Файл: Введение в педпрофессию(шпоры).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 1456

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-регламентированность во времени и пространстве (Этапы творческого процесса связаны между собой во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа к другому- в педаг. деятельности они практически исключены (педагог ограничен количеством часов)).

-сотворчество учителя с учащимися и коллегами в педагогическом процессе (В педагог. Профессии трудно вычленить вклад каждого учителя, т.к. педагогический коллектив объединён общей целью).

-зависимость проявления творческого потенциала учителя от методического и технического оснащения образоват. Процесса.

-умение управлять своим эмоционально-психологическим состоянием и вызывать адекватное поведение учащихся.

Также существуют объективные и субъективные условия развития творчества учителя. Объективные: -влияние социокультурной педаг. реальности; -положительный эмоциональный климат в коллективе; -наличие адекватных средств обучения и воспитания; -материально-техническая оснащённость педагогического процесса.

Субъективные: -высокий уровень подготовки учителя; -владения современными концепциями обучения и воспитания; -развитое педагогическое мышление; -стремление к творчеству; -умение принимать решения в нестандартных ситуациях; -владение педагогическими технологиями.

- Инновационная деятельность как наиболее развитая форма педагогической деятельности.

Инновационная педагогическая деятельность –это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного практического опыта с целью достижения более высоких результатов. Цель инновационной педагогической деятельности- развитие педагога как творческой личности, переключение с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение в автора инновационных методик обучения, развития и воспитания. Инновации могут иметь абсолютную (отсутствие в данной сфере аналогов) и относительную (внесение изменений в имеющуюся практику) новизну.
В качестве источников инновационных идей могут выступать:

-неожиданное событие (успех или провал как толчок к инновационной деятельности);

-различные несоответствия (между поведением детей, их желаниями и действиями педагога);

-потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей)
- появление новых образовательных моделей;

- демографический фактор;

- изменения в ценностях и установках детей;

- новые знания (новые подходы к образованию).

Участие педагога в инновационной деятельности носит противоречивый характер. С одной стороны, участие полезно для его профессиональные развития, с другой, инновационная деятельность сопряжена с преодолением ряда трудностей, способных привести педагога к кризису профессионального развития.
Для осуществления инновационной деятельности педагоги могут объединяться в методические объединения по определенной теме или творческие группы для решения определенных задач по организации образовательного процесса, в группы, разрабатывающие отдельные методические аспекты образовательного процесса, решающие задачи определенного возрастного этапа в обучении и воспитании детей.
Методологическими основами изучения структуры инновационной деятельности авторы избрали аксиологический, рефлексивно-деятельностный, системный, социально-психологический, индивидуально-творческий подходы. В структуре инновационной деятельности педагогов важную роль играет мотивационный компонент. Инновационная деятельность строится под влиянием доминирующих мотивов. Это могут быть: 1) внешние стимулы (материальное вознаграждение и др.); 2) мотивы внешнего самоутверждения педагога и др.; 3) профессиональные мотивы (желание учить и воспитывать и др.); 4) мотивы личностной самореализации. Второй компонент структуры креативный (способность порождать новые идеи и др.). Его развитие начинается от подражания опыту, форме и методу. Далее педагог переходит к копированию через творческое подражание. Следующий этап подражательное творчество, когда педагог, беря за основу идею, разрабатывает содержание, методы и формы ее реализации. На четвертой стадии педагог создает свою
собственную оригинальную концепцию, методику обучения и воспитания.

Технологический компонент инновационной деятельности можно представить следующим образом:

-личностно мотивированная переработка имеющихся образовательных проектов, поиск инновационной информации, ознакомление с новшеством;
-профессионально-мотивированный анализ собственных возможностей по созданию или освоению новшества;
- формирование целей и общих концептуальных подходов к применению новшеств;
- прогнозирование средств достижения целей;
- создание «массива» идей, разработка основы и этапов экспериментальной работы;
-реализация инновационных действий (введение новшества в педагогический процесс).-----осуществление контроля введения новшества и всей инновационной деятельности;


Необходимым компонентом в структуре инновационной деятельности педагога является рефлексивный (рефлексия в форме самоанализа).
Сформированность инновационной деятельности может быть оценена по одному из четырех уровней:

1) адаптивный -характеризуется неустойчивым отношением педагога к инновациям.

2) репродуктивный -отличается более устойчивым отношением к педагогическим новшествам.
3) эвристический -характеризуется большой целеустремленностью, осознанностью путей внедрения новшевств.
4) креативный -отличается высокой степенью результативности инновационной деятельности, творческой активностью. Таким образом, инновационность является одним из принципов современной педагогики. Подготовка педагога должна быть направлена на формирование готовности к восприятию новшеств и обучение умениям действовать по-новому.











































12. Учитель как субъект педагогической деятельности, его функциональные обязанности.

Как субъект профессиональной педагогической деятельности учитель выполняет ряд функций‘: образовательную, информационную, ориентирующую, развивающую, коммуникативную, стимулирующую, конструктивную, организаторскую, исследовательскую, коррекционную. Остановимся на некоторых из них.

Образовательная функция реализуется через специально организуемые действия педагога по обучению и воспитанию учащихся. Информационная (транслирует ту или иную информацию) и ориентирующая (ориентирует учащихся в потоке информации, ценностях). Педагогическая деятельность направлена на развитие личности ребёнка, тем самым выполняет развивающую функцию. Коммуникативная функция строится по законам общения. Реализация коммуникативной функции обеспечивает благоприятную среду для развития учащихся.
Стимулирующая функция реализуется в образовательном процессе через стимулирование познавательных интересов и потребностей учащихся. Конструктивная функция обусловлена совместно-раздельным характером ее осуществления. С одной стороны- это индивидуальная деятельность учителя, с другой –совместная деятельность всех участников образовательного процесса. Организаторская функция предполагает управление деятельностью учащихся‚ их родителей, коллег и своей собственной. Исследовательская функция ориентирует педагога на исследование возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся, процесса и результатов их деятельности, достоинств и недостатков личности. Коррекционная функция связана с тем, что педагог постоянно отслеживает, диагностирует ход образовательного процесса, оценивает промежуточные результаты.

























































  1. Профессиональная компетентность педагога.

Профессионализм-это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. Педагогический профессионализм- совокупность личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения педагогической деятельности, обеспечивающих качественно новый уровень решения сложных профессионально-педагогических задач .Профессиональный путь (восхождение) педагога начинается с низшего уровня и последовательно поднимается к высшим уровням.
Одним из аспектов становления педагогического профессионализма является педагогическая компетентность. (Компетенция –(добиваться; соответствовать)- готовность и способность к достижению более высокого результата труда, отношение к педагогическим знаниям как к ценности).
Педагогическая компетентность -это необходимый и достаточно точный уровень знаний, умений, т.е. совокупность освоенного педагогического опыта и способность его использовать для решения профессиональных задач педагогическими средствами.
Педагогическая компетентность так же, как и педагогический профессионализм, характеризует степень соответствия педагогическим требованиям педагогической профессии и позволяет ему действовать самостоятельно и ответственно.
Существуют разные виды профессиональной компетентности педагога; социально-личностная, профессионально-педагогическая, специальная, индивидуальная, которые могут быть развиты в разной степени у конкретного педагога.


























































  1. Профессионально значимые качества личности педагога.


Особые профессиональные и общественные функции, которые реализует педагог, предъявляют к нему повышенные требования. Существуют различные перечни качеств, имеющих отношение к тем или иным сторонам личности учителя и важных для достижения успеха в педагогической работе. Часто их называют чертами личности, реже -требованиями к личности педагога.
Набор требований-качеств может быть сколько угодно длинным, так как с каждым годом педагогическая деятельность усложняется. Выделяют группы минимально необходимых качеств личности учителя, которые определяют успешность педаг. деятельности.
Первая группа качеств касается
физических данных человека, избравшего педагогическую профессию: психологическое здоровье, профессиональная работоспособность. В основе педагогической деятельности лежит способность учителя сопротивляться усталости. Эмоциональное равновесие создает учителю хорошее настроение, без чего сам образовательный процесс не может быть осуществим. Вторая группа качеств, необходимых педагогу, -интеллекту альные качества. Среди профессионально важных качеств учи, теля особое место занимает педагогическое мышление, которое про* является в способности анализировать педагогическое явления, обнаруживать проблемы и находить способы их решения. Для педагога необходимо наличие высокого уровня общей культуры. Кроме того, необходимо иметь определенные интеллектуальные способности, связанные с усвоением определенного уровня знаний применительно к своей педагогической специальности. Одно из важных требований, предъявляемых к учителю -глубокое и всестороннее знание своего предмета. Педагогу необходимо в совершенстве владеть методами „технологиями обучения и воспитания учащихся: умением объяснять материал и передавать свои знания другим.
Третью группу качеств составляют
нравственные качества учителя. Никакая другая профессия не предъявляет таких высоких требований к нравственному облику человека, как профессия учителя.
Педагогический профессионализм и мастерство педагога во многом зависят от его отношения к своей профессии и к детям. Любовь к детям, делу, предмету источник энергии, силы, энтузиазма учителя, они питают его вдохновение и оптимизм, помогают преодолеть трудности и неудачи.
Важнейшим требованием к личности учителя является его умение общаться с детьми, основу которого составляет педагогический такт. Под педагогическим тактом понимают умение быстро находить в каждом конкретном случае наиболее целесообразные способы взаимодействия с учащимися. Это качество предполагает хорошее знание психологических особенностей детей, их индивидуальных особенностей, знание педагогики, умение владеть собой и, конечно же, любовь к детям. Такой педагог придает учащемуся уверенность в собственных силах, в возможности преодоления любых трудностей.
Группа
индивидуально-психологических качеств личности, наличие которых обеспечивает оптимизм, выраженный в понимании педагогом ценности человеческой жизни, вере в человеческий разум. Самокритичность -очень ценное качество учителя. Педагог анализирует причины, почему его воспитанник поступил плохо, и одновременно свое собственное поведение: где допустил ошибку в воспитательной работе с учащимся. Педагог трепетно и заботливо относится к чувствам ребенка, понимает его трудности и огорчения, верит в его прогресс и развитие.
Успешности педагогической деятельности во многом способствует личное обаяние педагога. Важную роль играет такое индивидуальное начало, как педагогический артистизм. Педагог, по существу, разрабатывает «драматургию педагогического действия»" урока или внеклассного мероприятия, а это предполагает творческое видение того или иного образовательного или воспитательного сюжета. Речь учителя имеет особую значимость в профессиональной деятельности, так как учитель выступает постоянным субъектом вербального взаимодействия. Высокопрофессиональный педагог должен знать вокальные возможности своего голоса, его диапазон, тональность, владеть приемами вербальной коммуникации; при этом на результативность педагогического процесса влияют дикция, темп, образность, грамотность и эмоциональность речи.












































  1. Индивидуальный стиль деятельности учителя: сущность, структура и типология.

В ходе профессиональной деятельности неповторимые качества каждого человека выстраиваются в стройный «ансамбль» и обеспечивают успех этой деятельности. Чтобы человек состоялся в педагогической деятельности на высоком уровне и чувствовал себя комфортно, требования этой
деятельности должны максимально соответствовать его индивидуальным особенностям. Индивидуальные особенности человека обусловливают профессиональный тип личности в труде. Так, все педагоги-классики любили детей. Все учителя развивают и воспитывают детей, но каждый
предпочитает это делать по-своему: развивая самостоятельность мышления, стремясь к телесно-душевно-духовной целостности каждого ребенка и т.д. Сходное проявление у учителей личностных свойств относят к типовому стилю педагогической деятельности, а то, что отличает конкретные проявления типа, -к индивидуальному.
Индивидуальный стиль деятельности педагога понимается как личностно значимая, результативная модель активности, которая складывается у субъекта в ходе поиска согласования выраженных личностных свойств с требованиями педагогической деятельности.

В научной литературе выделяют следующие типы учителя в профессии: предметник, воспитатель, организатор :следователь, самосозидатель.
Им соответствуют пять пар стилей педагогической деятельности: 1) рассуждающе-методический и рассуждающе-импровизационный; 2) эмоционально-методический и эмоционально-импровизацонный; 3) коммуникативно-продуцирующий и коммуникативно-инициирующий;
4) проблемно-конструктивный и поисково-эвристический; 5) рефлексивно-оценочный и интуитивно-поддерживающий.
Рассмотрим характеристику каждого из стилей.
Рассуждающе-методический и рассуждающе-импровизационный стили отличаются выраженными мотивами теоретической и практической подготовки к учительской профессии, стремлением обрести знания и умения, которые будут полезны в педагогической практике.
Между рассуждающе-методическим и рассуждающе-импровизационным стилями есть различия. Представители рассуждающе- методического стиля отчетливо рефлексируют изменения в качестве своих знаний и умений, а также прочность знаний учащихся. Представители рассуждающе-импровизационного стиля, рефлексируют способы своей учебной деятельности, а также разнообразие методов организации учебной деятельности школьников
. Эмоционально-методический и эмоционально-импровизационный стили. У учителей, склонных к данным стилям, мотивы овладения педагогической профессией поддерживаются эмоционально ценностным отношением к другому человеку, желанием приняв деятельное участие в его судьбе. Коммуникативно-продуцирующий и коммуникативно-инициирующий стили. Учителя с такими стилями отличаются от других заинтересованностью в общественной деятельности . Учебный процесс их интересует с точки зрения возможности общения и контактов с сокурсниками.
Коммуникативно-продуцирующий стиль характерен для организаторов, ориентированных на задачу, т.е. на достижение определенного результата.Педагоги, склонные к коммуникативно-инициирующему стилю, наиболее отчетливо рефлексируют изменения, касающиеся их умения общаться, взаимодействовать; приобретение нужных для жизни и работы навыков.
Проблемно-конструктивный и поисково-эвристический стили. Учителя отличаются от других выраженной ориентацией не на двоение готового знания, а на творческое его добывание. В иерархии образовательных мотивов у них доминирует интерес к научно-исследовательской деятельности. У склонных к данным стилям выражена объемно-ориентированная креативность.
Рефлексивно-оценочный и интуитивно-поддерживающий стили. Учителя, склонные к данным стилям деятельности, могут быть отнесены к типу самосозидателей. Если у «исследователей» наиболее выражена живо-ориентированная креативность, то у самосозидателей -субъектно-оринетированная креативность. В иерархии образовательных мотивов этих учителей доминирует потребность в самопознании, саморазвитии и самореализации.
В чистом виде тот или иной тип личности учителя может встретить редко. Гораздо чаще встречаются смешанные типы. Решающее значение в формировании индивидуального стиля педаг. деятельности имеет работа учителя над собой, самосовершенствование на пути к достойной цели,воплощающей смысл жизни.












































  1. Педагогические способности как основа педагогического потенциала учителя.

Педагогическими способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Успешность педагогической деятельности зависит от комплекса способностей учителя. Высокие достижения в одной и той же деятельности могут обеспечиваться различным сочетанием способностей, поэтому можно говорить и об их различных типах. Наличие разных способностей позволяет говорить о возможности компенсации одних способностей другими, в результате чего относительная слабость какой-нибудь одной способности компенсируется другой. Способность- это возможность, достигнутый уровень -это реальность. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности -это особенности личности, а педагогические умения -это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне. Различают обшепедагогические и специальные педагогические способности. Общепедагогические способности —это способности, которые необходимы каждому учителю независимо от того, что за предмет он преподает. Специальные педагогические способности связаны с преподаванием определённого предмета.





























































  1. Научные подходы к разработке проблемы классификации педагогических способностей.

Педагогические способности- очень сложная и многогранная психологическая категория. Круг педагогических способностей велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Педагоги- учёные и практики предлагают различные классификации педагогических способностей. Психологи и педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя выделяют следующие педагогические способности учителя:
1) Н.В. Кузьмина: педагогическая наблюдательность; педагогическое воображение;
педагогический такт; распределение внимания; организаторские способности.
2)Ф.Н. Гоноболин: способность понимать ученика; способность доступно излагать материал; педагогический такт; организаторские способности; способность развивать заинтересованность учащихся; предвидение результатов своей работы и др.
3)НД. Левитов: способность понимать учеников; способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; организаторские способности; самостоятельный и творческий склад мышления; находчивость или быстрая и точная ориентировка.
4)Н.В. Крутецкий: личностные; дидактические; Организационно-коммуникативные;

Популярностью пользуется классификация, которая условно делит все способности на три группы. Первая группа педагогических способностей –личностные- связана с отношением к детям. Расположенность к детям -основной стержень в структуре педагогически способностей. Под ней понимается разумная привязанность к детям, желание и стремление общаться с ними, Она выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с детъми. Выдержка и самообладание -это способность всегда, в любой обстановке, в непредвиденных обстоятельствах владеть собой. Способность управлять своим психическим состоянием, настроением -способность всегда пребывать на уроке в оптимальном для работы психическом состоянии, которое отличается, жизнерадостностью, живостью, но без лишней возбудимости. Учитель должен входить в класс оптимистически настроенным, с благожелательной улыбкой.
Вторая группа -
дидактические способности -представлена педагогическими способностями, связанными непосредственно с процессом обучения. Способность объяснять -способность делать свою мысль максимально понятной.
Под академическими способностями понимают способности в области соответствующего предмета, точнее, области науки, а также ‚эрудицию учителя.
Речевая способность -способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства в речевой форме, сопровождаемой выразительной мимикой.
Третья группа педагогических способностей
организационно-коммуникативные-характеризует умение учителя организовать и общаться с участниками образовательного процесса.
Организаторские способности -это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.
Коммуникативные способности -это способности к общению с детьми, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности, наличие педагогического такта .
Педагогическая наблюдательность- это способностъ проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, проницательность, связанная с тонким пониманием личности ребенка и его психических состояний.
Педагогический такт проявляется в способности находить наиболее целесообразные меры воздействия на учащихся, принимая во внимание их возрастные и индивидуальные особенности.
Суггестивная способность -способность эмоционально-волевого воздействия на учащихся способность предъявлять требования и добиваться условного их выполнения.