ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.02.2019
Просмотров: 894
Скачиваний: 4
Величина критерия, рассчитанная по формулам (3.11), (3.12) должна быть больше табличного значения, т. к. в этом случае с вероятностью Р можно утверждать, что суще-ствует определенная согласованность экспертов относительно критериев, оцениваемая рассчитанным коэффициентом конкордации.
В качестве уровня значимости выбираем уровень 5 % (q = 5 %).
Если , согласованность мнений экспертов считается достаточной. В нашем случае χ2 = 11,1.
Весовые значения критериев αi рассчитаны по формуле:
(3.13)
и приведены в графе 11 таблицы 3.3.
Достаточно большой вес имеет качество услуг, за ним следует критерий времени отправления, популярность, производственные мощности. Данные критерии определяют рейтинг ТЭК в меньшей степени, чем стоимость. Но и они играют важную роль при осуществлении выбора.
Остальные критерии имеют еще более низкую значимость , но учет этих критериев позволяет составить более полную картину и правильно выбрать ТЭК.
После определения весов критериев рассчитаны их значения по формулам (3.1−3.3) и с учетом рекомендаций, изложенных выше.
Расчёты:
Результаты расчетов для всех фирм приведены в таблице 3.5.
Таблица 3.5 – Значения критериев
ТЭК |
Название критериев |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
147 |
4,0 |
25,26 |
5 |
15 |
2 |
157,5 |
4,5 |
16,93 |
8 |
30 |
3 |
160,4 |
6,0 |
19,54 |
2 |
16 |
4 |
136,5 |
7,0 |
14,40 |
5 |
22 |
Для расчета рейтингов компаний необходимо выполнить нормирование критериев, т. к. все они имеют разную размерность.
Процедура нормирования заключается в следующем:
-
Критериям, для которых оптимальным значением является минимальное, единица присваивается минимальному показателю, а остальные вычисляются путем деления значения минимального показателя на соответствующий показатель.
-
Критериям, для которых наилучшим является максимальное значение, единица присваивается максимальному показателю. А остальные вычисляются путем деления их значений на значение максимального показателя.
Результаты расчетов по всем критериям приведены в таблице 3.6.
Таблица 3.6 – Нормированные величины критериев
ТЭК |
Название критериев |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
0,929 |
1 |
0,570 |
0,4 |
1 |
2 |
0,867 |
0,889 |
0,851 |
0,25 |
0,5 |
3 |
0,851 |
0,667 |
0,737 |
1 |
0,938 |
4 |
1 |
0,571 |
1 |
0,4 |
0,682 |
Рассчитаем рейтинг ТЭК (Rк) по формуле:
Rк = ∑αi Ziк (3.14)
где Ziк − значение i-го критерия для к–й фирмы.
Для фирмы 1:
R1 = 0,929·0,333+1·0,227+0,570·0,2+0,4·0,147+1·0,093 = 0,802157
R2 = 0,867·0,333+0,889·0,227+0,851·0,2+0,25·0,147+0,5·0,093 = 0,743964
R3 = 0,851·0,333+0,667·0,227+0,737·0,2+1·0,147+0,938·0,093 = 0,816426
R4 = 1·0,333+0,571·0,227+1·0,2+0,4·0,147+0,682·0,093 = 0,784843
Вычисленные значения рейтингов всех ТЭК приведены в таблице 3.7.
Таблица 3.7 – Рейтинги ТЭК
Компания |
Рейтинг |
«Красная заря» |
0,802 |
«Третий путь» |
0,744 |
«Контейнер транс» |
0,816 |
«Петров и Ко» |
0,785 |
Вывод. Самый высокий рейтинг имеет фирма «Контейнер транс», следовательно, именно она может быть рекомендована для выполнения работ.
-
Теория качества транспортной продукции
4.1. Общие положения
Под качеством товаров и услуг принято понимать совокупность характерных для них свойств, признаков и особенностей, отличающих их от других товаров и услуг и имеющих потребительскую ценность, т. е. способных удовлетворять отдельные потребности пользователей. Из этого определения вытекают следующие общие положения теории качества транспортной продукции:
– качество – понятие относительное. Перевозка груза за пять суток не дает представления о качестве этой услуги без сопоставления с нормативным сроком доставки. Поэтому показатели качества должны определяться не только в абсолютном выражении, но и в виде относительных уровней по сравнению с соответствующими нормативами, стандартами и показателями, достигнутыми конкурентами;
– приоритет конечных потребительских оценок показателей качества перед внутриотраслевыми. Это означает, что известные показатели качества эксплуатационной работы железных дорог (масса поезда, нагрузка и оборот вагона и др.) должны быть подчинены требованиям клиентуры, и максимально возможно учитывать интересы пользователей транспортом;
– качество должно измеряться в натуральном, а не стоимостном выражении. В рыночных условиях цена перевозки должна определяться соотношением спроса и предложения на транспортные услуги. Следовательно, могут быть ситуации, когда цена за более низкое качество услуги может быть выше платы за более качественную, либо одинакова для различных условий транспортного обслуживания;
– показатели качества транспортного обслуживания должны быть унифицированы и сопоставимы по видам транспорта, независимо от их технологических особенностей. Потребителям транспортных услуг необходимо само перемещение из одного пункта в другой, а не средство передвижения (поезда, автомобили, самолеты), поэтому победителем в конкурентной борьбе за потребителя транспортных услуг будет тот вид транспорта, который предоставит более комфортные и приемлемые по платежеспособному спросу услуги;
– необходимость установления общего, интегрального показателя качества транспортного обслуживания. Таким интегральным показателем может быть комплексный сводный измеритель всех элементов и сторон качества транспортного обслуживания с балльной оценкой весомости каждого элемента.
.4.2. Качество транспортного обслуживания пользователей транспорта.
Управление качеством транспортной продукции можно осуществлять через оценку показателей качества перевозочного процесса и принятия решений по оптимальному транспортному обслуживанию пользователей на основе имеющихся ресурсов транспорта и платежеспособности клиентуры. Для успешной реализации управления качеством транспортного обслуживания пользователей выполним классификацию показателей качества транспортной продукции. Их можно разделить на три группы:
– качество эксплуатационной работы транспорта;
– показатели качества транспортной обеспеченности и доступности территорий транспортными ресурсами;
– качество транспортного обслуживания пользователей транспортом.
Рассмотрим более подробно третью группу показателей, которую, в свою очередь, можно разделить на две подгруппы: качество транспортного обслуживания грузовладельцев и качество транспортного обслуживания пассажиров. Показатели качества транспортного обслуживания грузовладельцев включают следующие:
– уровень выполнения скоростей и сроков доставки грузов:
(4.1)
(4.2)
(4.3)
(4.4)
где – время выполнения погрузочно-разгрузочных и начально-конечных операций, ч;
– нормативные и фактические сроки доставки, ч;
– фактическое расстояние перевозки груза, км;
– объем перевозок грузов с соблюдением установленных нормативов сроков доставки и общий объем перевозки соответственно за период t, тыс. т;
– участковая скорость движения поезда, км/ч;
– скорость доставки груза, км/ч;
– удельный вес грузов, доставленных по нормативным срокам доставки.
– уровень сохранности перевозимых грузов Ксх :
(4.5)
где ΣΡпот - объем потерь грузов, тыс. т;
φп – средняя удельная норма естественной убыли грузов за время перевозки, %;
Ро – общий объем перевозимых грузов, тыс. т;
– уровень полноты удовлетворения спроса на объемы перевозок Кус:
(4.6)
где – плановый платежеспособный спрос объемов перевозок грузов, включая заявленный и потенциальный, тыс. т;
– фактический объем перевозок грузов за тот же период, тыс. т;
– уровень ритмичности, регулярности и равномерности перевозок грузов в соответствии с установленным планом графиком поставок продукции («точно в срок»):
; (4.7)
, (4.8)
где – объем поставок с соблюдением установленных по договорам и планам графикам поставок продукции;
– коэффициент неравномерности перевозок грузов;
– максимальный и средний объемы перевозок грузов по месяцам года,тыс. т.
Коэффициент неравномерности лишь косвенно характеризует качество обслуживания, т. к. на него влияет много других факторов, в т. ч. неравномерность производства и потребления продукции и соответственно предъявление ее к перевозке в течение года.
– уровень комплексности транспортного обслуживания пользователей по схеме «от двери до двери» :
, (4.9)
где – объем перевозки грузов по схеме «от двери до двери», организованный одним оператором-перевозчиком или экспедитором, тыс. т;
– уровень качества транспортного сервиса для пользователей в начальных и конечных пунктах :
, (4.10)
где , – соответственно объем транспортного сервиса и дополнительных услуг для пользователей фактических и по установленным стандартам и нормативам;
– уровень оперативности, информированности и культуры обслуживания пользователей железнодорожным транспортом при оформлении заявок на перевозки, провозных документов и договоров, связанных с перевозкой грузов:
, (4.11)
где , – среднее минимально необходимое и фактическое время обслуживания (оформление документов) в i-й инстанции дороги;
, – нормативное и фактическое количество инстанций, участвующих в оформлении перевозки грузов по железной дороге с участием клиентуры;
– уровень правовой и материальной ответственности транспорта за нарушение стандартов и гарантий качества транспортного обслуживания :
, (4.12)
где – нормативная величина выплат железной дорогой клиентуре, предусматриваемая с учетом рисков и опозданий и других нарушений стандартов качества обслуживания;
– фактическая величина выплат клиентуре за нарушение норм обслуживания за определенный период.
Общий комплексный показатель транспортного обслуживания грузовладельцев может быть получен по формуле:
, при этом , (4.13)
где – параметр (показатель) качества транспортного обслуживания;
– доля каждого параметра качества, с учетом взаимного влияния в общей оценке качества, определяемые пользователями транспорта при маркетинговых обследованиях;
n – количество учитываемых параметров качества (i = 1, 2, 3…, n). Следует заметить, что высокий удельный вес того или иного показателя косвенно указывает на неудовлетворенность потребителя его выполнением.
Рассчитать основные показатели транспортного обслуживания грузовладельцев, а затем определить общий комплексный показатель.
Исходные данные: время выполнения погрузочно-разгрузочных операций tп-р = 21 ч, начально-конечных операций tн-к = 40 ч, фактическое расстояние перевозки груза = 5750 км, участковая скорость движения поезда Vуч = 35,5 км/ч, фактический срок доставки tэф = 280 ч; общий объем перевозимых грузов Ро = 275000 тыс. т, объем потерь грузов ∑Рпот = 4400 тыс. т, средняя удельная норма естественной убыли грузов за время перевозки ϕп = 0,4 %; плановый платежеспособный спрос объемов перевозок грузов, включая заявленный и потенциальный, ∑РПС = 24500 тыс. т; фактический объем перевозок грузов за тот же период ∑Рф = 22500 тыс. т; объем поставок с соблюдением установленных по договорам и планам-графикам поставок продукции ∑Рдогt = 263000 тыс. т; объем перевозки грузов по схеме «от двери до двери», организованный одним оператором-перевозчиком или экспедитором ∑Ркомп = 226090 тыс. т, объем транспортного сервиса и дополнительных услуг для пользователей фактических ∑Qсервф = 21, объем транспортного сервиса и дополнительных услуг по установленным стандартам и нормативам ∑Qсервстанд = 18; среднее минимально необходимое время обслуживания в i-й инстанции дороги tmini= 3 мин, фактическое время обслуживания в i-й инстанции дороги tфi = 5 мин; нормативное количество инстанций, участвующих в оформлении перевозки грузов по железной дороге с участием клиентуры Инорм = 4, фактическое количество инстанций, участвующих в оформлении перевозки грузов по железной дороге с участием клиентуры Иф = 6; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя выполнения сроков доставки аСД= 0,2; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя сохранности перевозимых грузов аСХ = 0,15; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя ритмичности перевозок аРИТМ = 0,27; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя полноты удовлетворения спроса на объемы перевозок аУС = 0,21; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя комплексности транспортного обслуживания аКОМП = 0,08; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя качества транспортного сервиса и дополнительных услуг аСЕРВ = 0,04; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя оперативности обслуживания пользователей аОПЕР = 0,15.
Решение.
1) Уровень выполнения сроков доставки грузов.
Для определения этого показателя необходимо знать нормативный срок доставки грузов:
tнд = 21 + 40 + = 223 ч.
Уровень выполнения скоростей и сроков доставки грузов:
Vд= 5750 / 280 =21 км/ч
-
Уровень сохранности перевозимых грузов:
-
Уровень полноты удовлетворения спроса на объёмы перевозок:
-
Уровень ритмичности перевозок грузов в соответствии с установленным планом графиком поставок продукции:
-
Уровень комплектности транспортного обслуживания пользователей по схеме «от двери до двери»:
-
Уровень качества транспортного сервиса для пользователей в начальных и конечных пунктах:
-
Уровень оперативности, информированности и культуры обслуживания пользователей железнодорожным транспортом при оформлении заявок на перевозки , провозных документов и договоров, связанных с перевозкой грузов:
Общий комплексный показатель транспортного обслуживания:
-
Экономическая эффективность повышения качества на транспорте
-
Методика учета внетранспортного эффекта при повышении качества транспортного обслуживания грузовладельцев
Основными показателями, образующими внетранспортный эффект, являются:
– уровень соблюдения и ускорения сроков доставки грузов;
– уровень соблюдения ритмичности доставки грузов;
– уровень повышения сохранности перевозимых грузов;
– уровень обеспечения комплексности обслуживания грузовладельцев;
– уровень безопасности и экологичности транспортных процессов.
Эффект в общем виде принято определять как высвобождение оборотных средств у грузовладельцев:
(5.1)
где - объём перевозок груза, тыс. т;
Ц - цена 1 т груза, руб.;
- первоначальный срок доставки, сут.;
- ускоренный срок доставки, сут.
Рассмотрим различные способы формирования внетранспортного эффекта.
А. Груз, перевозившийся ранее с опозданием, стал перевозиться в срок.
На основании Устава железных дорог штраф за просрочку составляет 9 % от стоимости груза в сутки, но не более величины провозной платы. Таким образом, убытки железных дорог составят
Ужд = 0,09 · Ц при Ужд ≤ Τ , (5.2)
где Ц – цена перевозимого груза, руб.;
Т – величина тарифной платы, руб.
Если сумма платежа превышает размер провозной платы, то убытки железных дорог составят
Ужд = Τ . (5.3)
Тогда убыток грузовладельца от просрочки
Уг = Уп − Ужд , (5.4)
где Уп – убыток грузополучателя от производственной деятельности, руб.
Он может выражаться:
а) в полной остановке производственного процесса
Уп = , (5.5)
где Дгод – планируемый годовой доход предприятия, руб.;
Εнзгод – планируемые годовые расходы в части, не зависящей от объема производства, руб.;
t – время просрочки, сут.
б) в увеличении производственного запаса. Производственный запас предприятия включает текущий запас, который потребляется в процессе производства в интервале между поставками; подготовительный запас, обеспечивающий процесс производства во время выгрузки и приемки очередной партии сырья; страховой запас, обеспечивающий процесс производства в случае срыва поставок. Таким образом, вероятность опоздания груза вынуждает грузополучателя увеличивать размер производственного запаса в его страховой части, что приводит к росту складских издержек