ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 3172

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 4 

РАСЧЕТ СТРЕЛОЧНЫХ УЛИЦ 

 
Цель работы: 
научиться определять параметры стрелочных улиц. 
 
Задача 4.1.
 Рассчитать простейшую  стрелочную улицу под углом крестовины (ри-

сунок 4.1) на  путях  отстоя  пассажирских  вагонов.  Стрелочные  переводы  марки 1/9  
(а = 15,42 м: b = 15,64 м),  радиус сопрягающей кривой R = 200 м, расстояние между ося-
ми путей е = 5,30 м. 

Для  разбивки  стрелочной  улицы  на  местности  необходимо определить элементы l

l

1

,  Т,  координаты  центров  переводов  и  вершины  угла  поворота  (точки  В)  и  проверить, 

хватит ли расчетной вставки f для разгонки уширения колеи (f ≤ p) при р = 8 м: 

 

 

 

Рисунок 4.1 – Схема простейшей стрелочной улицы под углом крестовины 

 

2

α

Rtg

T

;  

180

0

α

π

R

K

=

;  f  e/sin α – (b + T).

 

 
Длина соединительной прямой от хвоста крестовины до стыка рамного рельса сле-

дующего перевода: d

e/sin α – L

п

Расстояние  между  центрами  стрелочных  переводов:  l  =  e/sin  α,  а  проекция  этого 

расстояния: l

e/tg α = eN

Длина стрелочной улицы (проекция на горизонтальную ось) от центра первого пе-

ревода до вершины угла поворота крайнего пути составляет: 

=

α

=

eN

tg

/

e

L

1

Полная длина (проекция): L = a + L

1

 + T

Приняв центр первого перевода за начало координат и проектируя на горизонталь-

ную и вертикальную оси известные расстояния с учетом угла наклона, находим коорди-
наты центров переводов и вершин угла поворота: 

x

1

 = l

e/tg α = eN

y

1

 = e

x

2

 = x

1

 + eN = 2eN

y

2

 = 2e

x

3

 = x

2

 + eN = 3eN

y

3

 = 3e

x

4

 = x

3

 + eN L

1

y

4

 = 4e . 

 

Задача 4.2. Рассчитать простейшую стрелочную улицу по основному пути парка от-

стоя локомотивов в резерве (рисунок 4.2). Тип рельсов Р50, марка стрелочных переводов 
1/9, радиус сопрягающей кривой пути 2 R

2

 = 200 м; a = 12,83 м; b = 15,41 м; e = 5,30 м. 

Радиус сопрягающей кривой каждого последующего пути возрастает по сравнению 

с радиусом предыдущего на величину междупутья, т.е. 


background image

12 

R

R

2

 + eR

R

2

 + 2eR

R

2

 + 3e

Тогда  

2

2

2

α

=

tg

R

T

;  

2

3

3

α

=

tg

R

T

;  

2

4

4

α

=

tg

R

T

;  

2

5

5

α

tg

R

T

0

2

2

017453

,

0

α

R

K

=

0

3

3

017453

,

0

α

R

K

=

0

4

4

017453

,

0

α

R

K

=

0

5

5

017453

,

0

α

R

K

=

f

=  e/sin  α – (b + T

2

);  f

= 2e/sin  α – (b + T

3

);    f

4  

= 3e/sin  α – (b + T

4

);  

f

= 4e/sin α – (b + T

5

). 

 

 

 

Рисунок 4.2 – Схема простейшей стрелочной улицы на основном пути 

 

Расстояние между центрами стрелочных переводов: e/sin α. 
Координаты центров переводов и вершин углов поворота: e/sin α; x

1

 = e/sin α; 

x

2

 = 2= 2e/sin α;x

3

 = 3= 3e/sin α; x

x

B2

 = 3l + l

1

 = 3e/sinα + e/tgα; x

B3

 = 2l + 2e/tgα;  

x

B4

 = l + 3e/tgα; x

B5

 = 4/tgα;  y

B2

 = ey

B3

 = 2e;  y

B4

 = 3e;  y

B5

 = 4e. 

L = a + x

4

 + T

2

 
Задача 4.3.   Рассчитать  стрелочную  улицу  под  тройным  углом  крестовины  (рисунок 

4.3) на приемо-отправочных путях в нормальных условиях. Рельсы Р65, угол крестовины α 
= 5° 11' 40", междупутье e = 5,30 м, радиусы сопрягающих кривых R

1

 = R

R

4

 = R

5

 = 300 м, 

расстояние от стыка рамного рельса до центра перевода a = 14,43 м, расстояние от цен-
тра  перевода  до  торца  крестовины  b = 19,10 м,  расстояние  между  центрами  переводов  
1–4 и 4–6  l = 39,78 м. 

 

 

 

Рисунок 4.3 – Схема стрелочной улицы под тройным углом крестовины 

 

Определяем  элементы  кривых  для  углов  поворота  α, 2α  и  3α,  координаты  центров 

переводов и вершин углов поворота, полную длину стрелочной улицы. Так как кривые 
путей 3 и 4 концентричный, то R2 = R1 + e.  


background image

13 

Тогда  

2

1

1

α

=

tg

R

T

2

2

2

α

=

tg

R

T

2

2

3

3

α

=

tg

R

T

2

2

4

4

α

=

tg

R

T

2

3

5

5

α

=

tg

R

T

0

1

1

017453

,

0

α

R

K

=

0

2

2

017453

,

0

α

R

K

=

0

3

3

017453

,

0

α

R

K

=

0

4

4

017453

,

0

α

R

K

=

0

5

5

017453

,

0

α

R

K

=

Проектируя на оси координат известные расстояния с учетом углов наклона, полу-

чим  координаты  центров  переводов  и  вершин  углов  поворота:  x

2

 = e/sin  α;  y

2

  =  0;    

x

3

 = x

2

 + e/tg  α;  y

2

 = e;  x

B1

 = x

2

 + 2e/tg  α;  y

B1

 = 2е;  x

4

 = lcosα;  y

4

 = lsinα;   

x

5

 = x

4

 + (e/sinα) cosα;  y

5

 = (e/sinα) sinα;  x

B2

 = 3e/tgα;  y

B2

 = 3e;  x

B3

 = x

5

 + (4e – y

5

) tg 2α; 

y

B3

 = 4e;  x

=  x

4

 + lcos 2α;  y

=  y

4

 + lsin 2α;  x

B4

 = x

6

 + (5e – y

6

) tg 2α;  y

B4

 = 5e;

α

3

6

6

1

5

tg

y

e

x

L

x

B

+

=

=

y

B5

 = 6e

L = a + L

1

 + T

Вставка на крайнем пути: f

п

 = (y

B5 

– y

6

)/sin 3α – (b + T

5

). 

 
 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 5 

РАЗРАБОТКА КОНСТРУКЦИИ ГОРЛОВИН ПРОМЕЖУТОЧНОЙ СТАНЦИИ 

 
Цель работы:
 разработать немасштабную схему промежуточной станции. 
Разработать конструкции горловин промежуточной станции. 
Схемы  станций  разрабатываются  на  основании  задания  и  анализа  планшета.  При 

этом  учитывается  схема  подходов,  уклоны  на  подходах,  размещение  по  отношению  к 
главным путям пассажирского здания и грузового двора, длина станционной площадки, 
указанная  на  планшете,  и  другие  данные.  Совместить  данные  требования  с  выбранным 
типом станции необходимо следующим образом: 

1) Доработать заданную схему подходов к станции: 
−  основную линию (однопутную или двухпутную) на схеме подходов показать го-

ризонтально  одной  или  двумя  чертами,  а  дополнительные  подходы  (однопутные  или 
двухпутные) - примыкающими к ней; 

−  стрелочками показать и подписать направление движения – четное и нечетное; 

−  пронумеровать главные пути; 

−  стрелочками показать направление движения по каждому из этих путей. 

2) Решить вопрос размещения основных устройств на станции: приемо-отправочных 

парков,  пассажирских  и  грузовых  устройств,  вытяжного  пути.  Для  этого  необходимо 
сначала изучить типовые схемы промежуточных станций, представленных в литературе 
[1, 2, 3], а  затем  скомпоновать  свою  схему,  применяя  основные  принципы  компоновки 
типовых схем: 

−  вытяжной  путь  располагаем  параллельно  главным  путям  со  стороны  грузового 

района; 

−  приемо-отправочные парки (четный и нечетный) примыкаем к четной или нечет-

ной  горловине  станции  со  стороны  расположения  четных  или  нечетных  главных  путей 
соответственно, причем один из парков примыкаем через вытяжной путь; 

−  пассажирское здание располагаем в соответствии с требованием плана местности 

(город сверху над основной линией или город снизу под основной линией) в свободной 
от приемо-отправочного парка половине; 

−  грузовые  устройства  располагаем  параллельно  приемо-отправочному  парку  с 

примыканием к вытяжному пути. 


background image

14 

Промежуточные  станции  следует  располагать  на  горизонтальной  площадке.  В  от-

дельных  случаях  допускается  расположение  раздельных  пунктов  на  уклонах  не  круче  
1,5 ‰, а в трудных условиях на уклонах до 2,5 ‰. Расположение станций на уклонах в 
проектах должно быть обосновано. Диспетчерские съезды и отдельные стрелочные пере-
воды  на  главных  путях  за  пределами  горловин  могут  быть  размещены  на  любом  про-
дольном уклоне до руководящего включительно. 

Вытяжные пути за пределами стрелочной горловины станции должны иметь уклон 

не более 2,5 ‰ в сторону обслуживаемых ими путей или располагаться на горизонталь-
ной площадке. В трудных условиях они могут быть уложены на подъеме не круче 2 ‰ в 
сторону обслуживаемых путей. Вытяжные пути, используемые только для работы сбор-
ных и вывозных поездов, в трудных условиях допускается проектировать в соответствии 
с продольным профилем смежного участка главного пути. 

Станции,  отдельные  парки  и  вытяжные  пути  нужно  располагать  на  прямых  участ-

ках.  В  трудных  условиях  допускается  их  размещение  на  кривых  радиусом  не  менее  
1200 м, а на линиях со скоростями движения поездов более 120 км/ч – не менее 1500 м. В 
особо трудных топографических условиях, при соответствующем обосновании, допуска-
ется уменьшение радиуса кривой до 600 м, а в горных условиях – до 500 м. 

Пути у платформ и погрузочно-выгрузочных фронтов следует проектировать также 

на прямой. Проектирование на кривой допускается только в трудных условиях, причем 
радиус кривой должен составлять не менее 600 м, а в особо трудных условиях - не менее 
500 м. 

На схему станции наносятся: оси путей, нумерация путей и стрелок, специализация 

путей, входные и выходные сигналы и их нумерация, предельные столбики, марки стре-
лочных переводов , ширина междупутий, тип рельсов, размещение пассажирских и гру-
зовых устройств. Кроме того, устанавливается самый короткий (расчетный) путь, полез-
ная длина которого должна быть равна 850, 1050 или 1250 м (в соответствии с заданием). 
На станциях всех типов обычно два пути являются расчетными (один в четном, другой в 
нечетном направлениях). 

На рисунке 5.1 приведен пример схемы промежуточной станции с указанием необ-

ходимых данных для ее расчета. 

 
 

 

 

Рисунок 5.1  – Схема промежуточной станции 

 
 
 
 


background image

15 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГОРЛОВИН УЧАСТКОВЫХ СТАНЦИЙ 

 
Цель работы:
 разработать конструкции горловин участковой станции в соответст-

вии с заданием и планшетом. 

Проектируя  участковые  станции,  уделяют  большое  внимание  конструкции  горло-

вин,  которые  должны  обеспечивать  необходимую  пропускную  способность,  безопас-
ность движения, удобство маневровой работы и взаимозаменяемость парков и путей. 

Безопасность приема-отправления поездов и маневровой работы достигается прежде 

всего  применением  рациональных  схем  станций  с  наименьшим  числом  пересечений 
маршрутов следования поездов, отсутствием маршрутов слияния прибывающих поездов 
и  оборудованием  станций  электрической  централизацией  стрелок.  Для  одновременного 
приема  поездов  с  двух  расположенных  рядом  подходов  должны  иметься  независимые 
маршруты до места остановки поездов на пути приема. Кроме того, маневровая работа на 
вытяжных путях должна быть изолирована от маршрутов приема и отправления поездов, 
а также от маршрутов пропуска поездных локомотивов. 

Для обеспечения определенной пропускной способности в горловинах станции пре-

дусматривается  возможность  реализации  необходимого  числа  одновременных  передви-
жений. При этом приемо-отправочные парки в горловинах секционируют, чтобы в двух 
смежных секциях парка можно было осуществлять параллельные операции. Число путей 
в секции может быть 2 и более. 

В голове сортировочного парка укладывают симметричные переводы марки 1/6. 
Во  всех  конструкциях  горловин  участковых  станций  предусматривают  устройство 

выходов на главные пути не только с приемо-отправочных, но и со всех или части сорти-
ровочных путей для возможности отправления сформированных поездов непосредствен-
но из сортировочного парка. Приемо-отправочные парки, расположенные в створе с сор-
тировочными, должны иметь удобные и короткие по длине соединения с вытяжными пу-
тями сортировочногопарка. 

Однако  при  выполнении  всех  перечисленных  требований  горловины  участковых 

станций должны быть компактными и по возможности короткими. Надо избегать уклад-
ки лишних съездов, увеличивающих строительные затраты и эксплуатационные расходы. 
Поэтому необходимость укладки параллельных съездов должна быть обоснована. 

Для сложных горловин, особенно в стесненных условиях, применяют перекрестные 

съезды и перекрестные стрелочные переводы. Однако надо избегать укладки перекрест-
ных  стрелочных  переводов  на  главных  путях,  если  через  станцию  возможен  пропуск 
пассажирских поездов без остановки. 

Число  стрелочных  переводов,  укладываемых  на  главных  путях,  должно  быть  наи-

меньшим. Стрелочные переводы, по которым пассажирские поезда следуют на боковой 
путь или с бокового пути, должны быть марки 1/11, остальные – марки 1/9. 

Для  детальной  разработки  конструкций  горловин  предварительно  составляется 

принципиальная схема станции в «рыбках», на которой намечается месторасположение 
всех устройств, влияющих на конструкцию горловин. 

Пассажирское здание размещается от оси главного пути на расстоянии не менее 25 м, 

чтобы  сохранить  его  положение  после  укладки  еще  одного  приемо-отправочного  пути 
для пассажирских поездов. 

Конструировать  горловины  станции  для  удобства  можно  раздельно,  увязав  их  в 

дальнейшем между собой через норму полезной длины путей. При этом начинать удоб-
нее с четной горловины.