Файл: Патриотическое воспитание младших школьников в внеучебной деятельности (Патриотическое воспитание младших школьников как педагогическая проблема).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 227

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С этим проектом Никифорова Т.В. со своими учениками участвовала в ярмарке идей родного края и стали победителями, добились большого результата и поэтому было интересно остановиться на данной работе.

Также учитель привлекает ребят не только творчески, но и практически. Как рассказывает учитель: «Мы активно участвуем в Днях защиты от экологической опасности, призываем благоустраивать и поддерживать чистоту в поселке, участвуем в школьных акциях по посадке деревьев и других мероприятиях».

И ведь действительно, организация такой деятельности - трудоемкий, требующий творчества, энтузиазма, затрат свободного времени не только со стороны обучающихся, но и со стороны учителя, процесс, потому что ни для кого не секрет, что, если неинтересно, то ребята не будут посещать такие дополнительные, но необязательные занятия.

Интересно подробнее остановиться на данном проекте, конкретнее на одной из тем «Путешествие» с Дедом Всеведом по родному краю.

Цель: путешествие с учениками младших классов по родному краю.

Задачи: рассказать младшим школьникам об особо охраняемых природных территориях, используя игровую внеурочную деятельность; познакомить с топонимикой, легендами края; воспитать любовь к малой родине, ее красотам, желание охранять и преумножать ее богатства.

По данной теме Никифоровой Т.В. были использованы презентации, игровое поле «По тропинкам Деда Всеведа» и выставка фоторабот «Удивительные уголки края». «Путешествие» проводится по этапам.

На начальном этапе занятие начинает персонаж Дед Всевед (задействован старшеклассник школы) с загадок и наводящих вопросов о знаниях детей родного края.

На последующем этапе герой предлагает послушать учащимся некоторые сказки, перечисленные выше, используя презентацию различную иллюстрацию. Здесь осуществляется информационная часть занятия: дети узнают о стародавних временах края, тропических лесах, древних обитателях, о реках и озерах края, их названиях; о лесах, его разновидностях и названиях, находящихся на родине. Естественно, познавательная беседа разбавляется какими-либо загадками, вопросами у детей о ранее приобретенных ими знаниях о малой родине.

Завершающим этапом данной темы является игровая часть. Здесь используются такие задания, как: загадки о природе; секретные записи (пример: найти в стихотворении названия насекомых нашего края); путаница (помочь Деду Всеведу найти названия памятников природы среди путаницы букв); пазлы (собрать изображение памятника природы по образцу из разрезанных фотографий); составить цепочки (фотография - название памятника природы - предмет); лото (ведущий достает карточки одной из территорий, ребята фишками закрывают клетки с соответствующими названиями на выданных карточках).


В заключение проделанной работы преподавателем проводилось анкетирование на выявление запланированной результативности и заинтересованности учащихся.

Примерными вопросами анкеты были: Знали ли вы об охраняемых территориях нашего района? Понравилась ли вам игра? Появилось ли желание увидеть все самим? Что особенно понравилось? и т. д.

Учитель начальных классов СОШ №2 г. Минска Л. А. Устинова в статье «Патриотическое воспитание младшего школьника» [29] выделяет следующие формы работы по патриотическому воспитанию: деловые игры; классные часы; встречи с ветеранами войны и труда; беседы, диспуты; викторины; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки, соревнования; экскурсии, поездки, походы; трудовые дела; тренинги; знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 21 г. Нижний Новгород Степаненко О.В. предлагает программу «Моя школа».

Задачи программы:

1. Воспитание любви, уважения и бережного отношения к малой родине.

2. Повышение авторитета школы и престижа хорошего образования на основе ознакомления с историей школы и биографиями почетных выпускников.

3. Формирование качеств личности, способствующих успешному обучению и положительной мотивации учения.

4. Усвоение учащимися этических норм и правил поведения в соответствии с социальным статусом учащегося школы.

Данная работа ведется по направлению «Моя школа». Содержание работы по направлению включает в себя следующие темы: история школы, правила поведения в школе; умения распределять обязанности в работе, роли в игре поручения учителя, просьбы друзей, собственные обещания; основные формы общения: приветствие, просьба, извинение; традиционные мероприятия, трудовые дела по благоустройству школы, активное участие в делах школы.

Учитель МБОУ «Соловьевская СОШ №1» Батарина А.А. считает: «В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры.

Школа должна ориентировать детей на пробуждение и развитие духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать знания и энергию на благо Родины.


Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять ее богатства и красоту, гордиться ее героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.

Наше общеобразовательное учреждение находится на месте, овеянном красотой и глубокой историей, по своему географическому положению и культурному наследию является благодатной почвой для патриотического воспитания школьников, имеет свою самобытную историю, великих людей, прославивших малую родину.

Проект, реализуемый Батариной А.А., основан на использовании местного материала, природного ресурса села, ведь любовь к России невозможно воспитать без любви к своей малой родине.

Проект является составной частью плана учебно-воспитательной работы школы с классом и включает следующие направления:

1. Наша культура. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

2. Наша Родина. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам, обязанностям человека (гражданско-патриотическое воспитание).

