Файл: Технологии создания управленческих команд (Понятие управленческих команд).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты создания управленческих команд в организации
1.1 Понятие управленческих команд
1.2 Основные виды и признаки управленческих команд в организации
1.3 Методы формирования управленческих команд и этапы командообразования
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМАНД
2.1 Опыт создания управленческих команд организации
2.2 Предложения и рекомендации по повышению эффективности управленческих команд в организации
2.3 Проблемы формирования управленческих команд на российских предприятиях
Новым управленцам предоставляют "Руководство для менеджера", в котором расписаны основные правила корпоративной культуры, принципы командного взаимодействия, которые приняты в организации. В этом руководстве представлены "золотые качества менеджера", которые приняты в организации и в самом бизнесе, Корпоративный кодекс, который состоит из делового этикета, методических рекомендаций по проведению деловых совещаний, основных принципов администрирования, правил внутреннего трудового распорядка, положений дисциплинарной культуры компании. В этом же руководстве описаны главные критерии оценки деятельности сотрудников организации, приведена система обучения, личностного и профессионального роста сотрудников, описаны меры безопасности и критерии работы с конфиденциальной информацией.
Процесс адаптации к корпоративной культуре и ценностям организации проходит путем постоянного (еженедельного) представления новых членов управленческой команды.[4] С помощью электронной почты, облегчающей коммуникацию, по офису рассылается информационный материал с фото, небольшой историей карьерного роста и достижений и указанием должности, которую займет новый сотрудник в этой компании.[5]
Способы рекрутирования членов управленческой команды
При всем множестве различных подходов к рекрутированию в организации при формировании управленческой команды руководствуются в основном двумя:
-детально проработанной политикой карьерного роста сотрудников внутри организации;
-привлечением членов управленческой команды извне.
С одной стороны, организация заинтересована в развитии управленцев из числа своих сотрудников, в их личностном и профессиональном росте, с другой стороны, без "вливания свежей крови" тоже нельзя обойтись, потому что развитие бизнеса требует новых умений, свежих взглядов, большего опыта и технологий.
Основной особенностью командообразования в "Арпиком" является тщательно разработанная политика карьерного роста сотрудников внутри организации - начиная с низовых до топ-позиций. Этот подход дает хорошую возможность подготовить и развить членов управленческой группы, которые владеют глубокими практическими навыками в этой сфере бизнеса, которые получили внутрикорпоративное и бизнес-образование и которые усвоили культуру командной деятельности в организации.
По поводу привлечения членов управленческой группы извне можно сказать, что международный формат бизнеса организации и конкурентная борьба на рынке говорят о необходимости приглашения менеджеров, воспитанных в традициях европейской, американской и азиатской бизнес-культур, благодаря которым командная работа выходит на качественно новый уровень. Для поиска данных менеджеров высшего звена привлекаются, чаще всего, компании, специализирующиеся в этой области.
Стратегия управления персонала
Итак, при любой специфике бизнеса более эффективным будет являться сочетание подходов, возможность выбора и, несомненно, их вариативность, создание эффективного механизма командного взаимодействия. Сотрудник HR-департамента (HR-директор, внутренний психолог) занимается диагностикой индивидуальных различий внутри группы (навыков, личных качеств, социокультурных особенностей), проводит анализ соотношения факторов однородности и разнообразия в группе, определяет наилучшую пропорцию "практиков" и "креативщиков" для достижения эффективной командной деятельности. В ходе конфликтогенного или кризисного процесса командной деятельности психолог нейтрализует такие негативные поведенческие модели членов команды, как:
-атака/защита;
-блокирование/создание трудностей;
-отвлечение;
-стремление переиграть всех по очкам;
-доминирование сильной личности на всех собраниях команды.
В случае проявления похожих примеров поведения со стороны членов группы руководитель по развитию человеческих ресурсов поможет решить конфликтную ситуацию, используя, естественно, не только эффективные психологические методики, но и индивидуальный подход к каждому сотруднику, показывая искреннюю заинтересованность и, конечно, уважение.
