Файл: Патриотическое воспитание младших школьников в внеучебной деятельности (Патриотическое воспитание младших школьников как педагогическая проблема).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В.А. Сухомлинский выделял, главную воспитательную задачу образовательного учреждения, организация обучающихся к обычному, ежедневному труду для социума, как к патриотической работе, при этом сама деятельность детей, основанная учителем с этой же целью, является движущей силой развития личности формирующегося гражданина [5, с.132].

В числе научных работ, посвященных этим вопросам в 50 - 60 гг., выдущими являются И.С. Марьенко, В.А. Сластенина, М.А. Терентия, Ф.И. Хвалова и др.

Учитывая принципы патриотического воспитания в современном положении цель данного процесса выражается в воспитание уверенного патриота, который любит свою Отчизну, преданного Родине, способного служить ему своей трудовой деятельностью и отстаивать его интересы.

Идеи и суть патриотического воспитания являются следствием структуры определения «патриотизм», а оно имеет разное объяснение в педагогической литературе. В научном труде И.Е. Кравцова дает следующие определение: «Патриотизм - это любовь к своему Отечеству, к «земле отцов», к родному языку, к ведущей культуре и традициям, к результатам труда своего народа и государственному строю. Патриотизм - это абсолютная верность своей Отчизне, готовность оберегать ее независимость» [23, c.80].

Мы согласны с мнением педагогов - ученых в том, что любовь к Родине, при следующих условиях, становится силой духа: когда у гражданина зафиксированы в самосознании образы, относящиеся к родным краям, языком, возникает чувство гордости что это место где ты родился, твоя Отчизна.

И.Ф. Харламов говорит о патриотизме как о взаимосвязанной совокупности нравственных чувств и черт поведения. Они включают: любовь к Отчизне, труд на благо Родины; соблюдение и приумножение традиций народа; заботливое отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; любовь к малой родине; желание к упрочнению чести и достоинства Родины; стремление и способность защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов; выносливость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, желание к сотрудничеству с ними [26, c.144].

Т.Н. Мальковская, говоря о патриотизме как о нравственном качестве, включает в его любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальные преимущества, гордость и достоинство, что находит свое олицетворение в гражданственности. Вопросы патриотического воспитания беспокоили и беспокоят многих [8, c.156].


По суждению О.Р. Шефер идеологическим ядром патриотического воспитания в современном образовательном учреждении являются духовные и нравственные достояния народа. Тогда особенность патриотического воспитания в современной обстановке может истолковываться как формирование чувства личности, патриотического сознания, организованного на гуманистических духовных ценностях своей нации.

С.Е. Матушкин рассматривает патриотизм с точки зрения психолого-педагогического аспекта как интегративное нравственное качество, имеющее сложное содержание и структуру.

Ш.Ш. Хайруллин показывает, что патриотизм есть проявление духовной культуры человека. При чем главным звеном духовной культуры значится нравственная культура. Это сложнейшее психическое явление, которое носит тесные единственные широкие этические знания, нравственные взгляды, чувства, желание жить в соответствии с общечеловеческими моральными нормами, помогать людям, нести им добро.

Под «патриотическим воспитанием младших школьников» Т.М. Маслова понимает целенаправленный, педагогически организованный процесс воспитания. Который направлен на освоение позитивного, эмоционального и ценностного отношения к окружающей среде и ближайшему окружению. Проявляется в разнообразной деятельности и поведении.

Данное воспитание подразумевает развитие в младшем школьнике высокого уровня самосознания, чувства собственного достоинства, самоуважения, независимость суждений, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, способность принимать решения и нести ответственность за свои действия.

Обращая внимание на патриотическое воспитание в сравнительно независимое течение воспитательной работы, важно определить его неотъемлемую взаимосвязь с другими направлениями: гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим. Это представляет собой наиболее глубокое соединение, чем соотношение целого и части. Это взаимосвязано с тем что [7, c.109]:

1. Патриотизм появляется и формируется как чувство, все более социализируясь и воздвигаясь при помощи духовного и нравственного насыщения.

2. Понимание глубокого уровня развития чувства патриотизма неделимо связано с его действенностью, отражается активных общественных работах и поступках, притворенных субъектом на благо Родины.

3. Патриотизм, по своей природе, является высоким социальным явление, изображает собой не только направление жизни общества, но источник его бытия и развития, представляется как средство способности жить.


4. В роли первого основного субъекта патриотизма является личность, главной социальной и нравственной идеей является понимание исторической, культурной, национальной, духовной и другой принадлежности к Родине как высокого основания, которое определяет суть и пути развития ее жизни, наполненной служению Родине.

5. Настоящий патриотизм - в его духовной деятельности. Патриотизм как глубокое чувство, необходимая ценность и начало, главный мотив социально общезначимой деятельности, полно выражается в человеке, общественной группе, который достиг высокого уровня: духовного, нравственного и культурного воспитания.

Признанный, духовный в сущности патриотизм ожидает бескорыстное, абсолютное вплоть до самопожертвования служение Отечеству. В связи с этим мнением В.И. Лутовинова, педагогу при подготовке учебно - воспитательного процесса рекомендует правильно учитывать систематическое всестороннее развитие воспитательной работы патриотического направления, является обязательным условием воспитания патриота.

Развитие патриотического воспитания основывается на объединении представлений, которые отражают общую логичность и правила воспитательного процесса, а также особенности патриотического воспитания детей.

1.2 Особенности патриотического воспитания младших школьников в внеучебной деятельности

В рамках реализации ФГОС НОО внеучебная деятельность – это образовательная деятельность, которая осуществляется в формах, отличаемых от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

По мнению теоретиков и практиков начального образования внеучебная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд важных задач [2, c.33]:

  • обеспечивает благоприятную адаптацию ребенка к началу школьного обучения;
  • оптимизирует учебную нагрузку младших школьников;
  • создает дополнительные условия для развития личности ребенка;
  • позволяет учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

В современной начальной школе активно применяется несколько организационных моделей внеучебной деятельности.


Внеучебная деятельность может осуществляться [3, c.61]:

  • через вариативную часть основного учебного плана образовательной организации;
  • через разработку дополнительных образовательных программ самой общеобразовательной организации (внутришкольная система дополнительного образования);
  • через учреждения дополнительного образования детей, включая учреждения культуры и спорта;
  • через организацию деятельности групп продленного дня;
  • через деятельность классного руководителя (организация экскурсий, диспутов, круглых столов, соревнований, общественно-полезных дел класса и т.д.);
  • через деятельность других педагогических работников (педагога организатора, социального педагога, педагога-психолога);
  • через инновационную деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

В концептуальном плане модели внеучебной деятельности школ можно рассматривать по степени их согласованности и направленности на достижение определенного заранее, планируемого результата. С этих позиций можно выделить четыре основных модели организации внеучебной деятельности школьников.

Первая модель представляет собой довольно хаотичный набор кружков, секций и клубов, определяемый имеющимися кадровыми и материально-техническими возможностями образовательной организации. Их работа не сочетается друг с другом, связи с общешкольной жизнью достаточно ситуативны.

В данной модели не определены и не корректируются стратегические линии развития деятельности детей во внеурочной работе. К сожалению, именно такая модель встречается сегодня чаще всего. Но даже и в таком варианте организация внеурочной деятельности в школе приносит положительный результат, так как обеспечивает занятость детей во второй половине дня и способствует формированию у них позитивного спектра познавательных, деятельностных, духовных интересов.

Вторая модель характеризуется внутренней согласованностью имеющихся в школе структур, хотя и не в полной мере. В такой модели присутствуют оригинальные формы работы, объединяющие всех субъектов образовательно-воспитательной деятельности (детей, родителей, педагогов, других взрослых). Это могут быть ассоциации, творческие лаборатории, хобби-центры и т.п. Такая модель возникает в ситуации, когда сходные по профилю клубы, кружки, студии объединяются в клубные центры, работающие по единой программе.


Однако эти центры существуют в школе изолированно, сами по себе, их связи с общешкольной работой отрывочны. Данная модель определяет потенциал учреждения в процессе обновления содержания образования, являясь своеобразным резервом и опытной лабораторией.

Третья модель организации внеучебной деятельности отличается от двух предыдущих тем, что в ее основе лежит тесное взаимодействие общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры – центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Если такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе, то школа и специализированное учреждение разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет направленность и содержание внеучебной деятельности в данной школе [9, c.55].

В основе четвертой модели организации внеучебной деятельности в современной школе лежит глубокая интеграция основного и дополнительного образования детей. Определение содержания их деятельности и способов ее организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. Это учебно-воспитательный комплекс, школа-клуб, школа коммунарского типа.

Формы и методы патриотического воспитания младших школьников во внеучебное время обладают определенными функциями, которые необходимо решить в воспитательном процессе. Основными функциями патриотического воспитания являются [1, c.5]:

1. Организаторская функция, для любой формы воспитательной работы характерно решение организаторских задач, в данной роли организатора в большинстве случаев выступает – педагог, но этой роли может выступать и сам учащийся.

Организаторская деятельность связана с логическими размышлениями, умением скоординировать и соединить ряд различных событий, складывая некую взаимосвязанную цепочку событий и связей. Данная деятельность так же связана с распределением ролей о вытекающих из них обязанностей, т.е. возникновение взаимодействия всех участников организаторской деятельности.

На настоящий момент есть некоторые методики, т.е. алгоритмы организации разных форм воспитательной работы, которые могут быть использованы учителем в своей практике (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т.д.).

2. Регулирующая функция. Данная форма посвящена регулированию отношений как между учителем и учащимся, так и между самими учащимися. Разные формы могут по-разному повлиять на процесс сплочения коллектива, группы учащихся. В данной функции происходит формирование норм социальных отношений.