Файл: Патриотическое воспитание младших школьников в внеучебной деятельности (Патриотическое воспитание младших школьников как педагогическая проблема).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 229
Скачиваний: 3
3. Информационная функция. Данная функция в процессе патриотического воспитания очень важна и реализуется не только изучением определенной темы или области знаний, но и с помощью уже и актуализации имеющихся знаний учащихся, т.е. непосредственно обращение к собственному опыту.
С точки зрения функционального подхода, формой воспитательной деятельности, в том числе и в патриотическом воспитании, является регулирующая форма. Данная форма направлена на урегулирование взаимоотношения педагогов и учащихся, что в свою очередь является основой организации педагогического процесса.
Форма направлена организацию и реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей, а также форма может отображать различные содержания, порой не соответствующие первоначальному замыслу. Например – это трансформация конкурсов веселых и находчивых КВН в интеллектуальный конкурс «Что, где, когда?».
Педагогическая теория допускает огромное количество форм и методов воспитательной деятельности, в связи с этим, невозможно перечислить их все. Каждая форма не повторяет, какую- то другую, она всего лишь может быть схожа с ней. Процесс патриотического воспитания может осуществляться в разных формах при помощи различных методов, приемов и воспитательных средств.
Понятие «форма воспитания» в педагогической литературе определяется так - это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.
Приведем несколько основных классификаций формы воспитания [23, c.80]:
I. В зависимости от количества участников (учащихся – воспитуемых). Данная форма может охватывать как весь класс, так и отдельную ее часть. Во внеурочное время круг участников может быть расширен учениками заинтересовавшиеся той или иной темой (различные кружки, клубы по интересам). Это самая распространенная классификация и здесь различают: фронтальную; групповую; индивидуальную работу.
II. Вторая основная классификация, является классификация в зависимости от форм и методов организации воспитательной деятельности. Здесь принято выделять: словесные формы (собрания, лекции, доклады, размышления, встречи и т.п.); практические формы (подходы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, самые различные конкурсы и т.п.); наглядные формы (школьные музеи и музейные комнаты при школах, выставки разных жанров, тематические стенды и др.).
Исходя из всего выше сказанного, попытаемся описать основные методы воспитания, которые могут быть использованы в процессе патриотического воспитания.
Первым и основным, является классный час, который включается в расписание уроков и может проводиться каждую неделю в определенный час. Форма классного часа, как правило, в виде лекции, беседы, возможен и диспут, в зависимости от контингента обучающихся, но также в классном часе могут присутствовать некоторые элементы «красочности» с целью увлечения и привлечения внимания, обучаемых к определенной проблематике, такие как конкурсы, викторины, различные игры и другие методы воспитательной работы.
По мнению Щураковой Н.Е. и Финданцевич Н.С. можно выделить несколько воспитательных функции классного часа, такие как: просветительская; ориентирующая; направляющая; воспитательная.
Просветительская функция классного часа заключается в расширении круга знаний, учащихся и формирования основной базы знаний, которая может быть посвящена различным темам: этике, психологии и различным наукам.
Предметом классного часа могут быть и знания, не входящие в общеобразовательную систему обучения, например, из области техники, народного хозяйства, или же сведения о событиях, происходящих в определенной местности, городе, стране, мире, иными словами объектом рассмотрения классного часа может стать любое явление социальной жизни.
Ориентирующая функция классного час заключается в постепенном формировании в сознании учащихся определенного отношения к определенным объектам, явлениям и событиям, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей.
Основным отличием ориентирующей функции от просветительской является, то, что она направлена на формирование оценки, а просветительская направлена на познание окружающего мира.
Направляющая функция классного часа неразрывно связана с ориентирующей функцией, но она имеет свои определенные черты, так как она выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию [10, c.16].
Классный час как форма воспитательного воздействия обязана быть направлена на достижение определенной цели, если она отсутствует, то эффективность данного мероприятия сводится практически к нулю и становиться «балластом» педагогического процесса.
В начале классного часа руководитель (учитель, педагог) решает ряд определенных вопросов, а именно: определяет тему и методы проведения классного часа, в решении данного вопроса можно и вовлечение самих учащихся, распределение заданий и ролей среди учеников, так как в любом воспитательном мероприятии надо учитывать возрастные и уровень развития обещающихся.
В патриотическом воспитании необходимо, чтобы достичь определенного результата, надо адаптировать излагаемую информацию для соответствующей аудитории. Еще одной необходимой особенностью классного часа воспитательной формы педагогического процесса является стимулирование потребности школьников в самовоспитании, т.е. их желание внести свои корректировки и поправки в работе класса.
Беседа. Еще одним из методов педагогического процесса является беседа, которая заключается в непосредственном разговоре учителя и ученика, непосредственный педагогический контакт.
Формирование данного метода базируется на тщательно выверенной системе вопросов, которые постепенно подводят (подталкивают) учащихся к усвоению необходимой информации, фактов или явлений, возможно выявление характерных закономерностей между происходящими процессами.
В процессе данного воспитательного метода используются приемы постановки вопросов, приемы обсуждения полученных ответов и самих мнений учащихся, приемов определенной корректировки получившихся ответов и приемы формулирования выводов.
Вопросы в процессе беседы должны быть емкими, целостными и понятными для учащихся, чтобы они смогли лично и самостоятельно на них ответить и сделать правильные выводы. Возможны беседы, в ходе которых ученики вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенный материал или известную информацию, делают выводы, подыскивают новые примеры использования в жизни изучаемого ранее явления. Такие беседы носят объяснительный характер и рассчитаны в основном на оперирование раннее усвоенный материал и на активизацию памяти учеников [9, c.145].
Рассказ. Данный метод заключается в устном повествовании воспитательного материала, без участия обучаемых, так как материал повествования может быть им неизвестен. Существуют несколько основных видов рассказа: рассказ – выступление, рассказ – изложение, рассказ – заключение. Основной целью первого является постепенная подготовка детей к освоению нового материала.
В рассказе – выступлении должны присутствовать элементы красочности, яркости, эмоциональное изложение информации должно присутствовать. Данный вид рассказа широко используется в патриотическом воспитании, так как постепенное вовлечение учащихся в воспитательный педагогический процесс можно достичь с помощью элементов красочности и яркости, так как детей привлекает все яркое, а монотонное изложение неизвестной информации вызывает противоположный и отрицательный результат.
Во время рассказа-выступления в доступной форме излагаются основные задачи и цели воспитательного процесса.
Рассказ-изложение. В процессе данного изложения учитель повествует или излагает новый материал, содержание новой темы, осуществляет некое изложение по определенному логическому развивающему плану, с четкой последовательностью, с выделением главного, существенного, а также с применением иллюстраций и убедительных примеров.
Рассказ-заключение. Данный рассказ проводится, как правило, в конце воспитательного мероприятия, в котором преподаватель (учитель, руководитель занятия) резюмирует главные мысли и идеи, делает выводы и обобщает изложенный материал, распределяет задания для последующей самостоятельной работы по пройденной или изученной теме.
С помощью данного метода, а именно метода рассказа, могут использоваться методические приемы такие, как: изложение определенной информации, активизация и привлечение внимания, приемы ускоренного запоминания, логические приемы сравнения и сопоставления, выделения главного, резюмирования [9, c. 147].
В системе патриотического воспитания данные методы широко используются, так как позволяют педагогу достичь правильного и нужного результата.
Таким образом, патриотическое воспитание учащихся общеобразовательных учреждений во внеучебной деятельности является необходимым. С помощью данного педагогического процесса можно добиться воспитания у учащихся любви и уважения к своей Родине и Отечеству, уважения старших и традиций, чувства гордости за свой народ и преданности ему. А для достижения всего этого можно использовать примеры из истории, народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно -прикладного искусства, народные обряды и традиции.
Вывод по Главе 1:
Патриотическое воспитание – это систематическая деятельность по формированию у граждан, высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Анализ опыта работы учителей по патриотическому воспитанию младших школьников в внеучебной деятельности
Проведя анализ статей по патриотическому воспитанию младших школьников был сделан вывод что учителя используют самые разнообразные формы и методы внеучебной деятельности: беседы, экскурсии, походы, конкурсы стихов и рисунков, встречи с ветеранами.
Интересен опыт патриотического воспитания учителя ГБОУ школа № 1530 школа Ломоносова г. Москва Никифоровой Т.В., она пишет: «Чем наполнены души наших детей, за это в ответе и родители, и учителя. Любовь к родному краю, малой родине может и должна стать одним из кирпичиков фундамента души, на котором будет строиться жизнь и судьба человека».
В своей статье в рубрике «Образовательно-воспитательная роль краеведческой работы на современном этапе» она делится своими разработками о роли краеведческого воспитания младших школьников, а конкретно о созданном ею проекте - игре-путешествии «Сказки Деда Всеведа».
Целью данного проекта является предложение совершить «путешествие» по родному краю вместе с дедом Всеведом, - придуманным героем, знающим все тайны и легенды края.
Проект состоит из двух взаимосвязанных частей:
- 1 часть – это информационная, которая содержит сказки («Водяная сказка» - о реках и водопадах, «Лесная сказка» - о лесах, травах и лесных, жителях края, «Белая сказка» - о Вотчине деда мороза);
- 2 часть – это игровая, т.е. непосредственно игры. Разработанные своими руками (загадки, лото, путаница, цепочки, секретные записи, кроссворд по географическим названиям края).
Результаты проекта: составлено «путешествие» по родному краю, с использованием презентации; разработаны игры для проведения цикла мероприятий с учениками младших классов; выполнена картосхема родного края (а именно Великоустюгского района) с особо охраняемыми природными территориями; создана и отпечатана самодельная книга «Сказки Деда Всеведа».