Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Сущность дидактической игры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методика дидактической игры своеобразна. Важно во все время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей. Для этого воспитатель становится участником игры, мотивируя свои требования и замечания ее задачами и правилами. Дети должны быть заинтересованы в выполнении правил и следят за этим. Дидактические игры кратковременны (10-20 минут), и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче [13, с.59].

Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребенок, а другие бездействовали. Например, в игре «Что изменилось?» можно вызывать детей по очереди, но в таком случае активной умственной работой будет занят только один из играющих, остальные будут лишь наблюдать. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если та же задача предлагается всем играющим: они должны внимательно рассмотреть и запомнить расположение игрушек на столе, затем воспитатель закрывает игрушки ширмой или предлагает ребятам закрыть глаза и переставляет игрушки. Все дети должны заметить изменения.

В игре проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка при выборе задания, постановке вопроса: одному надо дать загадку легче, другому можно посложнее; одному нужно помогать наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения. Особенного внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребенок знает, как отгадать загадку, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Воспитатель помогает ему преодолеть застенчивость, одобряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед коллективом. Таким образом, в дидактической игре обучение неразрывно связано с воспитанием каждого ребенка и всего детского коллектива.

В результате наблюдений за детьми, в дидактических играх воспитатель определяет навыки самостоятельности ребенка, оценивает умения самообслуживания, общения с педагогом и сверстниками. Проводится педагогический мониторинг по развитию познавательной деятельности. Здесь происходит оценка мыслительных операций – анализа, синтеза, классификации.

Таким образом, методы развития дидактической игры способствуют процессу обучения детей как в ДОУ, так и в школе впоследствии. Кроме того, в дидактической игре прослеживаются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития.


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Наблюдение за особенностями игры у детей
старшего дошкольного возраста

Для выявления особенностей игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры были разработаны следующие критерии:

  • длительность ролевого взаимодействия;
  • разнообразие ролевых действий;
  • специфика объединения в игре;
  • позитивность взаимодействия в игре.

Другим важным инструментом анализа являлась беседа с ребенком (А.Н. Харчевникова, В.А. Деркунская). В беседе была получена дополнительная исчерпывающая информация от ребенка о его настроении, общении со сверстниками, играх в детском саду и дома. Цель беседы заключалась в выявлении игровых интересов мальчиков и девочек 5-6 лет.

Беседа проходила в индивидуальной форме и содержала следующие вопросы к детям:

  1. В какие игры ты любишь играть с другими ребятами?
  2. В какие игры ты играешь дома?
  3. Кем ты любишь быть в играх?
  4. С какими игрушками ты любишь играть? (ребенку предлагаются реальные игрушки). Пожалуйста, покажи.
  5. Если бы мы играли в мультик, то кем бы ты был?
  6. Если бы мы играли в сказку, то кем бы ты был, кого изображал?
  7. С кем ты больше любишь играть: с мальчиками или девочками? Почему?

Для выявления игровых интересов мальчиков и девочек 5-6 лет были разработаны следующие критерии:

  • частота предпочитаемых сюжетов игр мальчиков и девочек;
  • частота предпочитаемых ролей мальчиков и девочек;
  • привлекающие мальчиков и девочек игрушки;
  • предпочитаемые партнеры по игре.

Использование метода наблюдения позволило сделать вывод о том, что чаще всего мальчики предпочитают играть «в машинки», «в войнушку», в подвижные игры. Можно заметить, что мальчиков, как правило, привлекает внешняя атрибутика, – они любят играть при наличии игрового оборудования, тогда игра может длиться достаточно долго, быть эмоционально насыщенной. Особенно это заметно в начале и в конце дня, что можно объяснить психоэмоциональным состоянием ребенка – разлукой с родителями в начале дня и общей усталостью в конце дня.


Анализируя содержание игр девочек можно отметить, что их привлекают сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Школа», «Больница», «Зоопарк». Девочек также привлекает наличие игрового оборудования и чаще всего толчком к игре является та или иная игровая атрибутика.

Дети экспериментальной группы с радостью шли на контакт, например, Максим С. очень хотел поговорить с экспериментатором, потому что она «научит его новой игре». Только 20 % детей экспериментальной группы относились к исследователю напряженно, эмоционально неадекватно. Причиной отрицательных эмоций этих детей являлась неуверенность в себе, чаще всего эти дети предпочитали игры «в одиночку».

Наблюдение позволило определить, какие игровые позиции занимали мальчики и девочки 5-6 лет: «артист» (6 мальчиков и 3 девочки) – дети характеризуются тем, что они самостоятельно создают образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, «озвучивают» героев и комментируют сюжет; «режиссер» (1 девочка и 1 мальчик) – дети отличаются умением создавать игровое пространство, наполнять его игрушками и атрибутами по своему усмотрению., «сценарист», «костюмер», «оформитель» (4 девочки и 3 мальчика) – дошкольники способны определять место для игры, подобрать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаются в процесс изготовления с воспитателем недостающих атрибутов для игры, «зритель» (2 мальчика и 5 девочек) – дошкольники отличаются умением быть доброжелательными сторонними наблюдателями, до конца наблюдают игру, адекватно реагируют на происходящее, отвечают на обращение «артистов», позитивно оценивают игру сверстников.

