Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Сущность дидактической игры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • игры-празднества, игровые праздники;
  • игровой фольклор;
  • театральные игровые действия;
  • игровые тренинги и упражнения;
  • игровые анкеты, вопросники, тесты;
  • эстрадные игровые импровизации;
  • соревнования, состязания, противоборства, соперничества;
  • конкурсы, эстафеты, старты;
  • мистификации, розыгрыши, сюрпризы;
  • карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.

Процесс воспитания детей старшего дошкольного возраста осуществляется посредством ведущей на данном возрастном этапе деятельности – игровой. Педагогами широко используются дидактические игры, являющиеся разновидностью игр с правилами, которые созданы специально для осуществления воспитания и обучения детей. Игра является незаменимым средством нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Соблюдение игровых правил способствует воспитанию гуманных взаимоотношений, проявлению чуткого отношения к сверстникам, воспитываются такие личностные качества, как справедливость, оказание помощи, коллективизм.

Дидактические игры решают задачи эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Посредством дидактических игр совершенствуются движения детей старшего дошкольного возраста, выразительность речи, развивается фантазия, воображение, творческие способности, происходит яркая, проникновенная передача образа. Использование дидактических игр направлено на усвоение и закрепление у детей дошкольного возраста знаний, умений и навыков, речевое развитие и развитие умственных способностей. Различное содержание дидактических игр может способствовать экологическому, правовому, экономическому, поликультурному воспитанию детей. К примеру, если в содержание игры входит ознакомление детей с живой и неживой природой, их взаимосвязи, то игры решают задачу экологического воспитания, если в содержание игры включаются понятия «деньги», «стоимость» и т.д. – экономическому воспитанию, использование реальных предметов и игрушек различного цвета, размера, изготовленных из различного материала – умственному воспитанию.

Дидактические игры способствуют:

  • развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющихся у детей представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных;
  • развитию памяти, внимания, наблюдательности;
  • развитию умения высказывать свои суждения, делать умозаключения;
  • развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста;
  • развитию речи детей: пополнению и активизации словаря;
  • социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.

Ценность дидактических игр не ограничивается только тем, что они используются как средство обучения, т. е. как часть занятия. Большое значение в воспитании и обучении детей имеют и те дидактические игры, в которые дети играют самостоятельно – вне занятий.

1.2. Значение игры в развитии личности

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых, которые занимались проблемой игровой деятельности: К. Гросс, П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин и др. Далее рассмотрим понятие игры и игровой деятельности, этапы развития игры, а также ее структуру. Понятие игры и игровой деятельности К. Гросс сделал первую попытку классифицировать детские игры. По мнению П.П. Блонского, игра представляет собой особую группу, которая включает в себя несколько видов деятельности [3, с.18]. Д.Б. Эльконин рассматривал игру как отдельную деятельность детей [15].

Игра – это ведущий тип деятельности детей старшего дошкольного возраста. Игра – это особый вид деятельности, который направлен на усвоение культурно-исторического опыта человечества.

Выделяют следующие функции игры:

  1. развлечение;
  2. коммуникация;
  3. самореализация;
  4. терапия;
  5. диагностика;
  6. коррекция;
  7. социализация.

Д.Б. Эльконин выделял несколько постепенно усложняющихся видов игр:

  • Предметно-манипулятивная игра. Здесь действия ребенка сводятся к подражанию.
  • Сюжетно-ролевая игра. Данный вид игры направлен на усвоение норм межличностных взаимоотношений [15, с.104].

Рассмотрим также и классификацию способов игр по Н.В. Микляевой:

  1. Условные предметные действия.
  2. Поведение в контексте той или иной роли.
  3. Развертывание сюжета [5, с.139].

В развитии психики ребенка игра выполняет следующие роли:

  1. Игра как способ изучения особенностей межличностного взаимодействия.
  2. Игра как способ изучения особенностей соподчинения мотивов.
  3. Развитие нравственных инстанций. Формирование качественно новых мотивов.
  4. Формирование и развитие новых продуктивных видов деятельности [9, с.97-98].

Старших детей старшего дошкольного возраста привлекают, в основном, именно ролевые игры. Особенностью этих игр является то, что в них можно использовать одни предметы в качестве заменителей других, а также проигрывать разнообразные роли. Особенно характерно для детей старшего дошкольного возраста подражание взрослым в своих играх. Таким образом, здесь можно говорить о закладывании определенной модели поведения.


Также важно характеристикой становится то, что для детей важнее сам процесс игры, нежели ее результат. Дети играют ради самой игры, ради эмоциональных реакций, которые он в ней получает, а также ради общения с другими сверстниками. Довольно часто в своих играх дети демонстрируют те вопросы, которые когда-либо были затронуты их родителями. Кроме того, для детей нет проблемы в том, чтобы заменить один предмет совершенно другим, наделяя его таким же значением и функциями [13, с.53].

Дети 5-6 лет в состоянии по несколько часов и даже дней концентрировать внимание на игровом сюжете. Также по мере взросления они отдают предпочтение тем или иным игровым ситуациям. Тогда как в младшем дошкольном возрасте преобладают бытовые тематики, в среднем больший интерес вызывают производственные обстоятельства, а старшие дети старшего дошкольного возраста увлечены общественно-политическими сценариями, нередко переплетенными с сюжетами любимых фильмов или книг.

Развитие игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста демонстрирует заметный прогресс по мере перехода детей их одной возрастной группы в другую. Дети старшего дошкольного возраста не в состоянии планировать развитие сюжета, а чаще повторяют одни и те же поступки взрослых. Дети постарше демонстрируют творческий подход, а наиболее важными в игре считают отношения между игроками. Старшие дети дорожат распределением ролей и соблюдением правил игры.

По мнению Д.Б. Эльконина, в структуру игровой деятельности входит пять элементов:

  1. роли, которые были распределены перед началом игры;
  2. игровые действия;
  3. игровые предметы;
  4. взаимоотношения детей в процессе игры;
  5. сюжет игры [15, с.142].

Функциями игры являются:

– обучающая – в игре развиваются общие учебные умения и навыки;

– развлекательная – средствами игры создаётся благоприятная атмосфера в процессе обучения, способствующая увлекательности изучаемого материала;

– коммуникативная – использование игры позволяет объединить детей и взрослых, установить эмоциональный контакт, формировать навыки общения;

– релаксационная – игра позволяет снять эмоциональное (физическое) напряжение, которое вызвано нагрузками в учебной или трудовой деятельности;

– самовыражение – позволяет в ходе игры реализации творческих способностей, более полного раскрытия своего потенциала;

– компенсаторная – игра позволяет создать условия, которые удовлетворяют личностные устремления, которые являются невыполнимыми или трудновыполнимыми в реальной действительности [13, с.57].


Игра представляет собой основной вид деятельности ребёнка – это свободная и самостоятельная деятельность, которая возникает по его инициативе. Мотивом игры является не результат, а сам процесс. Для ребёнка игра представляет собой средство, способствующее самореализации и самовыражению.

В современной литературе представлены различные классификации игр. В соответствии с содержанием и особенностями, можно выделить следующие виды игр.

  1. Сюжетно-ролевые игры – данные игры создаются самими детьми при руководстве взрослым. Основой данного вида игр является наличие детской самодеятельности. Иногда данный вид игр называют творческими, так как при развёртывании игры происходит не копирование действий, а творческое осмысление, воспроизведение в создаваемом образе, игровых действиях.
  2. Строительные игры являются разновидностью сюжетно-ролевых. Основным содержанием строительной игры является выполнение разнообразных построек, отражающих окружающую жизнь, а также осуществление разнообразных действий с ними. Театрализованная игра – вид игр, предполагающих наличие зрителей (сверстников, младших детей, родителей). В процессе игр данного вида происходит формирование умений при помощи изобразительных средств (интонация, мимика, жесты) точного воспроизведения идеи художественного произведения и авторского текста. Данный вид игр является достаточно сложным, поэтому необходимо постоянное участие взрослых.

3. Также в педагогике выделяются игры с правилами – дидактические игры, подвижные игры. Основой данного вида игр служит наличие чётко определённого программного содержания, дидактической задачи, целенаправленности обучения. Дидактические игры используются с целью обучить детей приёмам сравнения и группировки предметов по внешнему признаку, по назначению, служат средством воспитания сосредоточенности, внимания, настойчивости, способствуют развитию познавательных способностей [14, с.77].

Свобода и добровольность включения детей в игру. Обеспечение понимания смысла и содержания игры, её правил, идеи каждой роли. Совпадение смысла игровых действий с содержанием и смыслом
поведения в реальной ситуации. Соблюдение в игре принятых в обществе норм нравственности, основанных на гуманизме, общечеловеческих ценностях.

Игра организуется и направляется взрослым, при необходимости сдерживается, но не подавляется, необходимо обеспечить каждому участнику игры возможность проявить инициативу. После окончания игры проводится анализ, в результате которого могут пересматриваться содержание или правила.


Игра как один из стимулов социализации относится непосредственно к социологии детства, поскольку именно в раннем, детском возрасте ребенок через игру может воспринимать различные социальные нормы, ценности и формировать свое мировоззрение. Помимо этого, развитие игровой деятельности – это одна из ключевых задач социологии детства.

Игра является преимущественно частью жизни детей дошкольного и старшего дошкольного школьного возраста. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной (первичной) социализации. Несмотря на то, что она полностью контролируется взрослыми (родителями, воспитателями, учителями), все же дети очень легко воспринимают любые проявления в обществе, обладают легкой обучаемостью, их психика гибкая, а нервная система пластичная. В этом возрасте ребенка очень легко избаловать, или наоборот, так же легко обидеть, взрастить в нем комплексы, которые он пронесет через всю свою жизнь, и которые закрепятся в его психическом состоянии.

Таким образом, чтобы создать благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания, а также для развития личности в условиях общественных отношениях, взрослые должны способствовать социальному развитию ребенка, поощрять всевозможные формы игр, но контролировать их процесс, регулировать его, участвовать в нем самим, чтобы узнавать своего ребенка и давать ему поддержку в этот важный период становления личности.

Благодаря игровым формам деятельности ребенок может достигнуть следующих успехов [11, с.219].

Во-первых, он может освоить первоначальные представления об обществе, его структуре, функциях, различных сферах. Также ребенок включается в систему социальных отношений: с родителями, воспитателями, другими детьми.

Во-вторых, благодаря игре развивается игровая деятельность. Игры могут носить не только развлекательный, но и образовательный характер. Сегодня существует большое количество игр, которые совмещают в себе развлечение и развивающие компоненты. Благодаря рекомендациям на упаковке можно подобрать ребенку игру, которая будет соответствовать его возрасту, уровню развития соответственно возрасту, а также интересам, что является самым важным.

В-третьих, в игре и через игру ребенок приобщается к элементарным принятым нормам поведения, правилам взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, знакомыми и незнакомыми людьми.

В-четвертых, игра помогает формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, а также чувства принадлежности к окружающему миру.