ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.02.2019
Просмотров: 1452
Скачиваний: 1
9. Сущность и структура педагогической профессии
Деятельность, которой занимаются представители педагогической профессии (педагоги), называется педагогической деятельностью. Педагогическая деятельность - это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культурно-исторического опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Педагогическая деятельность может быть непрофессиональной и профессиональной. Каждый человек независимо от своей профессиональной принадлежности постоянно или эпизодически занимается педагогической деятельностью, в жизнедеятельности людей почти всегда присутствует педагогический аспект.Например, непрофессиональную педагогическую деятельность выполняют родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, учебные, производственные и другие группы, в известной степени средства массовой информации.
Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях. Профессиональная педагогическая деятельность - это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является воспитание, обучение, развитие обучающихся. Для проникновения в сущность педагогической деятельности обратимся к ее строению (структуре).
С учетом понимания деятельности в философии и психологии структуру педагогической деятельности можно представить как единство субъекта и объекта педагогической деятельности, их потребностей, целей, мотивов, методов и средств педагогической деятельности, педагогических действий (операций), предмета и результата (продукта) педагогической деятельности, оценки результата и корректирующих педагогических действий.
Проанализируем эти структурные компоненты педагогической деятельности.
Субъектами педагогической деятельности являются педагоги, родители, группа (коллектив) учащихся. Объект тот, кого воспитывают, формируют как личность. При самовоспитании, самообразовании объект и субъект совпадают. Объект педагогической деятельности сам является субъектом. Потребность субъектов педагогической деятельности выступает как потребность в устранении чего-либо, мешающего развитию, или как необходимость удовлетворения чего-либо жизненно важного, значимого. Потребности подталкивают субъектов педагогической деятельности к определению цели и формированию мотивов педагогической деятельности.
Цель определяет содержание деятельности («Что делать?»), мотив - ее причину («Почему или для чего делать?»). Общая цель педагогической деятельности - это приобщение человека к ценностям культуры, формирование разносторонне развитой личности. Реализация общей цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.
К средствам и педагогической деятельности относятся содержание педагогического процесса, всевозможные носители информации (литература, СМ И, технические средства) и другие. Основной функциональной единицей педагогической деятельности является педагогическое действие (действия, по А. Н Леонтьеву, состоят из операций, операции - из приемов и процедур). Педагогическое действие имеет подготовительную и исполнительную фазу и направлено на достижение результата и получение продукта. Подготовительная фаза сама состоит из разнопорядковых действий: по накоплению новой информации; по логическому структурированию материала; по изучению объекта, диагностике условий деятельности; по формулированию педагогических целей; по методической обработке накопленного структурированного материала; по выбору содержания, методов учебно-воспитательного процесса; по проектированию своих действий и действий учеников и т. д.
Подготовительная работа проводится ради исполнительной фазы, которая завершает все действия и подводит к результату. На исполнительной фазе педагог устанавливает рабочую обстановку на занятиях, стимулирует деятельность учеников, организует свою деятельность и поведение, деятельность учащихся, организует контроль результатов деятельности учащихся, ее корректировку. На этой фазе педагог использует все доступные ему и подходящие к случаю различные средства.
Предметом педагогической деятельности является разностороннее развитие индивида: физическое, психическое, духовное, интеллектуальное и т. п. На конкретном этапе педагогической деятельности предметом становятся отдельные направления развития.
Результат педагогической деятельности соотносится с ее целью, а предмет - с продуктом. Результат - это реально достигнутый итог педагогической деятельности. Продуктом педагогической деятельности могут быть новообразования в развитии личности. К ним можно отнести: физическое здоровье индивида, его знания, умения, навыки, черты характера. Конечным продуктом педагогической деятельности можно считать, например, воспитанность (по И. И. Прокопьеву).
Оценка продукта (результата) педагогической деятельности - это сравнение качества полученного продукта (результата) с целью педагогической деятельности и соответствующая его оценка. Корректирующие педагогические действия необходимы тогда, когда полученный результат (продукт) деятельности расходится (не совпадает) с изначально поставленной целью.
Наряду с вышеизложенным философским и психологическим подходами к разработке проблемы структуры деятельности в педагогике в структуре педагогической деятельности выделяют следующие взаимосвязанные компоненты: диагностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный.
Так, гностическая деятельность - это деятельность по изучению, исследованию (диагностированию) педагогических объектов и явлений. Предметом и результатом гностической деятельности является знание педагогом содержания педагогического процесса, педагогических средств, технологий; знание о структуре, видах и способах организации деятельности в процессе воспитания и обучения и т. д.
Проектировочная деятельность включает постановку целей обучения и воспитания, определение стратегии и способов их достижения. Конструктивная деятельность предполагает отбор учебного материала, планирование и построение педагогического процесса; планирование своих действий и действий учащихся; проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса в соответствии с задачами обучения и воспитания.
Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, формирование коллектива также на организацию собственной деятельности.
Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесоо6разных отношений учителя с воспитанниками, другими педагогами школы, родителями и т. д. Для успешного выполнения этих видов деятельности педагогу необходимы соответствующие способности и умения.
10. Виды и уровни педагогической деятельности
В процессе профессиональной деятельности учитель управляет познавательной деятельностью школьников и организует воспитательную работу ( организует воспитательную среду, управляет деятельностью ребят с целью их гармоничного развития).
Преподавание и воспитательная работа - две стороны одного процесса (нельзя преподавать, не оказывая воспитательного влияния и наоборот).
Психологические исследования (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков и др.) показывают, что в учебно-воспитательном процессе имеют место следующие взаимосвязанные виды педагогической деятельности учителя:
а) диагностическая;
б) ориентационно-прогностическая;
в) конструктивно-проектировочная;
г) организаторская;
д) информационно-объяснительная;
е) коммуникативно-стимулирующая; ж)аналитико-оценочная;
з) исследовательско-творческая.
Н.В.Кузьмина предложила пятиуровневую систему педагогической деятельности, взяв за основание классификации «оперирование знанием»:
1. репродуктивный (педагог умеет пересказать другим то, что знает сам, и так, как знает сам);
2. адаптивный (педагог умеет не только передать информацию, но трансформировать ее применительно к особенностям объекта, с которым имеет дело);
3. локально-моделирующий (педагог умеет не только передавать и трансформировать информацию, но и моделировать систему знаний по отдельным вопросам);
4. системно-моделирующий знания (педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующую систему знаний по своему предмету);
5. системно-моделирующий деятельность (педагог умеет моделировать систему деятельности, которая в свою очередь формирует у учащихся необходимые свойства).
-
Коллективный характер и творческая природа педагогической деятельности. Инновационная деятельность как наиболее развитая форма педагогической деятельности.
-Коллективный характер педагогической деятельности
С
осознанием усиления коллективистических
начал в педагогической профессии все
шире входит в обиход понятие совокупного
субъекта
педагогической деятельности. Под
совокупным субъектом в широком плане
понимается педагогический коллектив
школы или другого образовательного
учреждения, а в более узком — круг тех
педагогов, которые имеют непосредственное
отношение к группе учащихся или отдельному
ученику.
Большое значение формированию
педагогического коллектива придавал
А-С. Макаренко. Он писал: "Должен быть
коллектив воспитателей, и там, где
воспитатели не соединены в коллектив
и коллектив не имеет единого плана
работы, единого тона, единого точного
подхода к ребенку, там не может быть
никакого воспитательного процесса".
Те
или иные черты коллектива проявляются
прежде всего в настроении его членов,
их работоспособности, психологическом
и физическом самочувствии. Такое явление
получило название психологического
климата
коллектива.
А. С. Макаренко вскрыл
закономерность, согласно которой
педагогическое мастерство учителя
обусловлено уровнем сформированного
педагогического коллектива. "Единство
педагогического коллектива, — считал
он, — совершенно определяющая вещь, и
самый молодой, самый неопытный педагог
в едином, спаянном коллективе, возглавляемом
хорошим мастером-руководителем, больше
сделает, чем какой угодно опытный и
талантливый педагог, который идет
вразрез с педагогическим коллективом.
Нет ничего опаснее индивидуализма и
склоки в педагогическом коллективе,
нет ничего отвратительнее, нет ничего
вреднее"'. А-С. Макаренко утверждал,
что нельзя ставить вопрос о воспитании
в зависимости от качества или таланта
отдельно взятого учителя, хорошим
мастером можно стать только в педагогическом
коллективе.
Неоценимый вклад в
развитие теории и практики формирования
педагогического коллектива внес
В.А.Сухомлинский. Будучи сам на протяжении
многих лет руководителем школы, он
пришел к выводу об определяющей роли
педагогического сотрудничества в
достижении тех целей, которые стоят
перед школой. Исследуя влияние
педагогического коллектива на коллектив
воспитанников, В.А. Сухомлинский установил
следующую закономерность: чем богаче
духовные ценности, накопленные и
заботливо охраняемые в педагогическом
коллективе, тем отчетливее коллектив
воспитанников выступает как активная,
действенная сила, как участник
воспитательного процесса, как воспитатель.
В.А.Сухомлинскому принадлежит мысль,
которая, надо полагать, и в настоящее
время еще не до конца осознана
руководителями школ и органов образования:
если нет педагогического коллектива,
то нет и коллектива ученического. На
вопрос, как же и благодаря чему создается
педагогический коллектив, В.А.Сухомлинский
отвечал однозначно — его творят
коллективная мысль, идея, творчество.
-Творческая природа педагогической деятельности
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. В отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей. Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению множества нестандартных задач, учитель строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска (-анализирует педагогическую ситуацию; -проектирует результат в соответствии с исходными данными; анализирует имеющиеся средства, необходимые для проверки и достижения искомого результата; -оценивает полученные данные; -формулирует новые задачи.) Творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, но тем не менее решение специально подобранных задач, является главным фактором развития творческого потенциала учителя. Также для творческой личности учителя важную роль играют сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих её креативность и коммуникативные умения. К числу таких умений следует отнести умения управлять своим психическим и эмоциональным состоянием. Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Педагогическая деятельность имеет ряд особенностей:
-отсроченность результатов творчества педагога (Результаты деятельности учителя воплощаются в знаниях, умениях, поведении учащихся и оцениваются весьма относительно, что затрудняет принятие обоснованного решения на новом этапе педаг. деятельности. Прогностические и др. способности учителя позволяют прогнозировать результат его педаг. деятельности.)