3. Наш труд и добрые дела. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни. Наше здоровье и жизнь. Воспитание здорового образа жизни.

4. Наша матушка Земля. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

5. Наше искусство. Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание).

Данный проект обеспечивает тесное взаимодействие с различными субъектами социума на основе реального участия в общих делах: совместный поиск материалов по истории России, малой родины, общение с участниками исторических событий, работа с историческими источниками, хранящимися в библиотеках и музеях.

Таким образом, учителя начальной школы, занимаясь патриотическим воспитанием в внеучебной леятельности, применяют различные формы и методы работы, наиболее эффективные для нашего исследования: беседы; экскурсии; путешествие по родному краю; встреча с ветеранами; знакомство с историей школы.


2.2 Разработка комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию младших школьников в внеучебной деятельности

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения - одна из актуальнейших в современном образовании. Патриотическое воспитание предполагает формирование гражданской компетентности.

Для того, чтобы внеучебная деятельность отражала нормативно-правовой компонент необходимо разработать комплекс мероприятий.

Цель данных мероприятий – разработать мероприятие, направленные на формирование у младших школьников ценностных ориентаций, норм поведения.

Задачи: воспитывать чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа; формировать нормы поведения патриота и гражданина.

В ходе деятельности педагогов не используют такие методы как: поиска правильного решения; метод взрыва; метод реконструирования; поощрения.

Таблица 1 - Комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию младших школьников в внеучебной деятельности

№ п/п

Тема

Кол-во занятий

1

Социальная акция «Георгиевская лента»

Цель акции: сформировать у младших школьников чувство гражданско-патриотической ответственности и гордости за свою страну.

1

2

Посещение музея трудовой славы

Цель: приобщение к ценностям истории, культуры, науки; патриотическое воспитание младших школьников через знание истории, культуры, быта народа; формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью.

1

3

Деловая игра «Ценности молодого поколения»

Цель: сформировать у младших школьников наиболее актуальные ценности и приоритеты молодого поколения.

1

4

Военно-спортивная игра «Есть такой долг – Родине служить»

Цель: воспитание морально-волевых качеств: дружбы, товарищества, взаимопомощи, ответственности, честности, дисциплины, силы воли, мужества, выносливости.

1

5

«Исторический поход» - экскурсия в школьный музей или школьную музейную комнату

Цель: показать основные музейные школьные экспонаты с целью привлечения внимания к истории школы, города, страны

1

6

Семинар «Гражданином быть обязан»

Цель: пробудить чувство ответственности по отношению к своей семье.

1

7

Беседа «Я – патриот и гражданин»

Цель: воспитывать патриотизм и умение быть достойным гражданином своей страны; познакомить с нормами поведения патриота и гражданина, а также с их качествами.

1

8

Дискуссия «Гордость за достижении своей страны» Цель: сформировать чувство благодарности и гордости за свою страну во всех направлениях.

1


Содержание занятий по патриотическому воспитанию младших школьников в внеучебной деятельности представлены в Приложении А.

Таким образом, комплекс мероприятий содержит: социальную акцию «Георгиевская лента», посещение музея трудовой славы, деловую игру «Ценности молодого поколения», военно-спортивную игру «Есть такой долг – Родине служить», экскурсию в школьный музей «Исторический поход» семинар «Гражданином быть обязан», беседу «Я – патриот и гражданин», дискуссию «Гордость за достижении своей страны».

Участие в данных акциях, семинарах, конкурсах развивается составляющие гражданско-патриотического воспитания младших школьников, а именно нормы поведения патриота и гражданина, качества и ценности, которыми должен обладать гражданин и патриот.

Вывод по Главе 2:

На сегодняшний день, учителя начальной школы, занимаясь патриотическим воспитанием в внеучебной леятельности, применяют различные формы и методы работы, наиболее эффективные для нашего исследования: беседы; экскурсии; путешествие по родному краю; встреча с ветеранами; знакомство с историей школы.

Для того, чтобы внеучебная деятельность отражала нормативно-правовой компонент необходимо разработать комплекс мероприятий. Таким образом, комплекс мероприятий содержит: социальную акцию «Георгиевская лента», посещение музея трудовой славы, деловую игру «Ценности молодого поколения», военно-спортивную игру «Есть такой долг – Родине служить», экскурсию в школьный музей «Исторический поход» семинар «Гражданином быть обязан», беседу «Я – патриот и гражданин», дискуссию «Гордость за достижении своей страны».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод:

Воспитание патриотической личности – одна из важных задач современной школы. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей.

Исходя из положений ФГОС НОО именно младший школьный возраст является наиболее подходящим, сензитивным периодом для формирования социально значимых ценностей в сознании ребенка. Именно в этот период важно заинтересовать ребенка деятельностью, которая направлена на благо Родины и коллектива.

Патриотическое воспитание - это систематическая деятельность по организации и формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности и преданности своему Отечеству и Родине, готовность к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей.