ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 862

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Величина критерия, рассчитанная по формулам (3.11), (3.12) должна быть больше табличного значения, т. к. в этом случае с вероятностью Р можно утверждать, что суще-ствует определенная согласованность экспертов относительно критериев, оцениваемая рассчитанным коэффициентом конкордации.

В качестве уровня значимости выбираем уровень 5 % (q = 5 %).

Если , согласованность мнений экспертов считается достаточной. В нашем случае χ2 = 11,1.

Весовые значения критериев αi рассчитаны по формуле:


(3.13)


и приведены в графе 11 таблицы 3.3.

Достаточно большой вес имеет качество услуг, за ним следует критерий времени отправления, популярность, производственные мощности. Данные критерии определяют рейтинг ТЭК в меньшей степени, чем стоимость. Но и они играют важную роль при осуществлении выбора.

Остальные критерии имеют еще более низкую значимость , но учет этих критериев позволяет составить более полную картину и правильно выбрать ТЭК.

После определения весов критериев рассчитаны их значения по формулам (3.1−3.3) и с учетом рекомендаций, изложенных выше.

Расчёты:

Результаты расчетов для всех фирм приведены в таблице 3.5.


Таблица 3.5 – Значения критериев

ТЭК

Название критериев

1

2

3

4

5

1

147

4,0

25,26

5

15

2

157,5

4,5

16,93

8

30

3

160,4

6,0

19,54

2

16

4

136,5

7,0

14,40

5

22


Для расчета рейтингов компаний необходимо выполнить нормирование критериев, т. к. все они имеют разную размерность.

Процедура нормирования заключается в следующем:

  1. Критериям, для которых оптимальным значением является минимальное, единица присваивается минимальному показателю, а остальные вычисляются путем деления значения минимального показателя на соответствующий показатель.

  2. Критериям, для которых наилучшим является максимальное значение, единица присваивается максимальному показателю. А остальные вычисляются путем деления их значений на значение максимального показателя.

Результаты расчетов по всем критериям приведены в таблице 3.6.


Таблица 3.6 – Нормированные величины критериев

ТЭК

Название критериев

1

2

3

4

5

1

0,929

1

0,570

0,4

1

2

0,867

0,889

0,851

0,25

0,5

3

0,851

0,667

0,737

1

0,938

4

1

0,571

1

0,4

0,682


Рассчитаем рейтинг ТЭК (Rк) по формуле:

Rк = ∑αi Z (3.14)


где Z − значение i-го критерия для к–й фирмы.

Для фирмы 1:

R1 = 0,929·0,333+1·0,227+0,570·0,2+0,4·0,147+1·0,093 = 0,802157

R2 = 0,867·0,333+0,889·0,227+0,851·0,2+0,25·0,147+0,5·0,093 = 0,743964

R3 = 0,851·0,333+0,667·0,227+0,737·0,2+1·0,147+0,938·0,093 = 0,816426

R4 = 1·0,333+0,571·0,227+1·0,2+0,4·0,147+0,682·0,093 = 0,784843



Вычисленные значения рейтингов всех ТЭК приведены в таблице 3.7.




Таблица 3.7 – Рейтинги ТЭК

Компания

Рейтинг

«Красная заря»

0,802

«Третий путь»

0,744

«Контейнер транс»

0,816

«Петров и Ко»

0,785



Вывод. Самый высокий рейтинг имеет фирма «Контейнер транс», следовательно, именно она может быть рекомендована для выполнения работ.























  1. Теория качества транспортной продукции


4.1. Общие положения


Под качеством товаров и услуг принято понимать совокупность характерных для них свойств, признаков и особенностей, отличающих их от других товаров и услуг и имеющих потребительскую ценность, т. е. способных удовлетворять отдельные потребности пользователей. Из этого определения вытекают следующие общие положения теории качества транспортной продукции:

качество – понятие относительное. Перевозка груза за пять суток не дает представления о качестве этой услуги без сопоставления с нормативным сроком доставки. Поэтому показатели качества должны определяться не только в абсолютном выражении, но и в виде относительных уровней по сравнению с соответствующими нормативами, стандартами и показателями, достигнутыми конкурентами;

приоритет конечных потребительских оценок показателей качества перед внутриотраслевыми. Это означает, что известные показатели качества эксплуатационной работы железных дорог (масса поезда, нагрузка и оборот вагона и др.) должны быть подчинены требованиям клиентуры, и максимально возможно учитывать интересы пользователей транспортом;

качество должно измеряться в натуральном, а не стоимостном выражении. В рыночных условиях цена перевозки должна определяться соотношением спроса и предложения на транспортные услуги. Следовательно, могут быть ситуации, когда цена за более низкое качество услуги может быть выше платы за более качественную, либо одинакова для различных условий транспортного обслуживания;

показатели качества транспортного обслуживания должны быть унифицированы и сопоставимы по видам транспорта, независимо от их технологических особенностей. Потребителям транспортных услуг необходимо само перемещение из одного пункта в другой, а не средство передвижения (поезда, автомобили, самолеты), поэтому победителем в конкурентной борьбе за потребителя транспортных услуг будет тот вид транспорта, который предоставит более комфортные и приемлемые по платежеспособному спросу услуги;

необходимость установления общего, интегрального показателя качества транспортного обслуживания. Таким интегральным показателем может быть комплексный сводный измеритель всех элементов и сторон качества транспортного обслуживания с балльной оценкой весомости каждого элемента.


.4.2. Качество транспортного обслуживания пользователей транспорта.



Управление качеством транспортной продукции можно осуществлять через оценку показателей качества перевозочного процесса и принятия решений по оптимальному транспортному обслуживанию пользователей на основе имеющихся ресурсов транспорта и платежеспособности клиентуры. Для успешной реализации управления качеством транспортного обслуживания пользователей выполним классификацию показателей качества транспортной продукции. Их можно разделить на три группы:

качество эксплуатационной работы транспорта;

показатели качества транспортной обеспеченности и доступности территорий транспортными ресурсами;

качество транспортного обслуживания пользователей транспортом.

Рассмотрим более подробно третью группу показателей, которую, в свою очередь, можно разделить на две подгруппы: качество транспортного обслуживания грузовладельцев и качество транспортного обслуживания пассажиров. Показатели качества транспортного обслуживания грузовладельцев включают следующие:

уровень выполнения скоростей и сроков доставки грузов:


(4.1)


(4.2)

(4.3)


(4.4)


где – время выполнения погрузочно-разгрузочных и начально-конечных операций, ч;

нормативные и фактические сроки доставки, ч;

фактическое расстояние перевозки груза, км;

объем перевозок грузов с соблюдением установленных нормативов сроков доставки и общий объем перевозки соответственно за период t, тыс. т;

участковая скорость движения поезда, км/ч;

скорость доставки груза, км/ч;

удельный вес грузов, доставленных по нормативным срокам доставки.

уровень сохранности перевозимых грузов Ксх :


(4.5)


где ΣΡпот - объем потерь грузов, тыс. т;

φп – средняя удельная норма естественной убыли грузов за время перевозки, %;

Ро – общий объем перевозимых грузов, тыс. т;

уровень полноты удовлетворения спроса на объемы перевозок Кус:


(4.6)


где – плановый платежеспособный спрос объемов перевозок грузов, включая заявленный и потенциальный, тыс. т;

фактический объем перевозок грузов за тот же период, тыс. т;

уровень ритмичности, регулярности и равномерности перевозок грузов в соответствии с установленным планом графиком поставок продукции («точно в срок»):


; (4.7)


, (4.8)


где – объем поставок с соблюдением установленных по договорам и планам графикам поставок продукции;

коэффициент неравномерности перевозок грузов;

максимальный и средний объемы перевозок грузов по месяцам года,тыс. т.

Коэффициент неравномерности лишь косвенно характеризует качество обслуживания, т. к. на него влияет много других факторов, в т. ч. неравномерность производства и потребления продукции и соответственно предъявление ее к перевозке в течение года.

уровень комплексности транспортного обслуживания пользователей по схеме «от двери до двери» :



, (4.9)


где – объем перевозки грузов по схеме «от двери до двери», организованный одним оператором-перевозчиком или экспедитором, тыс. т;

уровень качества транспортного сервиса для пользователей в начальных и конечных пунктах :


, (4.10)


где , – соответственно объем транспортного сервиса и дополнительных услуг для пользователей фактических и по установленным стандартам и нормативам;

уровень оперативности, информированности и культуры обслуживания пользователей железнодорожным транспортом при оформлении заявок на перевозки, провозных документов и договоров, связанных с перевозкой грузов:


, (4.11)


где , – среднее минимально необходимое и фактическое время обслуживания (оформление документов) в i-й инстанции дороги;

, – нормативное и фактическое количество инстанций, участвующих в оформлении перевозки грузов по железной дороге с участием клиентуры;

уровень правовой и материальной ответственности транспорта за нарушение стандартов и гарантий качества транспортного обслуживания :


, (4.12)


где – нормативная величина выплат железной дорогой клиентуре, предусматриваемая с учетом рисков и опозданий и других нарушений стандартов качества обслуживания;

фактическая величина выплат клиентуре за нарушение норм обслуживания за определенный период.

Общий комплексный показатель транспортного обслуживания грузовладельцев может быть получен по формуле:


, при этом , (4.13)


где – параметр (показатель) качества транспортного обслуживания;

доля каждого параметра качества, с учетом взаимного влияния в общей оценке качества, определяемые пользователями транспорта при маркетинговых обследованиях;

n – количество учитываемых параметров качества (i = 1, 2, 3…, n). Следует заметить, что высокий удельный вес того или иного показателя косвенно указывает на неудовлетворенность потребителя его выполнением.

Рассчитать основные показатели транспортного обслуживания грузовладельцев, а затем определить общий комплексный показатель.

Исходные данные: время выполнения погрузочно-разгрузочных операций tп-р = 21 ч, начально-конечных операций tн-к = 40 ч, фактическое расстояние перевозки груза = 5750 км, участковая скорость движения поезда Vуч = 35,5 км/ч, фактический срок доставки tэф = 280 ч; общий объем перевозимых грузов Ро = 275000 тыс. т, объем потерь грузов Рпот = 4400 тыс. т, средняя удельная норма естественной убыли грузов за время перевозки ϕп = 0,4 %; плановый платежеспособный спрос объемов перевозок грузов, включая заявленный и потенциальный, РПС = 24500 тыс. т; фактический объем перевозок грузов за тот же период Рф = 22500 тыс. т; объем поставок с соблюдением установленных по договорам и планам-графикам поставок продукции Рдогt = 263000 тыс. т; объем перевозки грузов по схеме «от двери до двери», организованный одним оператором-перевозчиком или экспедитором Ркомп = 226090 тыс. т, объем транспортного сервиса и дополнительных услуг для пользователей фактических Qсервф = 21, объем транспортного сервиса и дополнительных услуг по установленным стандартам и нормативам Qсервстанд = 18; среднее минимально необходимое время обслуживания в i-й инстанции дороги tmini= 3 мин, фактическое время обслуживания в i-й инстанции дороги tфi = 5 мин; нормативное количество инстанций, участвующих в оформлении перевозки грузов по железной дороге с участием клиентуры Инорм = 4, фактическое количество инстанций, участвующих в оформлении перевозки грузов по железной дороге с участием клиентуры Иф = 6; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя выполнения сроков доставки аСД= 0,2; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя сохранности перевозимых грузов аСХ = 0,15; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя ритмичности перевозок аРИТМ = 0,27; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя полноты удовлетворения спроса на объемы перевозок аУС = 0,21; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя комплексности транспортного обслуживания аКОМП = 0,08; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя качества транспортного сервиса и дополнительных услуг аСЕРВ = 0,04; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя оперативности обслуживания пользователей аОПЕР = 0,15.


Решение.

1) Уровень выполнения сроков доставки грузов.

Для определения этого показателя необходимо знать нормативный срок доставки грузов:

tнд = 21 + 40 + = 223 ч.

Уровень выполнения скоростей и сроков доставки грузов:

Vд= 5750 / 280 =21 км/ч

  1. Уровень сохранности перевозимых грузов:

  1. Уровень полноты удовлетворения спроса на объёмы перевозок:

  1. Уровень ритмичности перевозок грузов в соответствии с установленным планом графиком поставок продукции:

  1. Уровень комплектности транспортного обслуживания пользователей по схеме «от двери до двери»:

  1. Уровень качества транспортного сервиса для пользователей в начальных и конечных пунктах:

  1. Уровень оперативности, информированности и культуры обслуживания пользователей железнодорожным транспортом при оформлении заявок на перевозки , провозных документов и договоров, связанных с перевозкой грузов:

Общий комплексный показатель транспортного обслуживания:











  1. Экономическая эффективность повышения качества на транспорте


    1. Методика учета внетранспортного эффекта при повышении качества транспортного обслуживания грузовладельцев


Основными показателями, образующими внетранспортный эффект, являются:

уровень соблюдения и ускорения сроков доставки грузов;

уровень соблюдения ритмичности доставки грузов;

уровень повышения сохранности перевозимых грузов;

уровень обеспечения комплексности обслуживания грузовладельцев;

уровень безопасности и экологичности транспортных процессов.

Эффект в общем виде принято определять как высвобождение оборотных средств у грузовладельцев:


(5.1)


где - объём перевозок груза, тыс. т;

Ц - цена 1 т груза, руб.;

- первоначальный срок доставки, сут.;

- ускоренный срок доставки, сут.

Рассмотрим различные способы формирования внетранспортного эффекта.

А. Груз, перевозившийся ранее с опозданием, стал перевозиться в срок.

На основании Устава железных дорог штраф за просрочку составляет 9 % от стоимости груза в сутки, но не более величины провозной платы. Таким образом, убытки железных дорог составят


Ужд = 0,09 · Ц при Ужд Τ , (5.2)


где Ц – цена перевозимого груза, руб.;

Т – величина тарифной платы, руб.

Если сумма платежа превышает размер провозной платы, то убытки железных дорог составят


Ужд = Τ . (5.3)


Тогда убыток грузовладельца от просрочки


Уг = Уп − Ужд , (5.4)


где Уп – убыток грузополучателя от производственной деятельности, руб.

Он может выражаться:

а) в полной остановке производственного процесса


Уп = , (5.5)

где Дгод – планируемый годовой доход предприятия, руб.;

Εнзгод – планируемые годовые расходы в части, не зависящей от объема производства, руб.;

t – время просрочки, сут.

б) в увеличении производственного запаса. Производственный запас предприятия включает текущий запас, который потребляется в процессе производства в интервале между поставками; подготовительный запас, обеспечивающий процесс производства во время выгрузки и приемки очередной партии сырья; страховой запас, обеспечивающий процесс производства в случае срыва поставок. Таким образом, вероятность опоздания груза вынуждает грузополучателя увеличивать размер производственного запаса в его страховой части, что приводит к росту складских издержек