Файл: Патриотическое воспитание младших школьников в внеучебной деятельности (Патриотическое воспитание младших школьников как педагогическая проблема).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 233

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Воспитательный процесс осуществляется в самых различных формах и при помощи разнообразных форм и методов: классные часы, собрания, лекции, доклады, размышления, встречи, подходы, экскурсии, олимпиады, самые различные конкурсы, выставки разных жанров, тематические стенды.

Патриотическое воспитание невозможно без всестороннего изучения природы, отечественной культуры и истории, самобытности и традиций родного края и страны, а также без ответственного отношения к предмету, только при всем этом можно говорить о воспитании настоящего патриота.

Под внеучебной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Формы и методы патриотического воспитания младших школьников во внеучебное время обладают определенными функциями, которые необходимо решить в воспитательном процессе. Основными функциями патриотического воспитания являются:

1. Организаторская функция, для любой формы воспитательной работы характерно решение организаторских задач, в данной роли организатора в большинстве случаев выступает – педагог, но этой роли может выступать и сам учащийся.

2. Регулирующая функция. Данная форма посвящена регулированию отношений как между учителем и учащимся, так и между самими учащимися. Разные формы могут по-разному повлиять на процесс сплочения коллектива, группы учащихся. В данной функции происходит формирование норм социальных отношений.

3. Информационная функция. Данная функция в процессе патриотического воспитания очень важна и реализуется не только изучением определенной темы или области знаний, но и с помощью уже и актуализации имеющихся знаний учащихся, т.е. непосредственно обращение к собственному опыту.

На сегодняшний день, учителя начальной школы, занимаясь патриотическим воспитанием в внеучебной леятельности, применяют различные формы и методы работы, наиболее эффективные для нашего исследования: беседы; экскурсии; путешествие по родному краю; встреча с ветеранами; знакомство с историей школы.

Для того, чтобы внеучебная деятельность отражала нормативно-правовой компонент необходимо разработать комплекс мероприятий. Таким образом, комплекс мероприятий содержит: социальную акцию «Георгиевская лента», посещение музея трудовой славы, деловую игру «Ценности молодого поколения», военно-спортивную игру «Есть такой долг – Родине служить», экскурсию в школьный музей «Исторический поход» семинар «Гражданином быть обязан», беседу «Я – патриот и гражданин», дискуссию «Гордость за достижении своей страны».


Таким образом, патриотическое воспитание учащихся общеобразовательных учреждений во внеучебной деятельности является необходимым. С помощью данного педагогического процесса можно добиться воспитания у учащихся любви и уважения к своей Родине и Отечеству, уважения старших и традиций, чувства гордости за свой народ и преданности ему. А для достижения всего этого можно использовать примеры из истории, народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно -прикладного искусства, народные обряды и традиции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азаров Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. - 2013. - №6. - С.3 - 7.
  2. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. М.: Просвещение, 2014. 176 c.
  3. Барышников Е. Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск: ЧИППКРО, 2014. 416 с.
  4. Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. М.: Народное образование, 2012. 112 с.
  5. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. В 13- т. / Ред. коллегия: Н.Ф. Бельчиков и др. М.: АН, 2014. Т.4. 676 с.
  6. Быков А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ // Педагогика. 2011. №1. С. 144-157.
  7. Вырщиков А.М, Кусмарцев М.Б. Цели и задача патриотического воспитания // Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования// 51 авт.-сост. А.М. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович. М.: Глобус, 2012. 330 с.
  8. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. СПб.: Речь, 2011. 316 с.
  9. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: метод. пособие для учителей. М.: Просвещение, 2010. 288 с.
  10. Демакова И. Д. Перспективы развития внеурочной деятельности в контексте построения новой модели образования // Методист. 2014. № 7. С. 14-19.
  11. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2012. 256 с.
  12. Журавская Т.В. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. - 2- е изд., перераб. М.: ТЦ Сфера, 2013. 96 с.
  13. Замостьянов А. Патриотическое воспитание – подступы и попытки // Народное образование. 2012. №8. С. 121-128.
  14. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов, изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Лотос, 2010. 384 с.
  15. Ивашкина Н. А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики. автореф. дис., д-ра. пед. наук: 09.00.01; Московского гос. пед. ун-т. М., 2014. 187 с.
  16. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 2014. 496 с.
  17. Кущенко А. Как воспитать патриотов? // Смена. 2012. 5 декабря. С 1, 2.
  18. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование / Начальная школа (плюс и минус). 2012. № 4. С. 178-195.
  19. Луговинов В.И. Военно-патриотическое воспитание молодежи // под общ. ред. С.В. Смульского. М.: Изд-во РАГС, 2011. 172 с.
  20. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности/ Воспитание школьников. 2013. № 6. С. 121-128.
  21. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно - патриотического воспитания детей и подростков / Воспитание школьников. 2013. № 5. С. 88-93.
  22. Макаренко А.С. Доклад в Педагогическом училище. Соч. - М.: Изд- во АПН, 2015. Т.5. С. 407- 419.
  23. Патриотическое воспитание: задачи, содержание, акценты. / В. Луховицкий, Е. Русакова, Ю. Силинг // Народное образованней. 2015. №7. С. 77-83.
  24. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 2011. 332 с.
  25. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. 432 с.
  26. Российский патриотизм и патриотическое воспитание детей и молодежи: материалы XIII муниципальной конференции. Рыбинск: МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр». 2015. 170 с.
  27. Синягина Н.Ю. О патриотизме и воспитании патриота // Воспитание школьников. 2011. №1. С. 23-26.
  28. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Академия, 2012. 425 с.
  29. Устинoва Л.А. Патриoтическoе воспитание младшего школьника - http://festival.1september.ru/articles/580629/.
  30. Шелкова Т.В. Традиции школы в воспитании патриотизма у школьников // Традиции патриотизма в культуре и истории России: сборник материалов науч.-практ. конференций 2009-2010 годов / Рос. гос. воен. истор.-культур. центр при Правительстве РФ (М.), Волгогр. обл. краевед. музей (Волгоград) ; редкол.: М. Б. Кусмарцев и др. - Волгоград: Панорама, 2011. С. 345-349.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Описание занятий по патриотическому воспитанию младших школьников в внеучебной деятельности

Занятие 1. Социальная акция «Георгиевская лента».

Цель: сформировать у младших школьников чувство гражданско-патриотической ответственности и гордости за свою страну.

Задачи:

 привлечь внимание окружающих к данной акции;

 пробуждение у младших школьников и у окружающих людей чувства долга и ответственности за прошлое своей страны.

Ход акции:

 Подготовить георгиевские ленточки для данной акции;

 Обозначить с ребятами место проведения данной акции, а именно раздачу георгиевских ленточек проходящим людям, в честь праздника «Дня Победы»;

 Подведение итогов с младшими школьниками о том, какие чувства они испытывали в ходе данной акции и какие новые установки были приобретены после завершения акции.

Метод «узнаю лучше – уважаю больше», которое предполагает проведение внеклассных мероприятий с самоподготовкой к ним.

Форма: практическая.

3анятие 2. Посещение музея трудовой славы

Цель и задачи:

1. приобщение к ценностям истории, культуры, науки;

2. патриотическое воспитание младших школьников через знание истории, культуры, быта народа;

3. формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью;

4. воспитать патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы.

Ход мероприятия:

1. в музее педагог рассказал о всех интересных фактов прошлого, о достижениях России, о героях того времени, об научных открытиях;

2. после посещения музея младшие школьники пишут сочинение по тому, что вызвало наибольший восторг и что больше запомнилось и почему.

3. Проанализировать, учителю о том, на сколько данное внеклассное мероприятие является результативным.

Метод «узнаю лучше – уважаю больше», где содержатся коллективные посещения учреждений культуры.

Форма: наглядная.

Занятие 3. Деловая игра «Ценности молодого поколения».

Цель: сформировать у младших школьников наиболее актуальные ценности и приоритеты молодого поколения.

Ход деловой игры:

1) из проведенной нами диагностики видно, что у некоторых младших школьников приоритет ценностей абсолютно иной;


2) в ходе деловой игры младшие школьники должны понять и расставить вновь приоритеты;

3) подвести итог совместно с детьми по получившимся результатам. Метод убеждения и переубеждения, где предполагается работа в группе, участие в работе класса. Форма: словесная.

Занятие 4. Военно-спортивная игра «Есть такой долг – Родине служить».

Цель: воспитание морально-волевых качеств: дружбы, товарищества, взаимопомощи, ответственности, честности, дисциплины, силы воли, мужества, выносливости.

Ход игры:

1. каждый класс выбирает тематику своего представления, подбирает музыку, а также репетирует показательное выступление;

2. после того, как выступят все команды, каждая команда проходит интеллектуальный конкурс;

3. жюри подводят итоги по данному мероприятию.

Метод убеждения и переубеждения, где предполагается работа в группе, создание условий для приобретения младшим школьником положительного жизненного опыта, включение в активную социально – ценную деятельность.

Форма: практическая.

Занятие 5. «Исторический поход» - экскурсия в школьный музей или школьную музейную комнату

Цель: показать основные музейные школьные экспонаты с целью привлечения внимания к истории школы, города, страны

Занятие 6. Семинар «Гражданином быть обязан».

Цель:

1. способствовать получению и расширению знаний, учащихся о России: ее истории, традициях, культуре, праве и т.д.

2. становление многостороннего развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях.

3. воспитывать у младших школьников активную жизненную позицию, познавательный интерес к изучению обществознания.

Задача: воспитание у младших школьников гражданских качеств и патриотизма, формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека.

Ход семинара:

1. Вывести младших школьников на диалог по теме, какую роль играет в их жизни общество;

2. рассказать о правилах хорошего тона по отношению к другим людям, обществу, а также о имеющихся у них правах и обязанностях;

3. младшие школьники, с помощью своих докладов, доносят до всех о необходимых качествах, которые должны иметь патриоты и граждане страны;

4. подвести итог по проведенному семинару.

Метод перевоспитания, где предполагается вовлечение индивидуума в общественную жизнь, где четко оговорены права и обязанности каждого для всех.

Форма: словесная.

Занятие 7. Беседа «Я – патриот и гражданин».