Использование беседы в качестве диагностического инструментария позволило определить своеобразие игровых мотивировок мальчиков и девочек.

У девочек эти игровые мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать, как взрослый. Именно девочки чаще всего копируют поведение взрослых (особенно мам, старших сестер, воспитательниц). Большое значение в поведении девочек имеют интересы установления и сохранения положительных взаимоотношений с воспитательницей и детьми группы (особенно с девочками).

У мальчиков игровые интересы связаны с представлением о характере деятельности мужчин: мужчина может быть шофером, автослесарем, моряком, летчиком. 4 % мальчиков указали на то, что мужчина может быть бизнесменом, но «в бизнесмена» они не играют, потому что, по их словам, не умеют.


Исходя из результатов беседы, можно отметить дифференцированные игровые интересы мальчиков и девочек, обусловленные половой принадлежностью детей. Некоторых девочек привлекают машинки. Это связано с тем, что девочки стали более современными, практичными. Партнеры по игре выбираются в соответствии с полом ребенка.

В процессе исследования использовалось анкетирование родителей детей экспериментальной группы, которое было представлено вопросами психолого-педагогического содержания, при этом исследователя интересовали данные об играх ребенка. Результаты анкетирования родителей детей экспериментальной группы (35 %) свидетельствуют о том, что девочки чаще всего играют дома в куклы («Дочки-матери»), 45 % родителей указали на то, что мальчики дома в основном играют «в машинки». Например, один из родителей на вопрос «В какие игры ты любишь играть в детском саду?», ответил, что ребенок может организовать любую игру, но только при наличии игрового оборудования.

По наблюдениям родителей: игрушки девочек – мячи, мягкие игрушки (музыкальные игрушки), куклы и мебель для кукол, иногда машинки для кукол Барби; игрушки мальчиков – мячи, танки, человечки (Человек-Паук, Бэтмен), самолеты, пистолеты, машины, конструктор, железная дорога, роботы, трансформеры. Источники сюжетов игр девочек – взрослые, сверстники. Источники сюжетов игр мальчиков – мультфильмы, реклама, кино, ролевые компьютерные игры. Играет с детьми дома тот, кто свободен. Родители предлагают своим детям подвижные и настольные игры (прятки, салочки, догонялки, камень-ножницы-бумага, лото, домино, шахматы, пазлы, «Казаки-разбойники»). Дети разного пола в семьях, где разница между ними в 1-2 года, взаимодействуют конфликтно: обзываются, не могут поделить игрушки, уступить друг другу, договориться о совместной игре.

Таким образом, результаты анкетирования родителей показали, что и мальчики и девочки дома играют в пазлы, компьютерные, подвижные игры. Сюжетно-ролевые игры детей в детском саду разнообразнее, чем дома, так как в дошкольном учреждении много детей, с которыми им интереснее играть в массовые и разнообразные сюжетно-ролевые игры. Как правило, игры дома у детей одиночные или со взрослым, что не способствует развитию, обогащению детской субкультуры. У мальчиков и девочек разное отражение мира в игре, так как источники сюжетов игр девочек – взрослые, сверстники; мальчиков – мультфильмы, реклама, кино. Дети разного пола в семьях взаимодействуют конфликтно в силу возрастных и половых особенностей.


2.2. Проектирование путей развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития воспитанников является поддержка спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Задачи по формированию игровой деятельности старших дошкольников (сюжетно-ролевые игры):

  1. Содействовать обогащению содержания игр.
  2. Учить самостоятельно организовывать игры.
  3. Способствовать укреплению устойчивых детских объединений.
  4. Учить согласовывать свои действия с действиями партнеров.
  5. Учить выполнять правила и нормы поведения.
  6. Развивать творческое воображение.
  7. Развивать память, мышление.
  8. Совершенствовать речевое общение.
  9. Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.
  10. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника, умение считаться с интересами товарищей, справедливо решать споры.
  11. Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений от художественной литературы, мультфильмов.

Игра протекает как осмысленная, целенаправленная деятельность, в ходе которой ребенок ставит и реализует значимую для себя цель (приготовить обед кукле-дочке, вылечить мишку и т.п.). При этом цели не являются постоянными, по мере роста и развития ребенка они изменяются, перестают быть подражательными и становятся более глубоко мотивированными. Содержанием детских игр является жизнь, деятельность и отношения взрослых людей.

Игра «Айболит»

Цель: создание игровой ситуации для освоений детьми первоначальных представлений социального характера.

Задачи:

  1. Умение общаться со взрослыми, умение сопереживать.
  2. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни и основ безопасного поведения.
  3. Накопление двигательного опыта, совместной двигательной активности.
  4. Общение со взрослыми и сверстниками.
  5. Развитие диалогических форм речи.