Суть командной работы состоит из постоянных совещаний, которые происходят в формате мозговых штурмов, рабочих команд на уровне руководителей организации, брендов, в рамках принципов, на базе ресторанов. Одним из наиболее понятных примеров такого взаимодействия является организация Дня общения. Идея, главным образом, заключается в том, что сотрудникам, работающим над решением общей проблемы, но при этом находящимся в разных местах, надо периодически увидеть и услышать друг друга лично (наяву). Для организации Дня общения люди, работающие в рамках единого бренда, уезжают за пределы города и в неформальной обстановке обсуждают/решают рабочие задачи и проблемы.
Коллеги разделяются на две команды, каждая из которых готовит презентацию и защиту предлагаемых путей решения имеющихся проблем. Исходя из существующей традиции, в День общения нежелательно критиковать, можно только подкорректировать и дополнить предлагаемые решения. Обычно, завершается данное мероприятие праздничным ужином. По итогам этого дня издается стенгазета. Итак, День общения стал достоянием не только лишь одного структурного подразделения, но и всей организации.
В организации принято, чтобы каждый член управленческой команды соблюдал культуру участия на совещаниях: каждый выступающий в обязательном порядке делает ссылку на заранее проведенный анализ проблемы, цифры, факты, документацию; каждое совещание, конечно же, начинается с отчета по реализации принятых ранее решений; при внутрикомандном взаимодействии обязательно должна обеспечиваться обратная связь.[6]
Можно предположить, что данная модель эффективна в любой сфере бизнеса, потому что, прежде всего, показывает уважение к коллегам и их времени, а это и является одной из главных ценностей корпоративной этики в компании.
Критерии лояльности и нелояльности персонала
Какой бы высококвалифицированной, подготовленной и профессиональной ни была управленческая (и не только такая) команда, она не сможет эффективно функционировать, если ее члены не лояльны друг к другу.
К показателям лояльности как расположенности и преданности сотрудника компании можно отнести:
-следование политике компании;
-корпоративной культуры и системы ценностей;
-отсутствие негативного позиционирования компании в неформальном и формальном общении;
Проявлением нелояльности можно считать следующие ситуации:
-члены менеджерской команды дают себя переманить компаниями-конкурентами;
-негативно отзываются о компании и руководстве;
-сотрудники игнорируют политику компании, их работа неэффективна, а показатели -низкие;
-конфиденциальная информация разглашается;
-служебные контакты используются для личных целей.
Если есть явные проявления нелояльности, то, естественно, этот факт может говорить о наличии управленческих недоработок, и, в первую очередь, в работе с персоналом.
Измерение лояльности
Лояльность можно прогнозировать с помощью:
-узкопрофессиональных тестов Predictive Index System (PIS), разработанных американскими специалистами. Тесты просты в исполнении и дают показатели, интересующие компанию как работодателя. На основе психоэмоциональных и личностных характеристик и особенностей мотивации кандидатов обеспечивают объективными эмпирическими данными в виде графических диаграмм относительно потенциальной лояльности к компании;
-анализа динамики кадровых процессов (прежде всего, текучести кадров) с учетом специфики бизнеса компании. Так, например, в компании установлены дифференцированные предельные показатели текучести для предприятий быстрого обслуживания и для концептуальных ресторанов. Для первых допустимый уровень текучести составляет 90%, а для вторых - 30%. В анализе динамики кадровых процессов проводится сравнительный анализ показателей текучести среди ресторанов внутри одной концепции, а также исследуются тенденции в данном сегменте рынка вообще;
-анализа данных, полученных при выходном интервью;
-исследования эмоционального климата в компании при помощи анкетирования и индивидуальных бесед с сотрудниками, проводимых менеджерами по обучению и развитию персонала;
-проведения внутреннего аудита и систематических оценок, конфиденциальных опросов среди персонала;
-ведения статистического учета персонала, проработавшего определенное количество лет (5, 10).
Все вышеперечисленные факторы используются комплексно, и почти все они с разных сторон раскрывают лояльность персонала, показывая тем самым общую объективную обстановку в компании. Любой инструмент наиболее эффективен, если используется наряду с другими (сочетается).
Создание мотивирующих факторов лояльности персонала
Финансовые показатели (даже очень большой уровень материальной компенсации) не являются ни в коем случае гарантией лояльности персонала. В этом контексте является крайне необходимым использовать мотивирующие факторы лояльности, которые будут иметь не исключительно материальное выражение.
Выделим инструменты, применяемые в ООО "Арпиком":
-использование материальных (система бонусов, премии, кредитование, медицинское страхование, корпоративное питание, фитнес, корпоративный транспорт) и нематериальных стимулов (вербальное признание, выражение признания и одобрения в письменной форме, чествование сотрудников, проработавших 5, 10 лет в компании, присуждение отличительных знаков "Звезда Президента", общественное признание деятельности человека путем размещения фотографии и статьи о нем в информационном бюллетене компании);
-проведение корпоративных праздников и Дней общения, "специальных" социальных мероприятий - организация культурно-развивающих программ для детей сотрудников (1
сентября, экскурсии);
-повышение моральной и материальной удовлетворенности сотрудников, создание условий для их роста и самореализации, которые являются основным фактором формирования лояльности персонала, через организацию внутрикорпоративного обучения на базе собственного учебного центра Компании, функционирующего 10 лет;
-активное использование системы наставничества;
-участие персонала в принятии решений - систематическое проведение разноуровневых совещаний в различных форматах (в том числе совещаний по брендам): в команду по решению конкретных вопросов могут войти как руководители, так и рядовые сотрудники;
-практическая реализация идей и инициатив сотрудников.
В организации при выборе стимулирующих факторов ориентируются, в первую очередь, на определенного человека, на его интересы и предпочтения. Так, к примеру, человеку, который увлекается спортом, предоставление условий для спортивных занятий будет наилучшей мотивацией.
В заключение хотелось бы отметить, что технологии формирования управленческой группы находятся в зависимости от стратегических целей и, конечно же, конкретных особенностей бизнеса организации. Данные факторы детерминируют и способы рекрутирования членов управленческой группы. Для того чтобы управленческая группа с легкостью решала поставленные задачи, нужно разработать эффективные способы командного взаимодействия, обращая , прежде всего, внимание на методы повышения лояльности сотрудников к организации. Без этого всего построить эффективный бизнес является невозможным. Рассмотрим наиболее важные рекомендации по совершенствованию процесса создания управленческих групп в ООО «Арпиком».
2.2 Предложения и рекомендации по повышению эффективности управленческих команд в организации
По словам некоторых специалистов, командная работа наиболее эффективна, если в ней присутствует динамическое равновесие между личными интересами каждого работника и потребностями всей группы. Так же существует мнение, что хорошо сработанная команда является практически непобедимой. Важное место занимает ряд следующих факторов:
- самостоятельное регулирование интенсификации труда (для членов группы не существует нормированного рабочего дня, команда самостоятельно нормирует свой рабочий день в зависимости от сроков достижения намеченной цели);
- сокращение потерь рабочего времени путем достижения высокой степени организации труда внутри команды (взаимозаменяемость, активная личная позиция, конструктивная коммуникация, рациональное распределение ролей, работа на опережение);
- использование корпоративных форм принятия решений.
- По результатам ряда исследований, выполненных во многих странах мира, учеными выделены отличительные характеристики высокоэффективной команды, в частности
- наличие хотя бы одного человека, являющегося ядром команды;
- надлежащее качество и высокая производительность труда;
- удовлетворенность своей деятельностью;
- взаимодействие членов таких команд;
- сбалансированность состава в зависимости от ролей, выполняемых членами команды, и их навыков;
- уважение к менеджеру, который подает пример членам команды;
- относительная автономность действий;
- способность быстро учиться на собственных ошибках;
- ориентированность на клиента, потребителя;
- умение найти оптимальное решение проблемы и проконтролировать его выполнение;
- хорошая мотивация к труду.
- Некоторые авторы выделяют в качестве определяющих такие признаки эффективной команды, как:
- высокая степень согласия и доверия между членами команды:
- четкая самоидентификация индивидов с командой;
- общность видения целей и задач команды;
- пpoфeccиoнaльнaя компетентность и хорошая мотивация членов команды;
- взаимодополняющие способности и взаимозависимость членов команды;
- относительно небольшое число членов команды;
- инициативность и удовлетворенность от работы в команде.
- Для успешного функционирования команды, по мнению отдельных ученых, необходимо соблюдение, как минимум, четырех взаимосвязанных условий:
- поддерживающее окружение;
- квалификация и четкое осознание выполняемых ролей;
- «сверхзадача»;
- адекватное вознаграждение.