Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Сущность дидактической игры).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Игры – величайшее изобретение людей, многие из них имеют богатейший воспитательный потенциал, являются квинтэссенцией накопленной тысячелетиями народной мудрости, каналом трансляции непреходящих духовных ценностей. Не случайно феномен игры на протяжении всей истории развития человечества приковывал к себе внимание выдающихся мыслителей. Игра изучалась в самых разных аспектах: философском, педагогическом, психологическом, социологическом и т.д. Сейчас ведущим в исследовании игры, в частности по мнению Н.А. Хренова, становится культурологический подход.
Исследователи игры – от Платона до Канта и Шиллера, от Коменского до Хейзинги и Берна – подчеркивают ее универсальные возможности в эстетическом и нравственном воспитании, формировании коллективистских черт личности, познавательных интересов, выработке воли и характера, в интеллектуальном, эмоциональном, сенсорном и физическом развитии, развитии творческого мышления и воображения. Игры как способ передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Естественно, что они с течением времени развивались, совершенствовались, трансформировались, приобретая различные качества и разные культурные смыслы. Были эпохи, когда традиционные формы игрового самовыражения личности разрушались, игра начинала функционировать не в каких-то отдельных сферах (педагогической, театральной, художественной), а пронизывала широкие пласты социального бытия.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – дидактические игры.
Цель работы – изучить и описать основные приемы и методы формирования интереса к дидактической игре у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования – успешность включения в дидактическую игру зависит от выбора воспитателем приемов обучения игре.
Задачи исследования
- описать суть игры в педагогике и психологии;
- раскрыть сущность развития личности в игре;
- охарактеризовать сущность дидактической игры;
- раскрыть вопрос о приемах развития интереса к дидактической игре;
- исследовать особенности проектирования дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ
В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Сущность дидактической игры
Игровая деятельность является ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста, не теряет она актуальности и в младшем школьном возрасте. Для воспитания волевых качеств детей дошкольного и школьного возраста успешно может быть использована игровая деятельность, в частности, игры с правилами.
Одним из видов игр с правилами является подвижная игра. Использование игр с правилами решает множество воспитательных задач, одной из которых является создание условий для волевого усилия, необходимого для достижения личных успехов. При введении подвижной игры детям объясняются правила игры, кроме того, проводится систематическая работа с понятием «правило» повторяются игровые правила, объясняется, как их нужно выполнять, проводится самооценка игры. С целью воспитания волевых качеств детей используются разнообразные методы: объяснение, показ, рассказ и т.д.
Основными условиями использования игры как средства воспитания волевых качеств детей являются:
- простота и понятность правил игры детям;
- чёткое выделение правил игры для их соблюдения;
- игра должна способствовать умственному развитию и развитию движений;
- игра не должна нести угрозы здоровью ребёнка;
- активность в игре всех участников;
- выполнение гигиенических и эстетических требований, требований безопасности к инвентарю игры [3, с.78].
Воспитание качеств детей в игре происходит поэтапно.
На первом этапе педагог добивается реакции детей на сигналы, для этого можно использовать в качестве раздражителей хлопки в ладоши, колокольчики, различные музыкальные игрушки.
На втором этапе происходит ознакомление с игрой и её правилами. На данном этапе широко используются предметы, картинки, проводятся беседы, в процессе которых происходит уточнение знаний и представлений детей об игре. На данном этапе объясняются правила игры, которые повторяются детьми несколько раз, обсуждаются ситуации, когда правила будут не соблюдаться.
На третьем этапе проводится игра. Взрослый может участвовать в игре вместе с детьми или наблюдать за игрой со стороны, руководство игрой осуществляется педагогом, им используются: направление действий играющих советом, вопросом, напоминанием, предложение выполнения роли активным детям.
На четвёртом этапе подводятся итоги игры, обсуждаются
результаты.
Функциональные компоненты системы реализуются в планировании целей (системообразующий компонент); моделировании (анализ внешних и внутренних условий деятельности и выделения комплекса условий, значимых для достижения цели), программировании (антиципация компонентного состава предстоящих действий, способов, которыми они будут осуществляться, и собственно последовательности осуществления планируемых действий); оценивании, коррекции результатов (на каждой стадии достижения цели происходит контроль актуального состояния системы и результатов действий путем их сличения с прогнозируемыми параметрами, оценка рассогласования и принятие решения о коррекции исполнительских действий или о переходе к следующей стадии реализации деятельности). Эти процессы взаимосвязаны между собой, имеют сложную архитектонику и могут осуществляться в течение онтогенеза как последовательно, так и параллельно [9, с.61].
Игра является ведущим видом деятельности ребенка в младшем возрасте. Она считается наиболее эффективной формой социализации ребенка, так как в ходе игровой деятельности в личность маленького гражданина закладываются основы будущем уже взрослой и самостоятельной личности. Организация игровой деятельности может быть разной, но есть и ключевые моменты, которых стоит придерживаться. Например, в каждом заведении с большим количеством детей, или в заведениях непосредственно для самих детей необходимо организовывать игровые зоны, которые должны соответствовать всем требованиям безопасности. Эти зоны могут быть для театрализованных, настольных или дидактических игр. Во время совместной игры дети начинают выстраивать свои взаимоотношения друг с другом, учиться общению. Иногда могут происходить конфликты, и важно помнить, что взрослые без необходимости вмешиваться в них не должны [4, с.213].
По описанию игра – это тип определённая ситуация, направленная на воспроизведение и изучение социального опыта, где вырабатывается и развивается управление своим поведением.
В общественной деятельности игра выполняет следующую миссию:
- развлекательную (это главный назначение игры – развлечь, удовлетворить, вдохновить, пробудить интерес);
- коммуникативную: усвоение разновидностей общения;
- самовыражения в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: переселение разных трудностей, появляющихся в других аспектах жизнедеятельности; распознавательная: обнаружение изменений нормативных поступков, самоизучение в игровой деятельности;
- корректировочная: введение положительных перемен в устройство индивидуальных данных;
- межнационального общения: освоение неделимых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: вовлечение в систему общественных взаимоотношений, освоение стандартов человеческого общежития.
В строении игры как активной работы содержится планирование целей, составление плана, осуществление намеченной задачи, а также разбор достигнутого результата, в котором человек целиком реализовывается как субъект. Мотивирование игровой деятельности осуществляется её свободностью, реальностью выбора и компонентами соревновательности, удовлетворенность в реализации и утверждении самого себя. В конструкцию игры как действия входят: образы, выбранные для себя игроками; игровые процессы как методы осуществления таких образов; игровое использование предметов, т. е. замена настоящих вещей игровыми, условными; живые взаимоотношения между игроками; сюжет (содержание) – сфера реальности, условно воссозданная в игре.
Игровые виды деятельности воссоздаются на занятиях с помощью игровых способов и условий, которые выдвигаются как средство воздействия, подталкивание учеников к учебным занятиям. Осуществление игровых способов и ситуаций при занятиях в форме урока происходит по таким ведущим назначениям: наставническая задача ставится перед учениками в игровой форме; учебная работа зависит от правил игры; учебным материалом пользуются в качестве её средства, в учебную работу вносятся элементы соперничества, которая меняет дидактическую задачу в игровую; благополучное исполнение дидактического задания сплетается с результатом игры.
Место и роль игровой деятельности в учебном процессе, соединение компонентов игры и обучения часто зависят от осознания преподавателем целей и систематизировании педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Виды образовательных игр делятся по видам деятельности на: физические (двигательные), мыслительные (умственные), рабочие, общественные и психологические. По виду педагогического процесса распознаются следующие группы игр: учебные, тренировочные, осматривающие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие. Широка типология педагогических игр по образу игровой методики.
Три большие группы составляют:
1) игры с готовыми «жёсткими» правилами;
2) игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий;
3) игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу.
Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные (математические, химические и т. д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т. п. По содержанию «вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические и т. п.
Все последующие за дошкольным возрастном периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст – учебная деятельность, средний – общественно полезная, старший школьный возраст – учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс развития ребёнка.
Оптимальное сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного процесса – одно из самых сложных действий педагогов. Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами. Игра представляет проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. Именно игровая ситуация с её двуплановым поведением, с возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, позволяет ему быть на голову выше своего обычного поведения, даёт возможность говорить с собой на разных языках, по-разному интерпретируя своё собственное «я».
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с разными средствами передвижения. И, наконец, по форме (форма есть способ существования и выражения содержания) можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: