Файл: Патриотическое воспитание младших школьников в внеучебной деятельности (Патриотическое воспитание младших школьников как педагогическая проблема).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы заключается в недостаточной изученности патриотического воспитания младших школьников в внеучебной деятельности, на что и будет направлено данное исследование. Патриотическое воспитание младших школьников сегодня является актуальной и острой проблемой населения. Будущее страны непосредственно зависит от ценностей, которыми будут руководствоваться последующие поколения.

Патриотизм выступал и выступает главным объединяющим фактором, помогающим народу преодолеть невзгоды, выстоять в трудные периоды истории. Не может считаться цивилизованным общество, если составляющие его граждане не будут ощущать потребности обогатить и приумножить историческое наследие, бережно относиться к своей Отчизне, культурным и историческим ценностям. Как красиво, а главное точно, сказал один из немецких политиков, патриотизм – это горячо любить свой народ, а не ненавидеть другие.

Патриотическое воспитание – это воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину. Если патриотизм - это любовь к Отчизне, то патриотическое воспитание должно быть направленно на формирование у подрастающего поколения этого высокого, великого чувства.

Патриотическое воспитание младших школьников представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и различных организаций, которая должна способствовать формированию у юных граждан патриотического сознания, чувства любви и верности своей Родине.

Внеучебная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в образовательной организации, в полной мере способствующая реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования, в которых прописано формирование у обучающихся социокультурной компетенции.

Признавая патриотическое воспитание как необходимую составную часть воспитательной работы, разные ученые отводят ему различное место в общей системе воспитания. Некоторые ученые (Л.Р. Болотина, О.И. Павелко, Л.Ф. Спирин, П.В. Конаныхин и др.) рассматривают патриотическое воспитание как часть идейно-политического, другие (В.В. Белорусова, Н.И. Болдырев, Н.Е. Щуркова, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина, Л.И. Мищенко и др.) - как часть нравственного воспитания, третьи (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников и др.) выделяют его в самостоятельный раздел.

Объект исследования – патриотическое воспитание младших школьников.


Предмет исследования - патриотическое воспитание младших школьников в внеучебной деятельности.

Цель данной работы состоит в подробном рассмотрении патриотического воспитания младших школьников в внеучебной деятельности.

Задачи работы:

  1. Изучить патриотическое воспитание младших школьников как педагогическую проблему.
  2. Рассмотреть особенности патриотического воспитания младших школьников в внеучебной деятельности.
  3. Провести анализ опыта работы учителей по патриотическому воспитанию младших школьников в внеучебной деятельности.
  4. Разработать комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию младших школьников в внеучебной деятельности.

Методы исследования: изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Патриотическое воспитание младших школьников как педагогическая проблема

Проблемы уважения к своей стране подрастающего поколения: любовь Родине и верность Отечеству, законно уважающих граждан государства. Эти критерии всегда были в центре внимания ученых в течение всей истории развития людей. С древнейших времен философы и педагоги обращали большое внимание на этот вопрос.

В идеях воспитания Древней Греции свойственно изучать человека только во взаимоотношении его со страной, а не самого обособлено. Население маленьких автономных рабовладельческих общин не могли осознавать себя вне Родины. Она в свою очередь гарантировала их существование, и поэтому главной целью каждого отдельного гражданина и считалось благополучие общины. Демокрит говорил, что успехом воспитания обязан быть добродетельный человек, в меру действующий в созвучии с общественным обязательством [6, с. 147].


Я.А. Коменский выделял, что одним из значимых установок воспитания должно быть воспитание у детей желание приносить благо своими поступками большому количеству сограждан. Он говорил в «Великой дидактике»: «Лишь тогда наступит счастливое состояние в делах личных и общественных, если все наполнились стремлением действовать в потребностях социального блага» [4, с. 59].

К.А. Гельвеций главной целью воспитания считал развитие у каждого человека глубинного осознания личной и общественной пользы: если сердца граждан распахнутся для человечности, а интеллект - для знаний, тогда возникнет поколение новых граждан - патриотов.

По его суждению, общественное воспитание, созданное государством, может развивать из детей патриотов, подготовив их личное счастье и процветание нации. Выделяя обязательность патриотического воспитания, говорил: «Хорошее качество воспитанного человека - любовь к преданности и к Родине» [21, с. 88].

В российской педагогической науке немало исследований обращено к вопросами патриотического воспитания. Великие преподаватели считали патриотизм, желанием гражданина к благополучию Родины ведущей ролью духовной жизни. Этим, А.Н. Радищев утверждал, что «подлинный гражданин и сын отчизны одно и то же», он «если уверен в том, что смерть его даст защиту и честь отчизне, то не испытывает страха пожертвовать жизнью». Выявляя основный качества, которые по его суждению, обязаны принадлежать каждому гражданину, он говорил: «Тот истинно благороден, у которого сердце не может не сжиматься от нежной радости при малейшем звуке имени родины» [6, с. 149].

А.П. Куницын в «Наставлении воспитанникам» выделял, что ключевыми линиями воспитания детей обязаны быть: «поселить в сердце сына праотеческие положительные нравственные качества, сделавшие бессмертным целую нацию; наградить сограждан настоящим соревнователем в общественных благах» [22, с.408].

Учитель и философ 2000-х годов И.Ю. Ястребцов говорил, что «у всякого гражданина есть свои обязанности, которые заключаются в том, чтобы быть полезным обществу, Родине и самому себе», при этом, долг к Родине подразумевает, «чтоб разделять с ним своими способностями... Самоотверженно жертвовать своими благами бесполезно для Отчизны; еще хуже жертвовать ими во вред ему» [15, с. 103].

Раскрывая определение «Отечество», педагог говорил, что «оно не есть земля только, на которой живет народ. Оно есть цель, развивающаяся в религии, языке, науках, нравах той нации, к которой гражданин относится и для физического хорошего состояния которому содействует большая доля вод и земель с их животными, растительными и минеральными произведениями. Эти произведения имеют не только физическую пользу, но и нравственную.


Служа своим образом развитию единой цели общества; от сюда объединены сугубо в круге той симпатии. Она объединяет все принадлежащее Отчизне и все ему сопутствующее, все родное. Долг имеет основу только на неопределенном нахождении сердца, а на нравственных истоках рассудка» [15, с. 105].

Раскрывая определение «патриотизм», автор говорил, что «патриотизм может быть так же заблуждающимся или нерешающим своей цели, как будто неуместная благотворительность. Понятия «благотворительность» и «патриотизмом» имеют много общего. Не почтенна притворная благотворительность, презренна и ложная любовь к Родине, но обе необъяснимо наполняют душу высоким смыслом, когда они непорочны» [15, с. 106].

Вопросами патриотизма занимался великий ученый А.Ф. Афанасьев, он подчеркивал, что воспитание должно подготовить человека для социума. Обязано «вырастить» и сформировать в нем идею, чувствования и волю по духу, законам и потребностям того социума, в котором человек будет жить, по масштабности той сферы, на которой он будет функционировать» [20, с. 121].

К.Д. Ушинский, формируя принцип народности в воспитании, особо выделял необходимость воспитания у детей любви к Родине, человеколюбия, трудолюбия, ответственности. При этом он выделял большое влияние труда на развитие личности: «Как нет гражданина без самолюбия, так же нет гражданина без любви к родине. Именно эта любовь преподносит воспитанию истинный ключ к сердцу человека и крепкий фундамент для борьбы с его отрицательными природными, личными, семейными и родовыми влечениями» [26, с. 60].

В.Г. Белинский выделял главную задачу: «Любой достойный человек серьезно понимает свое кровное родство, свои кровные связи с родиной... Любить свою родину - значит сильно стремиться видеть в ней исполнение образца общества и по мере сил своих способствовать этому» [5, с. 58].

Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов, изучая вопросы воспитания детей, выделяли в виде его основной цели подготовку гражданина, любящего свою Родину, принимающего активное участие в общественных делах. Для этого важно дать подрастающему поколению право естественно и без ограничений формироваться, воздействовать на него определяя истинные взгляды на жизнь, твердые убеждения о добре, правде, долге, воспитать силу воли, самостоятельность в суждениях, трудолюбие, патриотизм [12, с. 32].

После 1917 г. в России вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения приняли характерную действительность и новое содержание. Преобразование идеологии и обозначение задач коммунистического воспитания выражены в научных трудах учителей того времени.


Значительное количество государственных подвижников деятели, изучая проблемы воспитания детей, определяли важность формирования у подрастающего поколения любви к Отечеству, советского патриотизма через ознакомление обучающихся с родным государством, с историей народа, его культурой, бытом и динамично участвовать в общественной и трудовой жизни государства.

Научные исследования педагогов по вопросам патриотического воспитания советского времени многогранны и разнообразны. В них излагаются теоретические и методологические определения: «патриотизм» и «советский патриотизм», его особенности, способы и парадигму формирования.

Прикладные разнообразные линии патриотического воспитания: военно - патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях советского народа, взаимосвязь патриотического, эстетического, трудового воспитания обучающихся различного возраста.

А.С. Макаренко, изучая цели воспитания в советской школе, говорил, что все воспитанники «должны представлять собой мужественность, честь, трудолюбие» [22, с. 410].

При этом он отмечал, что патриотизм выражается не только в героических поступках, от истинного патриота должна быть не только «героическая вспышка», но и многолетняя, трудная, устойчивая деятельность, чаще всего очень трудная, скучная, грязная».

В 30 - 40 гг. 1900 годов проблемы патриотического воспитания были описаны в научных трудах В.В. Глубкова, В.А. Грузинской, О.М. Лобовой, В.А. Никольского, А.А. Озеровой, М.М. Сазоновой, Л.М. Фарбера.

После Великой Отечественной войны вопрос патриотического воспитания будущего поколения принимает особенное значение. Это вызвано тем, что патриотические чувства выражаются значительно ярко в сложные периоды развития государства, трудности войны и послевоенного возрождающего периода повлекли многочисленные демонстрации доблести, мужества и трудового патриотизма советских людей. эти явления описывались в трудах педагогов того времени, в которых представлялись и аргументировались разные грани патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной школы. Требуется выделить, что все вопросы решались через решения партии и правительства, учитывая смысл социализма и коммунизма.

Весомое значение в исследовательской деятельности по патриотическому воспитанию данного времени являются труды В.А. Сухомлинского. Он говорил, что образовательное учреждение обязано воспитывать у молодого поколения желание к самоотверженному служению Родине, к энергичной трудовой и общественной работе. Считая советский патриотизм как «светлую любовь советского народа к своей социалистической родине» [5, с. 131].