ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 3421

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Логистика на железнодорожном транспорте.

Наиболее эффективно перевозочный процесс осуществляется при создании комплексных транспортно-технологических систем на основе транспортной логистики.

Логистика — это теория и практика управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения; планирование материального спроса потребителя.

Доставка продукции от производителя до потребителя «точно в срок» при минимальных затратах грузовых и материальных ресурсов — основа транспортной логистики. При этом функции железных дорог расширяются и вторгаются непосредственно в сферы производства и потребления с учетом экономических интересов производителя, железных дорог и потребителя.

Классическая схема транспортной логистики объединяет трех участников: поставщик (грузоотправитель) — перевозчик (железная дорога или другой вид транспорта) — потребитель (грузополучатель). Например, согласованный подвод потоков руды и угля кольцевыми маршрутами в адрес ОАО «Северсталь» от поставщиков Мурманской области и Республики Коми.

Реализация транспортных логистических систем позволяет сократить простои вагонов, уменьшить запасы различных видов сырья, число резервных путей и объемы резервов перерабатывающей способности мест погрузки и выгрузки.

На железных дорогах Российской Федерации разработан и осуществлен ряд эффективных транспортно-технологических систем на основе транспортной логистики:

- отправительская маршрутизация (связывает в единую логистическую систему грузоотправителя и грузополучателя, то есть поставщика и потребителя товаров);

- организация технологических маршрутов (взаимосогласованная система «производитель — транспорт — потребитель»);

- укрупнение групп вагонов в адрес одного грузополучателя (связывает в единую систему производителей, потребителей и др.).

Создание эффективных железнодорожных логистических систем является актуальной задачей реструктуризации железнодорожного транспорта. В перспективе сеть железных дорог России будет представлять собой и сеть логистических центров, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности железнодорожного транспорта и производителей товаров.


  1. Интеграция услуги 2PL в 3PL и 4PL логистику


  1. Общие сведения о перевозочном процессе. Лекция 1

Процесс перевозок грузов связан с перемещением груза от пункта производства к пункту потребления. Перевозки грузов обусловливаются необходимостью продолжения и завершения процесса производства продуктов промышленности и сельского хозяйства в сфере обращения, после чего они становятся готовыми к потреблению. В большинстве случаев в перемещении груза участвует несколько видов транспорта: автомобильный, железнодорожный промышленный, железнодорожный магистральный и другие. При передаче продукции транспортной организации для доставки потребителю происходит важный юридический акт— продукция превращается в груз.


Груз— объект(в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах и контейнерах.

Грузоотправитель (отправитель) — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе.

Груз выдается на железнодорожной станции назначения грузополучателю.

Грузополучатель(получатель) — физическое или юридическое лицо, уполномоченное на получение груза, багажа и грузобагажа.

Пользователь услугами железнодорожного транспорта — пассажир, грузоотправитель, грузополучатель либо иное физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами(работами), оказываемыми организациями железнодорожного транспорта и индивидуальными предпринимателями на железнодорожном транспорте.

Перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявший на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж грузополучателю.

Перевозочный процесс — совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом. Перевозочный процесс на железнодорожном транспорте Российской Федерации осуществляется между железнодорожными станциями с участием одной и более инфраструктур.

Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее инфраструктура) — технологический комплекс, включающийвсебяжелезнодорожныепутиобщегопользованияидругие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, систему сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающиефункционированиеэтогокомплексаздания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Перевозочный процесс связан с выполнением постоянно повторяющихся операций: прием груза к отправлению, маневровые передвижения, связанные с подачей вагонов под погрузку, погрузка в вагоны, маневры, связанные с их уборкой, формирование поездов и подготовка ихкотправлению, движение поездов достанции назначения, расформирование и формирование поездов в пути следования, расформирование поездов на станции назначения, маневры по подаче вагонов к месту выгрузки, выгрузка и выдача груза грузополучателю и т.д. Перевозочный процесс сопровождается массовой передачей, приемом и переработкой информации об указанных операциях. При смешанных перевозках производится перегрузка с одного вида транспорта на другой.


Все операции перевозочного процесса должны выполняться наиболее рациональным методом с наилучшим использованием транспортных средств и с наименьшими затратами. В современных условиях это возможно при обеспечении единства управления перевозочным процессом сверху до низу и при менении сквозных сетевых технологий, исключающих потери времени на стыках существующих границ отделений и железных дорог.

В2001 г. решениемКоллегииМПСРоссиинажелезнодорожномтранспорте введена новая организационная структура управления перевозочным процессом, которая включает Центр управления перевозками МПС России(ЦУП), семь региональных центров управления перевозками(ЦУПР) и опорные центры управления(ОЦ) на дорогах.

Технология управления основывается на принципах «точно в срок» и «от двери до двери» с использованием твердых ниток графика движения поездов, разрабатываемых для конкретных грузопотоков, грузоотправителей и грузополучателей.


  1. Техническая и коммерческая эксплуатация - две стороны организации перевозочного процесса.

Техническая эксплуатация– это внутренняя деятельность жд, которую осуществляют их работники без участия отправителей, получателей грузов и пассажиров

В сферу технической эксплуатации входят:

- обеспечение безопасности движения поездов

- разработка и выполнение графика

- организация вагонопотоков;

- организация движения поездов;

- техническое нормирование;

- использование локомотивов, вагонов, и др.

Коммерческая эксплуатация– это область внешней деятельности жд, характеризующая правовые отношения жд с отправителями и получателями грузов, пассажирами, а так же другими видами транспорта. В сферу деятельности входит: приём; погрузка; выгрузка; выдача; взвешивание; хранение грузов; отправление комплекта перевозочных документов; правила перевозки грузов; тарифы; взаимные обязанности и ответственность дорог, отправителей и получателей грузов; договоры на эксплуатации подъездных путей и ПНП. Коммерческая эксплуатация область внешней деятельности ЖД, характеризующая правовые отношения. Их с отправителями, ГО, ГВ, ГП, пассажиров и др. видами транспорта. Планирование, иррационализация перевозок, в том числе и в использование других видов транспорта и в международном сообщении. Прием груза, оформление договора на перевозку. Правила и условия перевозок различных грузов. Тарифы. Выполнение условий, ответственность перевозчика и получателя.

  1. Виды сообщений и классификация грузовых перевозок. Лекция 1

Перевозки грузов железнодорожным транспортом осуществляются в сле­дующих видах сообщений: местном — в пределах одной дороги, прямом — с участием двух и более дорог, прямом смешанном — с участием двух и более видов транспорта (морского, речного, автомобильного и воздушного).


Пере­возки в прямом смешанном сообщении производятся по единому перевозочному документу, составляемому на весь путь следования груза. Уставом железных дорог предусмотрено железнодорожно-водное, железнодорожно-автомобильное, железнодорожно-водно-автомобильное и другие сообщения. Кроме того, грузы могут перевозиться в прямом международном сообщении — по одному перевозочному документу с участием дорог двух и более государств и в прямом смешанном международном железнодорожно-водном — по одному перевозоч­ному документу с участием железнодорожного и водного транспорта двух и бо­лее государств.В зависимости от количества груза, предъявляемого по одной накладной, перевозки"1зыполняются: мелкими, малотоннажными, повагонными, групповы­ми и маршрутными отправками. Мелкой отправкой считается партия груза массой от 20 кг до 5 т и объемом не более 1/3 вместимости крытого четырехосного вагона, полувагона или пло­щадки четырехосной платформы, в отдельных случаях допускается по разре­шению начальника станции за счет плановых норм грузоотправителей мелкая отправка массой 10 т. Малотоннажнаяотправка — массой от 10 до 20 т и объемом не более половины вместимости вагона. Повагоннаяотправка требует отдельного вагона.  Групповой отправкой считается партия груза, для которой требуется предоставление более одного вагона, но меньше маршрута. Для маршрутной отправки предоставляется количество вагонов, соответствующее норме маршрута (поезда), по массе.В зависимости от срочности доставки грузы перевозят грузовой, большой и пассажирской скоростью: грузовой — в обычных грузовых поездах; боль­шой — в ускоренных грузовых поездах, курсирующих на направлениях, уста­новленных Министерством путей сообщения; пассажирской(грузобагажом) — и багажных вагонах пассажирских поездов или в почтово-багажных поездах.


  1. Правовая основа грузовой и коммерческой работы

Правовой основой грузовой и коммерческой работы является Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом, издаваемые в его развитие и содержащие обязательные для перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей условия перевозок грузов (нормативные правовые акты). В международных сообщениях правовой основой являются договора и соглашения, заключаемые в установленном порядке. Если они отсутствуют, то правовой основой является Гражданский кодекс Российской Федерации, Ус т а в железнодорожного транспорта, другие федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации.


  1. Эксплуатационная характеристика вагонов. Показатели использования вагонов. Лекция 3


  1. Мероприятия по улучшению использования грузоподъемности и вместимости вагонов.

Улучшение использования грузовых вагонов по времени, грузоподъемности и вместимости позволяет либо сократить их потребность и снизить капитальные затраты на постройку и эксплуатационные расходы на содержание и ремонт, либо освоить возросший грузооборот при том же рабочем парке вагонов. Достигается улучшение использования вагонов повышением их производительности.


Средняя производительность вагона рабочего парка определяется отношением общего количества эксплуатационных тонно-километров (нетто) к рабочему парку вагонов:

Одной из основных задач улучшения использования вагона является повышение его статической нагрузки. Она определяет степень использования грузоподъемности вагона, которая характеризуется отношением средней статической нагрузки вагона к средней его грузоподъемности.

Коэффициент использования грузоподъемности значительно колеблется для разных типов вагонов. Наиболее высокие коэффициенты использования грузоподъемности у специализированных вагонов (цементовозы, зерновозы, хопперы-дозаторы), а также у полувагонов. Несколько повысился за последние годы этот коэффициент у цистерн и изотермических вагонов, а у крытых и платформ он снизился, что объясняется значительным повышением их грузоподъемности без увеличения объема кузова и площади платформы, а также в известной степени характеристикой перевозимых грузов.

Значительно колеблется коэффициент использования грузоподъемности в зависимости от плотности груза. По ряду тяжеловесных грузов коэффициент использования грузоподъемности выше единицы, а для большинства грузов он меньше единицы. В целом по всем грузам средний коэффициент использования грузоподъемности на сети составляет 0,86 (в 1975 г. был 0,81). По ряду грузов имеются еще большие резервы повышения коэффициента грузоподъемности; недостаточно используется грузоподъемность вагонов при перевозке таких грузов, как сельскохозяйственные машины, автомобили, лесные грузы, тарно-штучные, мелкие отправки (в крытых вагонах), торф, хлопок, бумага и др.

Для улучшения использования грузоподъемности и вместимости грузовых вагонов на станциях осуществляют следующие общие для всех типов вагонов мероприятия:

- разрабатывают оптимальные схемы распределения и подачи вагонов под загрузку в зависимости от плотности груза;

- применяют рациональные схемы загрузки вагонов для каждого груза исходя из его размеров и свойств;

- применяют комбинированную загрузку вагонов грузами тяжелыми и легкими;

- устанавливают прогрессивные технические нормы и разрабатывают эффективные технические условия загрузки вагонов применительно к каждому грузу с учетом передового опыта;

- улучшают качество подготовки груза для транспортирования грузоотправителем (брикетирование, уплотнение, прессование, дробление, пакетирование и др,);

- контролируют правильность указания в перевозочных документах отправителем массы груза и загрузку вагонов в соответствии с установленными нормами (сетевыми и местными) и с учетом передового опыта.

Наряду с общими мероприятиями предусматривают для конкретных типов вагонов специальные методы и приемы загрузки, повышающие среднюю нагрузку. Так, для крытых вагонов при перевозке тарно-штучных грузов применяют оптимальное размещение их в кузове вагона с полным использованием его вместимости, а также стандартизацию, рационализацию и установление оптимальных размеров тары.