Барановичи Владимир Михайлович Дедков и учитель музыки и пения школы № 62 г. Минска Сергей Владимирович Лепёшкин. Конкурс показал - в республике есть плеяда учителей, на которых должны равняться остальные. Стало очевидным, что конкурс имеет право на жизнь и должен стать традиционным. Победители первого конкурса профессионального мастерства педагогов, а также лауреат конкурса В. А. Гербутов в мае 1991 года поехали в Москву отстаивать звание лучшего учителя в СССР. Победу на Всесоюзном конкурсе «Учитель года–91» одержал учитель физики 49-й минской школы В. А. Гербутов. На конкурсе 1995 года впервые разыгрывался новый главный приз – «Хрустальный журавль». Анализ проведения конкурса показал, что в становлении педагога, в развитии его профессионального мастерства большую роль играет как сам конкурс, так и после конкурсный период. Бывшие участники конкурса принимают непосредственное участие в курсовых и меж курсовых мероприятиях в институтах развития образования, институтах повышения квалификации, Академии после дипломного образования. Итак, педагогические инновации являются доминирующим источником развития образования, а передовой педагогический опыт учителей, участвующих в конкурсе педагогического мастерства, – один из важнейших факторов развития образования, повышения его эффективности. Школа, по убеждению педагогов-новаторов, осуществляет решительный поворот к личности учащегося, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения в развитии. Педагоги в такой школе ориентируются не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но на обеспечения полноценного проживания каждого возрастного этапа: детства, отрочества и юности – в соответствии с психическими особенностями развивающейся личности.











































































24.Лидеры педагогической профессии

Считается, что творческий рост учителя проходит примерно такие стадии: «массовая практика» («работаю как все») – «положительный опыт» («работаю удачно, лучше некоторых коллег») – «передовой опыт» («работаю иначе и лучше, чем многие коллеги») – «новаторство» («работаю иначе и лучше, чем все»)». Между педагогическим мастерством и новаторством часто трудно бывает провести границу, потому что, овладев известными принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя все новые и новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится настоящим новатором. Педагогическое новаторство является условием развития образования, поскольку оно вносит в него различного рода новации. Последние выражаются в разнообразных инициативах и нововведениях в образовательном пространстве. Их следствием могут быть как частичные трансформации в содержании образования и педагогических технологиях, так и глобальные изменения в сфере образования. Стремление к активизации инициативы и творчества детей, к раскрытию личностного потенциала каждого юного человека, к созданию условий «ненавязчивого» обучения возникали в разное время в различных странах. Достаточно вспомнить труды Я.Коменского, И.Песталоцци, К.Ушинского, В.Сухомлинского, А.Макаренко. Эту эстафету подхватили педагоги-новаторы Ш.Амонашвили, С.Лысенкова, И.Волков, В.Шаталов, М.Щетинин, Е.Ильин, Е.Гончарова, К.Москаленко, Б.Никитин и др. Идеи и опыт этих педагогов в настоящее время получили широкое признание. То новое, что принесли учителя-новаторы в педагогику, можно охарактеризовать одной общей фразой – педагогика сотрудничества. Основная идея педагогики сотрудничества заключается в изменении характера межличностных отношений учителя и ученика. Для нее типична установка на открытое доверительное общение с учащимися, принятие любого из них таким, какой он есть, понимание и сочувствие. Педагогическая деятельность должна иметь гуманистическую направленность. Это означает, что все действия педагога подчинены реальным интересам личности ребенка, учащегося, взрослого человека. Задача педагога заключается в оказании влияния на поведение ученика с целью его последующего изменения, то есть, осуществить педагогическое воздействие гуманистического, а не авторитарного характера. Гуманистическая направленность личности учителя является ведущим типом направленности, она предопределяет гуманистический характер профессиональной деятельности, выражающийся в осознании, разработке и реализации задач по оказанию педагогической помощи воспитанникам в их индивидуально-личностном развитии и становлении. Гуманистическая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей. В современной педагогической культуре, являющейся частью культуры общечеловеческой, достойное место занимают прогрессивные концепции, утверждающие необходимость уважительного отношения к личности ребенка, признание и защиту его прав на свободу и развитие, гуманистические и демократические принципы его воспитания и образования.











































































25.Образовательная среда как условие становление и развитие личности педагога.


Профессиональное становление педагога, ведущее к достижению им профессионализма и педагогического мастерства, - длительный, непрерывный процесс. Используя образное выражение К.Роджерса, можно утверждать, что это путешествие длинною в жизнь. Существует множество подходов к определению основных этапов профессионального становления. Согласно одному из них, предложенному Е.А.Климовым, можно выделить следующие фазы жизненного пути профессионала:

1. Оптант (или фаза оптанта, оптации) - этап выбора профессии.

2. Адепт (или фаза адепта) – человек уже осознанно выбрал профессию и осваивает ее в специальном профессиональном учебном заведении (училище, вузе и т.д.).

3. Адаптант (или фаза адаптации, «привыкания» молодого специалиста к работе). В деятельности педагога она связана с вхождением в практическую педагогическую деятельность, с постоянным возникновением нестандартных, подчас неожиданных ситуаций. Считается, что для учителя эта фаза длится 3-5 лет (кстати, чаще всего педагоги покидают педагогическую профессию на этой стадии).

4. Интернал (или фаза интернала) – учитель становится опытным педагогом, который уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями.

5. Мастер (или фаза мастерства) – педагог выделяется своими специальными качествами, умениями, или становится универсалом, свободно ориентирующимся в различных сферах профессиональной деятельности, обретает свой почерк, индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, добивается стабильных положительных результатов.

6. Авторитет (или фаза авторитета) – учитель как мастер своего дела становится широко известен в своем кругу или за его пределами, у него накоплен большой педагогический опыт, за счет которого он успешно решает любые профессиональные задачи.

7. Наставник (или фаза наставничества) – педагог имеет единомышленников, последователей, учеников среди коллег, делится своим опытом с другими, помогает им в их профессионально-личностном росте. Ведущую роль в успешном прохождении учителем основных этапов профессионального становления играет система его подготовки и повышения.квалификации, включающая в себя три основных этапа: довузовский (среднее педагогическое образование), вузовский (высшее педагогическое образование) и послевузовский (дополнительное педагогическое образование, осуществляемое в учреждениях повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров). В современной сложной социокультурной ситуации существует противоречие между растущими требованиями к личности и деятельности педагога и фактическим уровнем готовности (мотивационной, теоретической и практической) выпускника педагогического вуза к выполнению своих профессиональных функций. Разрешение этого противоречия требует от системы педагогического образования решения целого ряда проблем: преобразования целей профессиональной подготовки, совершенствования структуры и содержания педагогического образования, обновления организационных форм и методов.